Оборотная сторона Таблички Ронгоронго |
Чилийский остров Пасхи славится своими великолепными и загадочными статуями моаи. Эти гиганты были созданы ранним народом Рапа-Нуи, и считается, что они представляют предков, вождей или других важных фигур их культуры.
Помимо моаи, существует уникальный утерянный язык под названием ронго-ронго, столь же загадочный, как и статуи. Эксперты считают, что эта система письма, или прото-письменность, — одна из немногих в истории человечества, которая была изобретена независимо от какой-либо другой культуры.
В 19 веке на изолированном острове было собрано множество деревянных предметов с надписями Ронгоронго, которые сегодня можно увидеть в различных музеях мира. Они хранятся в личных коллекциях музеев Рима, Парижа, Нью-Йорка и Гавайев; ни одна из частей больше не остается на острове Пасхи.
Письменность появилась внезапно в 18 веке и была загадкой тогда и сейчас. Было много попыток расшифровать символы. Истинное значение этих глифов остается загадкой, и, кроме генеалогической информации, их никто не может прочесть.
По мнению некоторых историков, сначала надпись вырезали на банановых листьях акульими зубами. Позже Ронгоронго было написано на кусках дерева. Было найдено несколько петроглифов с краткими надписями. Тексты были написаны в чередующихся направлениях, и этот стиль известен как обратный бустрофедон. Она читалась слева направо снизу, и когда чтение строки было закончено, нужно было повернуть деревянную табличку на 180 градусов, чтобы прочитать следующую строку.
Удивительно, как строки кажутся перевернутыми, и чтобы прочитать их, нужно было крутить планшет, как автомобильное колесо. Глифы размером примерно 3,2 фута изображают животных, людей и овощи, а также геометрические фигуры. Одним из самых распространенных является глиф птицы, который создавался разными способами, и считается, что он был связан с верховным богом острова Макемаке, поскольку напоминал его символ, птицу-фрегат.
Существует несколько барьеров, которые затрудняют расшифровку ронго-ронго. Поскольку некоторые таблички повреждены, отсутствуют символы. Другая причина – ограниченное количество деревянных табличек. Некоторые историки считают, что письменность является протописьменностью, а это означает, что символы не содержат реального языкового содержания, а используются для некоторой объективной информации. Первым человеком, обнаружившим и зафиксировавшим письменность в своих записях, был Юджин Эйро, высадившийся на острове 2 января 1864 года и просидевший там несколько месяцев.
В своих заметках он говорил, что каждый символ имел свое название, и в начале написания они представляли значимые фигуры и предков. Но через некоторое время рапа-нуи стали использовать глифы по-другому, и они стали практикой без какого-либо глубокого смысла. Также есть предположение, что глифы использовались как украшения, а не как часть системы письма.
В 19 веке многие деревянные таблички были найдены после того, как Флорентен-Этьен Жассен, епископ Таити, получил небольшую деревянную дощечку, покрытую надписями Ронгоронго, от новообращенных католиков, живших на острове. Он был удивлен подарком и велел священнику на острове собрать как можно больше этих досок и попытаться их перевести. Отец Ипполит Руссель не мог найти никого, кто бы их читал. Считается, что в течение последних двух столетий тех, кто умел писать, продавали в рабство, умирали от болезней или уезжали с острова. Другое предположение состоит в том, что Ронго-ронго был священным, и только старейшины могли его читать и писать.
Одним из первых лингвистов, изучавших письменность, был Томас Бартель. Он утверждал, что символы представляют идеи и объекты и что только один символ может означать целую фразу, что еще больше усложняет перевод.
Многие историки, археологи, искусствоведы и лингвисты, по отдельности или вместе, пытались понять письменность, но Ронгоронго остается загадкой.
Помимо моаи, существует уникальный утерянный язык под названием ронго-ронго, столь же загадочный, как и статуи. Эксперты считают, что эта система письма, или прото-письменность, — одна из немногих в истории человечества, которая была изобретена независимо от какой-либо другой культуры.
В 19 веке на изолированном острове было собрано множество деревянных предметов с надписями Ронгоронго, которые сегодня можно увидеть в различных музеях мира. Они хранятся в личных коллекциях музеев Рима, Парижа, Нью-Йорка и Гавайев; ни одна из частей больше не остается на острове Пасхи.
Одна из многих табличек с надписями Ронгоронго, |
Письменность появилась внезапно в 18 веке и была загадкой тогда и сейчас. Было много попыток расшифровать символы. Истинное значение этих глифов остается загадкой, и, кроме генеалогической информации, их никто не может прочесть.
По мнению некоторых историков, сначала надпись вырезали на банановых листьях акульими зубами. Позже Ронгоронго было написано на кусках дерева. Было найдено несколько петроглифов с краткими надписями. Тексты были написаны в чередующихся направлениях, и этот стиль известен как обратный бустрофедон. Она читалась слева направо снизу, и когда чтение строки было закончено, нужно было повернуть деревянную табличку на 180 градусов, чтобы прочитать следующую строку.
На этом изображении можно заметить перевернутое письмо |
Удивительно, как строки кажутся перевернутыми, и чтобы прочитать их, нужно было крутить планшет, как автомобильное колесо. Глифы размером примерно 3,2 фута изображают животных, людей и овощи, а также геометрические фигуры. Одним из самых распространенных является глиф птицы, который создавался разными способами, и считается, что он был связан с верховным богом острова Макемаке, поскольку напоминал его символ, птицу-фрегат.
Никто не может перевести ронго-ронго |
Существует несколько барьеров, которые затрудняют расшифровку ронго-ронго. Поскольку некоторые таблички повреждены, отсутствуют символы. Другая причина – ограниченное количество деревянных табличек. Некоторые историки считают, что письменность является протописьменностью, а это означает, что символы не содержат реального языкового содержания, а используются для некоторой объективной информации. Первым человеком, обнаружившим и зафиксировавшим письменность в своих записях, был Юджин Эйро, высадившийся на острове 2 января 1864 года и просидевший там несколько месяцев.
Деревянная табличка в форме рыбы с надписями Ронгоронго |
В своих заметках он говорил, что каждый символ имел свое название, и в начале написания они представляли значимые фигуры и предков. Но через некоторое время рапа-нуи стали использовать глифы по-другому, и они стали практикой без какого-либо глубокого смысла. Также есть предположение, что глифы использовались как украшения, а не как часть системы письма.
Деревянная табличка Ронгоронго, известная как Табличка F |
В 19 веке многие деревянные таблички были найдены после того, как Флорентен-Этьен Жассен, епископ Таити, получил небольшую деревянную дощечку, покрытую надписями Ронгоронго, от новообращенных католиков, живших на острове. Он был удивлен подарком и велел священнику на острове собрать как можно больше этих досок и попытаться их перевести. Отец Ипполит Руссель не мог найти никого, кто бы их читал. Считается, что в течение последних двух столетий тех, кто умел писать, продавали в рабство, умирали от болезней или уезжали с острова. Другое предположение состоит в том, что Ронго-ронго был священным, и только старейшины могли его читать и писать.
Небольшая табличка Ронгоронго в музее Сантьяго |
Одним из первых лингвистов, изучавших письменность, был Томас Бартель. Он утверждал, что символы представляют идеи и объекты и что только один символ может означать целую фразу, что еще больше усложняет перевод.
Многие историки, археологи, искусствоведы и лингвисты, по отдельности или вместе, пытались понять письменность, но Ронгоронго остается загадкой.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Brad Smithfield,
«Rongorongo - Hieroglyphs written with shark teeth from Easter Island, remain indecipherable»