Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Переходя завесу: дохристианские истоки Хэллоуина и Самайна

Хэллоуин

Хэллоуин берет свое начало в Самайне, времени,
когда завеса между живыми и мертвыми становится самой тонкой.


Хэллоуин, или древний Самайн, считается временем года, когда завеса между нашим миром и духовным миром становится самой тонкой. С наступлением темноты семьи зажигают свои фонари из тыквы, они, возможно, неосознанно, повторяют древние традиции почитания умерших и отмечают начало «темной половины» года.

Истоки Хэллоуина: кельтские фестивали урожая

Хэллоуин — это ежегодный праздник, отмечаемый в основном в западном мире 31 октября. Начиная с вечера, дети, а иногда и взрослые одеваются в маски и костюмы, традиционно в виде призрачных фигур, ведьм или нежити – вампиров, зомби, скелетов. Они стучатся от двери к двери, выпрашивая угощения или угрожая домочадцам озорной выходкой. Типичные мероприятия современного обряда могут включать костюмированные вечеринки, вырезание тыквы, угощение , разжигание костров, розыгрыши и многое другое.

Хэллоуин

Популярные символы Хэллоуина
имеют дохристианское происхождение


Хэллоуин, сокращенная форма «Вечера всех святых», является отголоском кельтских праздников урожая дохристианской Европы. Отмечаемый сейчас в нескольких странах мира, это вечер накануне «Дня всех святых», когда люди многих христианских конфессий вспоминают святых (мощей) и мучеников. Однако этот ритуал совпадает с древним соблюдением Самайна (а некоторые ученые предполагают, что он был заимствован).

Какими были языческие ритуалы на Самайн?

Самайн (произносится как «сах-ван» или «сеу-ин») — традиционный гэльский праздник, отмечающий смену времен года и приближение зимы. Есть много важных событий, которые начинаются или происходят примерно во время Самайна в ирландских мифах. Например, люди возвращали свой скот с летних пастбищ и забивали скот, готовясь к предстоящей зиме. Они также зажигали ритуальные костры для защиты и очищения, поскольку хотели подражать солнцу и сдерживать тьму. Это было также время, когда люди верили, что духи или феи (Аос Си) с большей вероятностью переходят в наш мир.

Костер — древняя традиция Самайна

Костер — древняя традиция Самайна


Умершие и умершие родственники играли центральную роль в традиции, так как считалось, что связь между живыми и мертвыми в Самайн становится сильнее, и появляется возможность общаться. Считалось, что души умерших возвращаются в свои дома. Устраивались пиры и накрывались места за столами, чтобы приветствовать их дома. Еда и питье предлагались непредсказуемым духам и феям, чтобы сохранить здоровье и удачу.

Преображение Самайна

Идея о том, что души возвращаются домой в определенный день года, повторяется во многих культурах по всему миру. Día de Muertos, или День мертвых, — это аналогичный праздник, который проводится примерно в то же время года в Мексике и чествует умерших членов семьи.

Самайн претерпел метаморфозы благодаря ранней церкви. В «Истории Хэллоуина или Самайна» Джек Сантино пишет:

"В результате своих усилий по уничтожению «языческих» праздников, таких как Самайн, христианам удалось произвести в нем серьезные преобразования. В 601 г. н.э. папа Григорий Первый издал своим миссионерам знаменитый указ о местных верованиях и обычаях народов, которых он надеялся обратить. Вместо того, чтобы пытаться уничтожить обычаи и верования коренных народов, папа велел своим миссионерам использовать их: если группа людей поклонялась дереву, а не срубала его, он советовал им посвятить его Христу и позволить ему продолжать поклонение.”


В XII веке в обязательные церковные праздники по всей Европе входили городские глашатаи, одетые во все черное, звонившие в траурные колокола и призывавшие христиан помнить бедные души умерших. Пекли и делились особыми «душевными пирогами». Этот обычай «душить» существовал в Англии, Германии, Бельгии, Австрии и Италии, и считается, что он был предшественником уловки или угощения.

В конце концов, мимика и переодевание (переодевание от двери к двери и выступления в обмен на еду) стали еще одним вариантом этих древних обычаев. Считалось, что розыгрыши — это способ сбить с толку злых духов. Розыгрыши на Самайне датируются 1736 годом в Шотландии и Ирландии, и это привело к тому, что Самайн был назван «Ночью озорства».

Картина с изображением вечеринки в честь Хэллоуина в Ирландии

Картина с изображением вечеринки в честь Хэллоуина в Ирландии,
1832 год. Автор Даниэль Маклайз.

Споры вокруг современных обычаев Хэллоуина

Многие из современных обычаев Хэллоуина восходят к Англии и Северной Америке 19 века. Гадание и гадание традиционно играли важную роль в торжествах. В игры играли с намерением угадать свое будущее. Были приготовлены орехи и фрукты, используемые в играх с едой и питьем, а также пироги для души.

В преддверии Хэллоуина из тыквы вырезают жуткие лица, создавая фонари. Затем внутри тыквы зажигают свечи, сигнализируя о том, что дом празднует Хэллоуин. Тыквы часто используются сегодня, так как их легче вырезать и они являются символом урожая, но оригинальные фонари в Ирландии и Шотландии были вырезаны из репы. Эти фонари из репы использовались гайзерами для отпугивания злых духов и были мотивом ирландской христианской народной сказки о Джеке, блуждающей душе, которой было отказано в доступе ни в рай, ни в ад.

Традиционный ирландский фонарь из тыквы начала 20 века

Традиционный ирландский фонарь из тыквы начала 20 века


Соблюдение Хэллоуина не лишено противоречий. Некоторые религии не поощряют участие, предполагая, что это упрощает Самайн, вызывает сатанинские ассоциации или является неуместной данью язычеству или оккультизму. Однако современные практики, находящиеся под сильным влиянием коммерциализации и популярной культуры, заметно отличаются от древних традиций Самайна и Дня всех святых.

Тем не менее, связь существует, и история ясна: когда вы зажигаете фонарь из тыквы и освещаете темный сезон, вы продолжаете вековую традицию, которая связывает культуры по всему миру и подтверждает нашу связь с нашими ушедшими.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Liz Leafloor,
«Crossing the Veil: The Pre-Christian Origins of Halloween and Samhain»