Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Почему средневековые рыцари сражались с гигантскими улитками?

Битва рыцаря и улитки

Битва рыцаря и улитки из книги Брунетто Латини
Li Livres dou Tresor примерно с 1315 по 1325 год.
Источник: Британская библиотека


В 2013 году группа британских медиевистов перерыла несколько свитков в поисках средневековых генеалогических свитков. Во время поисков они наткнулись на рукопись конца XIII века из Англии под названием Royal MS 14 BV. Пергаменты и рукописи, относящиеся к тринадцатому или четырнадцатому векам, часто изобилуют большими пустыми полями, заполненными знаменитыми «Маргиналиями», заметками и рисунками, сделанными автором или читателями более поздних периодов. На полях пергамента было полно рисунков, и на одном из них был замечен бой рыцаря с улиткой.

Битва между рыцарем и улиткой

Битва между рыцарем и улиткой,
изображенная на полях Горлестонской псалтири
(Британская библиотека)


Карикатура поразила историков, но знатоки того времени ничего странного не увидели. Изображение битвы между улиткой и рыцарем — нечто абсолютно нормальное для того периода, повторяющееся в бесчисленных английских и фламандских текстах. Иногда всадник едет на лошади, иногда идет пешком. Иногда улитка чудовищна, а иногда крошечна. Обычно на рисунке рыцарь изображен встревоженным, ошеломленным или потрясенным своим маленьким врагом.

Бесчисленное количество историков обращались к этому вопросу, но однозначного решения дилеммы найти не удалось.

В чем сила рыцаря, бросившего вызов
такому беззащитному животному?

Месть улитки средневековому рыцарю

Деталь из MS. Royal 10 IV E (он же Smithfield Decretals),
изображающий месть улитки средневековому рыцарю.
(Британская библиотека)


Изображение улитки, безусловно, метафорично, и к нему обращались многие историки. Первая интерпретация была сделана в 1850 году библиофилом графом де Бастардом, который утверждал, что нашел две миниатюры улиток вокруг изображения сцены, в которой Христос воскрешает Лазаря. Хотя это кажется маловероятным, улитка могла быть связана с символикой жизни и смерти, а в широком смысле — и с Воскресением.

Другого объяснения хотят улитки,
символы представления классовой борьбы

Рыцарь олицетворяет аристократию, а улитки — народ, который хотя бы на бумаге мстит наравне с богатыми аристократами. Кроме того, улитка, ползающая и всегда осторожная, чтобы не потерять свой дом, может представлять собой социальных альпинистов, тех, кто ускользает из своих домов, чтобы броситься и занять положение.

Битва между рыцарем и улиткой
Битва между рыцарем и улиткой,
изображенная на полях Горлестонской псалтири
(Британская библиотека)

Улитка — символ лангобардов

Однако наиболее четко сформулированная интерпретация принадлежит историку Лилиан Рэндалл в ее книге «Улитка в готической маргинальной войне» 1962 года. Ученый предлагает разные интерпретации улиток. Во-первых, улитки — это своего рода пародия на сильно бронированного врага, поэтому опасны, несмотря на кажущуюся безобидность. Второе, более принятое во внимание, состоит в том, что улитка была аллегорией лангобардов, группы, высмеиваемой в Средние века и считавшейся заслуживающей мало чести по сравнению с воинами области между Англией и Северной Францией.

В поддержку этой гипотезы есть наблюдение Одофредо, магистра права болонской конторы, который был учителем в Париже (между 1228 и 1234 годами) французам, и пересечение Альп  они использовали для обозначения лангобардов (и всех студентов с итальянского полуострова) символом Улитки.

«Говорят, что лангобарды боятся улиток»



Приведенное выше предложение взято из тома «Кронаха» Дино Компаньи, а также Джованни, Маттео и Филиппо Виллани, в котором авторы вспоминают верование французов в то, что итальянцы все еще боялись улиток в начале 14 века. Улитка идентифицировала тех, кого определяли как «имбеллес» — термин, который легко перевести, определение, которое ультрамонтанцы использовали для италийского населения.

Псалтырь английской королевы Марии I, ок. 1310–1320 гг.

Псалтырь английской королевы Марии I, ок. 1310–1320 г.г.
Фото Британской библиотеки


Опять же, в комедии «De lumbardo et Snaaca», написанной в конце XII века, лангобард, идентифицированный как символ труса, должен столкнуться с улиткой, вторгшейся на его земли. Момент максимальной иронии комедии наступает в момент столкновения, когда рыцарь, во всеоружии, готовится сразиться с подкрадывающимся и вторгающимся моллюском. Стремительный порыв мужчины останавливает более реалистичная жена, которая возвращает его к более мягким намерениям, констатировав слабую военную подготовку рыцаря.

Народы севера стеротипировали не столько рыцарей итальянских городов-государств, таких же знатных, сколько торговцев, достигавших ярмарок Северной Европы, выходцев из Италии и, конечно, иной культурной и социальной глубины, чем итальянские дворяне. .

Отношение к лангобардам как к трусам, идентифицированное в значительной части населения Северной Италии, было, безусловно, националистическим стереотипом, точно так же, как итальянцы считали немцев «варварами», греков — злыми, а французов — сварливыми.

Генезис этого соображения можно проследить до зарождения Священной Римской империи или до того момента, когда Карл Великий легко победил лангобардов в Италии, осадивших город Павию в 773 г. Лангобарды сдались через 9 месяцев не столько из-за военной неполноценности что касается политической слабости короля Дезидерия и всей аристократии, то в chanson de geste героический аспект Карла и франков, естественно, превозносится за пределы исторической объективности.

Если нет уверенности в том, что в иллюминированных текстах тринадцатого и четырнадцатого веков англо-французской области улитка может представлять лангобардов, то, безусловно, решение, предложенное английским историком, является наиболее задокументированным и вероятным из всех.

Забавное видео Vox оживляет средневековых
улиток и иллюстрирует вопрос их интерпретации:





(Copyrighted © Перевод с итальянского языка Louiza Smith)



Источник:

Вy Matteo Rubboli,
«Perché i Cavalieri medievali combattevano contro Lumache Giganti?»