Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Урдубегис: забытые женщины-воительницы Империи Великих Моголов

Урдубеги были женщинами-воинами
Урдубеги были женщинами-воинами, которым было поручено
защищать императора Великих Моголов и его гарем.
Репрезентативное изображение

Когда мы думаем о расширении прав и возможностей женщин, мы обычно думаем о западной культуре. Тем не менее, на Востоке было немало женских образцов для подражания. В то время как ислам исторически отводил мужчинам роль обеспечения безопасности, женщинам не запрещалось делать то же самое. Во времена Империи Великих Моголов на сцене появился особый класс женщин-солдат, известных как урдубеги, с единственной целью защиты императора Великих Моголов и его гарема.

На самом деле, со временем многие мусульманки прославились своими боевыми навыками, в том числе Нусайба Бинт Кааб, первая женщина-воительница ислама. Империя Великих Моголов возникла в Индии в 1526 году, когда Бабур, первый император Великих Моголов, победил Ибрагима Лоди. Сопровождающим Бабура был его гарем, и для обеспечения их защиты он создал урдубеги, состоящих из женщин, принадлежащих к племенам кашмирцев, турок, хабши и татар.

Урдубеги, представляющие сильную угрозу для врагов короля, вызывали страх как у мужчин, так и у принцев. Урдубеги, обученные женщины-воины, запомнились своей невероятной преданностью королю. Время было жестоко по отношению к их наследию, и в настоящее время они не более чем сноски в анналах истории Великих Моголов. В этой статье мы постараемся отдать должное их истории.

Император празднует с дамами в гареме

Император празднует с дамами в гареме

Разнообразная роль женщин в гареме Великих Моголов

Мысли о саде удовольствий обычно приходят на ум при мысли о гареме, но это далеко не так. Большинство женщин, которые там жили, были служащими и родственницами императора. Только пять процентов женщин служили для сексуального удовольствия императора; они были его королевами и наложницами. Обитательницы гарема практиковали парду на глазах у всех мужчин, кроме императора. Буквальное значение слова парда — вуаль, в период Великих Моголов женщины покрывали себя с головы до ног, чтобы закрыть лицо и кожу, а также скрыть свою форму от мужчин.

В статье, опубликованной в журнале South Asian Studies, Галл-и-Хина описывает, как должны были вести себя женщины Великих Моголов.

«Общественная жизнь дворянок регулировалась законами затворничества. Практика парда, или изоляция женщин за вуалью или стеной, уже была известна в древней и средневековой Индии и использовалась на протяжении всей истории многими высшими классами. Ко времени Великих Моголов уединение было общепринятым образом жизни для аристократических семей».
Подавляющее большинство женщин населяли гарем, также известный как занана или зенана. У каждого из них была определенная роль, и урдубеги отвечали за безопасность.

«Дворцы, в которых жили женщины занана, были самодостаточными городами с полным спектром каст, занятий и администраторов и представляли собой космополитическую смесь религий, национальностей и художественных талантов, какую можно было найти в любом мегаполисе того времени.», — объясняет Эллисон Бэнкс, обсуждая гарем в своей книге « Нур Джахан: императрица Индии Великих Моголов» .
Из-за большого количества жителей возникла потребность в женщинах-сотрудниках, которые помогли бы поддерживать бесперебойное функционирование гарема. Таким образом, помимо евнухов, были дамы-чиновники, такие как анга (приемная мать), дарога (матроны), махалдары (надзиратели) и урдубеги (вооруженные женщины-охранники). Эти женщины были замужем и служили в гареме в часы службы, в противном случае они жили в своих домах вдали от гарема.

Три вещи помогали поддерживать власть императора Великих Моголов: его армия, его казна и его женщины. Первые два не были напрямую связаны с королем, но гарем, с другой стороны, был ближе всего к нему. Король проводил там много времени, поэтому требовалась надежная и способная охрана. Поскольку в гарем допускались только евнухи и женщины, некоторые из них были отобраны и обучены как настоящие воины, способные охранять женщин без необходимости в охранниках-мужчинах.

Женщины в гареме практиковали парду, или вуаль, перед всеми мужчинами, кроме императора

Женщины в гареме практиковали парду, или вуаль,
перед всеми мужчинами, кроме императора

Урдубеги - женщины-воительницы гарема Великих Моголов

Урдубеги были обученными женщинами-воительницами, которые служили охранниками вблизи гарема. Чтобы они стали охранниками, они должны были принадлежать к племенам, которые не практиковали парду. Охранник должен был быть виден мужчинам в определенных случаях, включая время, когда они путешествовали. Поэтому, чтобы обеспечить защиту своих подопечных, урдубеги должны были быть готовы пожертвовать завесой, чтобы они могли охранять скрытых королев и принцесс. Эти женщины обычно происходили из племен хабши, татар, турок и кашмирцев.

Урдубеги упоминаются во времена императоров Бабура и Хумаюна . Следовательно, можно сказать, что они возникли с приходом Великих Моголов, поскольку до этого об Урдубегисе не упоминалось. Возможно, были женщины-охранники с разными именами, но конкретных упоминаний об урдубеги до сих пор не обнаружено.

Охранники были обучены обращению с луком, стрелами и копьями. Наряду с дальнобойным оружием их учили пользоваться короткими кинжалами и мечами. Обученные искусству боя, эти женщины должны были заслуживать доверия, потому что они должны были охранять не только королеву и остальную часть гарема, но и короля. Император Великих Моголов проводил больше всего времени в гареме, поэтому нужно было довериться охранникам, чтобы они не предали императора в том единственном месте, где он был бы наиболее уязвим.

«Урдубеги двора Великих Моголов были настолько искусны в военном деле, что во время войны за престолонаследие Аурангзеб отказался посетить Шах-Джахана, потому что боялся, что вооруженная женщина-охранник убьет его», — писал Кишори Саран Лал в своей книге «Гарем Великих Моголов » при обсуждении свирепость и сила урдубеги

Новый гость в гареме принцев

Новый гость в гареме принцев

Эволюция роли урдубеги

Женщины сопровождали императора повсюду, куда бы он ни пошел. В 1527 году Бабур завоевал Индию и приступил к закладке основ Империи Великих Моголов, однако и Бабур, и Хумаюн правили из своих лагерей. Первые два короля Великих Моголов не смогли заложить прочный фундамент, а это означало, что они продолжали скитаться. В путешествии их сопровождали жены и другие спутницы, и, чтобы они были защищены, но скрыты, к мобильному гарему были приставлены женщины-охранники. br />
Эти женщины-охранники были жизненно важны, особенно когда харам сопровождал императора в его путешествиях или боевых вылазках. Их присутствие за пределами женских палаток обеспечивало исключительность и регламентацию. Охранники, как мужчины, так и женщины, менялись каждые двадцать четыре часа, чтобы гарантировать их бдительность и предотвратить формирование внутренних заговоров. br />
В 1556 году к власти пришел Акбар, третий император Империи Великих Моголов. На момент его восхождения у империи не было прочного фундамента. Однако за время его 49-летнего правления Империя Великих Моголов обрела постоянство. Строились величественные дворцы, и, как правило, гарем располагался недалеко от жилищ императора. Однако гвардейцы-мужчины, охранявшие императора, не могли проникнуть в гарем, поэтому более значительную роль получили гвардейцы-женщины, урдубеги.

Не все урдубеги изначально были воинами. Некоторые со временем продвигались по служебной лестнице. Например, единственная известная Урдубегис когда-то служила кормилицей императора Хумаюна, отца Акбара и второго императора Великих Моголов. Когда Хумаюн умер в 1556 году, его няня была назначена главой урдубегов во время правления его сына.

Лакшми Бай, королева Джханси, верхом на лошади

Лакшми Бай, королева Джханси, верхом на лошади.\
Цветная гравюра XIX века, Калькутта

Биби Фатима - единственный известный урдубегис

К сожалению, сведений о многочисленных женщинах, охранявших гарем, очень мало. В письменных записях фигурирует только одно имя — Биби Фатима, вождь урдубеги. Служа при жизни императору Хумаюну, ее имя упоминается в Хумаюн-наме , написанном Гульбадан-бегум, его сводной сестрой. Возможно, Биби Фатима была упомянута потому, что женщина написала биографию и сочла вклад женщины-охранника достойным упоминания.

Первоначально Биби Фатима служила императору Хумаюну в качестве его кормилицы или Анки . Она заботилась о Хумаюне, когда он тяжело заболел, вылечивая его, и продолжала заботиться о нем до его смерти в 1556 году . ее к вождю урдубеги. Хотя она, вероятно, не была так обучена воину, как женщины под ее началом, Биби Фатима заслужила свое место, доказав императору, что она будет верна королю независимо от обстоятельств.


Хумаюн - нама утверждает, что у нее была дочь по имени Зухра. В знак признательности за ее работу Зухра позже была выдана замуж за брата Хамиды (жены Хумаюна), который убил ее, несмотря на все усилия ее матери спасти ее дочь. Печальный случай упоминается в Хумаюн Нама:

«В 1564 году Биби Фатима пожаловалась Акбару на то, что Ходжа Муаззам угрожал убить его жену Зухру, которая была ее дочерью. Следовательно, император послал Хвадже известие о том, что он идет к нему домой, и внимательно следил за этим сообщением. Когда он вошел, Ходжа ударил Зухру ножом, а затем бросил свой нож, как вызов, среди верных последователей».
Похоже, что Биби Фатима продолжала служить своему королю, потому что нет никаких упоминаний о том, что она оставила свой пост после инцидента. Однако можно представить, какую душевную боль должна была испытать мать, потерявшая своего ребенка. Она заслуживает уважения за всю свою службу, независимо от обстоятельств. К счастью, мы знаем имя по крайней мере одного урдубеги.

Нур Джахан развлекает императора Великих Моголов.

Нур Джахан развлекает императора Великих Моголов.

Почему урдубеги были забыты?

С приходом британцев в 18 веке Империя Великих Моголов пришла в упадок. Однако только в 1858 году последний король был свергнут со своего трона и заменен британским правлением. Когда Бахадар-шах Зафар потерял свою корону, гарем Великих Моголов перестал существовать, поэтому в урдубеги больше не было необходимости. Их основная задача по защите короля и гарема закончилась.

Политический упадок понизил статус женщин, и женщины-охранники вымерли. В этом новом контексте женщины считались слабыми, и поэтому применялись правила, согласно которым женщин заключали в тюрьму в их собственных домах. Однако сила и самоотверженность урдубеги в какой-то степени гарантировали, что их запомнят.

Мы знаем больше об урдубеги в целом, а не по отдельности, и это позор, потому что истории этих женщин-воинов , должно быть, были захватывающими. Они были посвящены в самые сокровенные моменты жизни императора, и если бы они записали свои истории, мы узнали бы намного больше о жизни королей Великих Моголов. Несмотря на скудность информации, они оставили след в истории, пусть и минутный.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Khadija Tauseef,
«Urdubegis: The Forgotten Female Fighters of the Mughal Empire»




По теме: