Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Крампус: ужасный рождественский дьявол, наказывающий непослушных детей

Крампус — рождественский дьявол

Крампус — рождественский дьявол


В европейском фольклоре Крампус является антитезой Санта-Клауса . Эквивалент рождественского дьявола, Крампус — это ужасный зверь, который выслеживал непослушных детей и хлестал или запугивал их, заставляя подчиниться.

Первоначально древняя языческая традиция, Крампус была включена в историю Святого Николая . С тех пор против него выступали средневековые священнослужители и репрессировали националисты только для того, чтобы возродить его в эпоху массового потребительства. Сегодня практикующие обеспокоены тем, как поток беженцев отреагирует на ужасающего Рождественского Дьявола.

Крампус — рождественский дьявол

Крампус из немецкоязычного фольклора —
рогатый рождественский дьявол, наказывающий непослушных детей

Крампус: Рождественский дьявол
и сын скандинавской богини Хель

Традиция Крампуса популярна в таких странах, как Германия, Австрия, Венгрия, Словения и Чехия. Название происходит от немецкого слова krampen, что означает коготь. По словам Дженнифер Биллок в журнале Smithsonian Magazine, у Крампуса было «изуродованное, невменяемое лицо с налитыми кровью глазами поверх пушистого черного тела. Гигантские рога вырастают из его головы, демонстрируя его полукозлиное, полудемоническое происхождение.

Легенда гласит, что Крампус был сыном скандинавской богини Хель, правительницы Хельхейма, скандинавского царства мертвых. Младшая дочь Локи , в Encyclopedia Mythica Хель описывается как «ужасная ведьма, наполовину живая и наполовину мертвая, с мрачным и мрачным выражением лица. Лицо и тело у нее как у живой женщины, а бедра и ноги как у трупа, покрытые пятнами и истлевшие».

По сути, Крампус является аналогом других рождественских дьяволов, таких как Ганс Трапп из Франции и Зварте Пит или Черный Питер из Нидерландов. Языческая традиция заключалась в том, что люди, в основном молодые люди, наряжались, чтобы отпугнуть зимних призраков, обычно страшных горных духов, которые любили спускаться и сеять хаос.

В меховых костюмах и резных масках они маршировали по деревням с криками, звоном в колокола и вообще с шумом. Обычай часто проводился в самую длинную ночь в году, в день зимнего солнцестояния . Наряду с другими языческими традициями Крампус переплелся с Рождеством , когда христианство распространилось по Восточной Европе.

Крампус — рождественский дьявол

По традиции Крампус пожирает непослушных детей

Крампус пожирает непослушных детей

Около 1500 лет назад Крампус стал двойником Святого Николая. Говорят, что в ночь с 5 на 6 декабря Святой Николай ходил (и остается), оставляя маленькие подарки в туфлях и сапогах благовоспитанных детей.

Местные народные легенды утверждали, что следом за ним шел Крампус, который решил оставить розгу в ботинках непослушных детей. Говорят, что Крампус даже носил связку березовых палок, чтобы бить плохих детей.

Самых злостных преступников засовывали в мешок и таскали в его логово, где они предположительно должны были быть съедены. «Вместе похожие на Крампуса фигуры и епископ Святой Николай… провели своего рода судный день для детей», — объяснила Бекки Литтл в National Geographic .

Крампус — рождественский дьявол

Крампус — рождественский дьявол

Крампуса не так-то просто изгнать!

К XII веку католическая церковь начала свою работу по искоренению этого языческого дьявола . Христианам довольно успешно удалось изгнать Крампуса, пока он вновь не появился в припадке потребительства 19-го века. «Производители начали коммерциализировать Krampus после 1890 года, когда австрийское правительство отказалось от контроля над производством открыток в стране, что привело к процветанию отрасли», — объяснил Литтл.

Были страшные Крампусы для детей и глупые Крампусы для взрослых. Это совпало с возрождением фестивалей Крампус. Хотя якобы предполагалось, что напугать детей и заставить их вести себя хорошо, ночь позволяла взрослым (в основном мужчинам) наряжаться в страшные костюмы и бегать по городу, как правило, в нетрезвом виде.

Это Krampuslauf (или «Krampus Run») аспект Krampusnacht («Ночи Крампуса»), который сегодня наиболее популярен. Но Крампуслауф начала 20-го века был объявлен вне закона консервативными и националистическими партиями Германии и Австрии в 1930-х годах.

Восстание Крампуса, рождественского дьявола

Сегодня Крампус возвращается в Европу и набирает популярность в Америке . «Отчасти это связано с отношением поп-культуры к шутовству, когда люди ищут способы отпраздновать Святки нетрадиционными способами», — поясняет National Geographic .

Подъем Крампуса в Америке отразил рост числа людей, которые сетуют на то, что традиция стала слишком коммерциализированной. Они особенно расстроены комедией/фильмом ужасов 2015 года, посвященным Рождественскому дьяволу.

«Крампус — это инь к яну Святого Ника», — сказал Джереми Сегерс, организатор фестиваля Крампуса в Орландо, Флорида, в интервью Smithsonian Magazine . «У вас есть святой, у вас есть дьявол . Это связано с подсознательным жутким желанием, которое есть у многих людей, которое противоположно приторному Рождеству , на котором многие из нас выросли».
Крампус — рождественский дьявол

Недавно возродились фестивали Крампуса,
во время которых взрослые наряжаются в страшные костюмы

Попытки остановить Крампуса, пугающего беженцев

Более тревожным, чем попытки Голливуда извлечь выгоду из традиции, является то, что в истории Крампуса недавно возникла новая проблема, связанная с притоком беженцев. «Хотя фестиваль очень любят, он вызвал опасения, что новые соседи могут испугаться традиции и ее кошмарных костюмов», — написала Дженнифер Биллок в журнале Smithsonian Magazine .

Некоторые призывали отменить ежегодный фестиваль Крампуса. Вместо этого один город в Австрии решил познакомить новичков со своей традицией, пригласив детей на показ костюмов и реквизита Крампуса перед большой ночью.

«Я думаю, это замечательно, что они хотят, чтобы беженцы привыкли к такого рода вещам», — сказал Сегерс. «Вы не можете заставить людей принять культурные традиции, в которых у них нет основы или точки отсчета».
В беседе с корреспондентом The Telegraph два местных участника высказали схожие мнения: «Для людей, которые никогда не видели этого, это может быть несколько пугающим», — сказала Беттина Хубер, местный волонтер, работающий над проектом. «Они понятия не имели об этой [традиции] и были совершенно удивлены. Хорошо, что они видят, что происходит», — сказал Пауло Келини, арабский переводчик из Египта.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Kerry Sullivan,
«Krampus: The Terrifying Christmas Devil Who Punished Naughty Children»