Дьявол |
Ученые говорят, что до шестого века не было художественного изображения сатаны. Они предполагают, что вера в сатану была официально оформлена только на Вселенском соборе 553 года. Таким образом, пока существование дьявола не было подтверждено, у церкви не было особых причин заказывать изображения.
Однако с тех пор и на протяжении всего Средневековья дьяволы, демоны и изображения ада покрывали целые стены крупных церквей и встречались в иллюминированных рукописях, на картинах, скульптурах и в архитектуре.
В то время как фигуры Иисуса и святых достигли стандартных, узнаваемых форм в средние века, не было единого изображения сатаны, несмотря на то, что он был ключевой фигурой в христианстве.
Иллюстрации дьявола были самыми разнообразными. Сатана мог появиться в любое время как человек, животное или существо чистой фантазии. Когда он пытался кого-то соблазнить или одурачить, он мог казаться почти человеком. В других случаях его изображали получеловеком-полузверем, возможно, с рогами и козьим задом, или с вилами и с раздвоенным хвостом. Поскольку физический облик Сатаны никогда не описывался в Библии, изображения часто основывались на языческих рогатых богах, таких как Пан и Дионис, фигуры, общие для религий, которые христианство стремилось дискредитировать или уничтожить.
По мере роста и распространения христианства росла и вера в Дьявола, которого обвиняли в болезнях, несчастных случаях, аморальном поведении, неурожаях и стихийных бедствиях. Говорили также, что он был предводителем врагов Церкви, таких как еретики, мусульмане и евреи.
В «Сошествии в ад», иконе Дуччо 1308 года, составлявшей часть его «Маэсты», мы видим раннее изображение Дьявола, все еще демонстрирующее явные стилистические следы византийского искусства. Эта панель иллюстрирует историю, рассказанную в Евангелии от Никодима, о том времени, когда Небеса были закрыты для человечества. В те дни, предшествовавшие Воскресению, люди, которые вели хорошую жизнь, отправлялись в Лимбо, подземный мир, как его знали древние греки. Эта картина повествует о том, как после Воскресения Христа Он сошел в Лимб, держа Свое знамя, чтобы освободить там добрые души.
После разрушения Врат Ада и сокрушив уродливого Дьявола, охраняющего дверь, Христос приветствует праведников, патриархов и ветхозаветных пророков. Он протягивает руку седобородому Адаму, стоящему на коленях рядом с Евой, Авелю с пастушьим посохом, Иоанну Крестителю, царю Давиду и Моисею.
В «Святом Михаиле» Карло Кривелли 1476 года, части полиптиха, составлявшего главный алтарь Сан-Доменико в Асколи-Пичено, мы видим падшего ангела Люцифера — в образе получеловека-дракона — который когда-то был главой Ордена Добродетелей. но который потерял благоволение у Бога и был изгнан с неба. В этом изображении, которое часто встречается в средневековом искусстве, святой Михаил, представляющий Христа в битве с антихристом, носит доспехи и держит копье над рогатым, крылатым и когтистым дьяволом.
Согласно библейской истории, могущественный ангел Люцифер и его последователи восстали против Бога. Архангел Михаил, как первый отказавшийся от искушения Люцифера присоединиться к Восстанию, был назначен капитаном Небесного Воинства, верной Богу армии. Обе стороны сражались, и сатана был побежден и изгнан с небес.
Святой Михаил, изображенный здесь как архангел с крыльями, стоит победоносно и держит поднятый меч, готовый убить извивающегося Дьявола под его ногами.
Сатане, конечно, было позволено жить и основать свое собственное царство в аду, откуда он посылал других дьяволов рыскать по земле в поисках новообращенных. Средневековое искусство также изображает ангелов-повстанцев Сатаны, приобретающих хвосты, когти и другие демонические черты, когда они падают с Небес. Так возник демонический мир, существовавший только с одной целью: соблазнить людей отвернуться от Бога.
Искусство в Средние века было в первую очередь учебным пособием христианства, поэтому ад был частым предметом обсуждения. Он был показан как жестокий подземный мир, наполненный чудовищами, уродствами и ужасными существами, призванный вселить страх в сердца зрителей. Средневековые церкви были заполнены подробными изображениями, сравнивающими рай и ад, которые демонстрировались прихожанам на видном месте, на большинстве из которых был изображен Иисус, Защитник добродетельных душ, восседающий на троне вверху в центре.
Изображение демонов в аду имели тенденцию следовать формам, предложенным Писанием и фольклором, включая змей, драконов, львов и козлов. Фаворитом средневекового бестиария были летучие мыши и крылатые существа. Ранние христиане считали летучих мышей «птицами дьявола» из-за их ассоциации с ночью и сходства с крысами. На панелях они символизировали страх и силы тьмы и хаоса.
Жабы (одна из библейских казней) и жабоподобные существа часто считались демоническими и характеризовались как нечистые. Также, поскольку жабы выделяют яд, раздражающий кожу и глаза, они использовались в христианском искусстве как символ смерти и преисподней. Свинья также была нечистой и символизировала похоть, жадность и чревоугодие.
Художники могли свободно выбирать из этих форм по своему воображению, поэтому мы видим демонов с человеческими ногами и руками, но с животными лицами и ушами; демоны с отвратительными телами, кожей ящерицы, обезьяноподобными головами, лапами. Цель состояла в том, чтобы напугать грешников угрозами мучений и показать, как демоны, хаотично меняющие формы, были извращенными, уродливыми искажениями того, какой должна быть ангельская или человеческая природа.
Образы демонов и смерти, созданные в эпоху Средневековья, также находились под сильным влиянием Черной смерти, опустошившей Европу в середине 14 века.
Такие картины, как «Страшный суд» Стефана Лохнера, иллюстрируют доктрину средневековой церкви, а также озабоченность смертью. В различных его сценах мы можем ощутить неистовую атмосферу, пережить образы разложения, ощутить усиленный Церковью страх перед ужасами, с которыми можно столкнуться, отвернувшись от Бога.
Лохнер, который на самом деле умер во время вспышки чумы, часто рисовал высокорелигиозные, мистические сцены с готической, потусторонней направленностью. Этот шумный запрестольный образ, который точно соответствует нидерландскому стилю, вероятно, висел как иллюстрация Правосудия в кельнской ратуше. Демоны, посланники сатаны, как ангелы являются посланниками Бога, радостно несут души грешников в Преисподнюю, точно так же, как ангелы несут праведников на Небеса. Лохнер изображает ужасно красивую сцену с реалистичными телами обнаженных проклятых, которые кричат, подвергаясь пыткам со стороны легионов искаженных животных существ.
Конечно, поскольку ад был всего лишь абстракцией, у него также не было стандартной физической формы, которой могли бы следовать художники. Происхождение большинства представлений об аде восходит к апокрифическим евангелиям и видениям средневековых монахов как к месту, где проклятых пытали в вечном огне. Повторяющийся средневековый мотив - это вход в ад, изображенный в виде разинутой пасти чудовища Левиафана, библейского существа, чье «дыхание поджигает горящие угли, когда пламя вырывается из его рта».
Ад часто изображался в правом нижнем углу панели, месте, куда проклятых тащили за волосы или гнали бесы, и где они подвергались мучениям, соответствующим их греху.
В картине Фра Анджелико « Страшный суд », написанной около 1432 года для Санта-Мария-дельи-Анджели во Флоренции, ад изображен в виде огненного кратера мучений. Бездна разделена на семь полос, каждая из которых является местом, где были наказаны грехи, включая лень, жадность и похоть. Прожорливые валяются в грязи, а развратные горят в сернистой яме. Сатана сидит на дне в огненном озере, покрытый густыми черными волосами и с красными глазами, с двумя полупроглоченными грешниками, свисающими из его пасти — плюс фигура несчастного в центре, как говорят, представляет Иуду.
Часто в средневековом искусстве сатана изображался красным цветом. Это символизировало как огонь ада, так и кровь человечества. Кожа Дьявола также иногда была красной, или он был одет в красное, или его волосы пылали, как огонь.
В «Богоматери Суккурской» Мастера Рождества Джонсона сюжет - огромная Дева Мария, спасающая ребенка, зачатого во грехе во время Страстной недели, из лап дьявола, когда мать умоляет о помощи.
На этой панели из капеллы Веллути церкви Санто-Спирито во Флоренции Мадонна держит большую дубину, которой она пытается побить чудовищное существо, вооруженное вилкой с тремя зубцами, главным орудием пыток.
Здесь тело Дьявола полностью покрыто мехом, и у него есть когти, рогатая голова, гротескное лицо и скорпионий хвост, а также перепончатые крылья летучей мыши.
Не случайно художественное представление Сатаны достигло своего расцвета в то же время, что и церковь, в тринадцатом веке. Концепция дьявола использовалась католической церковью для расширения своего влияния на моральное, социальное и политическое поведение. Были проведены четкие различия между благочестивым и нечестивым. Религии коренных народов, вытесненные церковью, были заклеймены как дело рук сатаны, а страх перед сатаной использовался как мощный инструмент для обращения. Затем, по мере приближения Возрождения и ослабления христианства как доминирующей социальной и политической силы, исчезли и изображения сатаны и его приспешников в искусстве.
Сошествие в ад, деталь (Дуччо, 1308 г.) |
В то время как фигуры Иисуса и святых достигли стандартных, узнаваемых форм в средние века, не было единого изображения сатаны, несмотря на то, что он был ключевой фигурой в христианстве.
Иллюстрации дьявола были самыми разнообразными. Сатана мог появиться в любое время как человек, животное или существо чистой фантазии. Когда он пытался кого-то соблазнить или одурачить, он мог казаться почти человеком. В других случаях его изображали получеловеком-полузверем, возможно, с рогами и козьим задом, или с вилами и с раздвоенным хвостом. Поскольку физический облик Сатаны никогда не описывался в Библии, изображения часто основывались на языческих рогатых богах, таких как Пан и Дионис, фигуры, общие для религий, которые христианство стремилось дискредитировать или уничтожить.
По мере роста и распространения христианства росла и вера в Дьявола, которого обвиняли в болезнях, несчастных случаях, аморальном поведении, неурожаях и стихийных бедствиях. Говорили также, что он был предводителем врагов Церкви, таких как еретики, мусульмане и евреи.
В «Сошествии в ад», иконе Дуччо 1308 года, составлявшей часть его «Маэсты», мы видим раннее изображение Дьявола, все еще демонстрирующее явные стилистические следы византийского искусства. Эта панель иллюстрирует историю, рассказанную в Евангелии от Никодима, о том времени, когда Небеса были закрыты для человечества. В те дни, предшествовавшие Воскресению, люди, которые вели хорошую жизнь, отправлялись в Лимбо, подземный мир, как его знали древние греки. Эта картина повествует о том, как после Воскресения Христа Он сошел в Лимб, держа Свое знамя, чтобы освободить там добрые души.
Святой Михаил, деталь (Кривелли, 1476 г.) |
После разрушения Врат Ада и сокрушив уродливого Дьявола, охраняющего дверь, Христос приветствует праведников, патриархов и ветхозаветных пророков. Он протягивает руку седобородому Адаму, стоящему на коленях рядом с Евой, Авелю с пастушьим посохом, Иоанну Крестителю, царю Давиду и Моисею.
В «Святом Михаиле» Карло Кривелли 1476 года, части полиптиха, составлявшего главный алтарь Сан-Доменико в Асколи-Пичено, мы видим падшего ангела Люцифера — в образе получеловека-дракона — который когда-то был главой Ордена Добродетелей. но который потерял благоволение у Бога и был изгнан с неба. В этом изображении, которое часто встречается в средневековом искусстве, святой Михаил, представляющий Христа в битве с антихристом, носит доспехи и держит копье над рогатым, крылатым и когтистым дьяволом.
Согласно библейской истории, могущественный ангел Люцифер и его последователи восстали против Бога. Архангел Михаил, как первый отказавшийся от искушения Люцифера присоединиться к Восстанию, был назначен капитаном Небесного Воинства, верной Богу армии. Обе стороны сражались, и сатана был побежден и изгнан с небес.
Святой Михаил, изображенный здесь как архангел с крыльями, стоит победоносно и держит поднятый меч, готовый убить извивающегося Дьявола под его ногами.
Сатане, конечно, было позволено жить и основать свое собственное царство в аду, откуда он посылал других дьяволов рыскать по земле в поисках новообращенных. Средневековое искусство также изображает ангелов-повстанцев Сатаны, приобретающих хвосты, когти и другие демонические черты, когда они падают с Небес. Так возник демонический мир, существовавший только с одной целью: соблазнить людей отвернуться от Бога.
Искусство в Средние века было в первую очередь учебным пособием христианства, поэтому ад был частым предметом обсуждения. Он был показан как жестокий подземный мир, наполненный чудовищами, уродствами и ужасными существами, призванный вселить страх в сердца зрителей. Средневековые церкви были заполнены подробными изображениями, сравнивающими рай и ад, которые демонстрировались прихожанам на видном месте, на большинстве из которых был изображен Иисус, Защитник добродетельных душ, восседающий на троне вверху в центре.
Изображение демонов в аду имели тенденцию следовать формам, предложенным Писанием и фольклором, включая змей, драконов, львов и козлов. Фаворитом средневекового бестиария были летучие мыши и крылатые существа. Ранние христиане считали летучих мышей «птицами дьявола» из-за их ассоциации с ночью и сходства с крысами. На панелях они символизировали страх и силы тьмы и хаоса.
Страшный суд, подробности (Лохнер, 1435 г.) |
Жабы (одна из библейских казней) и жабоподобные существа часто считались демоническими и характеризовались как нечистые. Также, поскольку жабы выделяют яд, раздражающий кожу и глаза, они использовались в христианском искусстве как символ смерти и преисподней. Свинья также была нечистой и символизировала похоть, жадность и чревоугодие.
Художники могли свободно выбирать из этих форм по своему воображению, поэтому мы видим демонов с человеческими ногами и руками, но с животными лицами и ушами; демоны с отвратительными телами, кожей ящерицы, обезьяноподобными головами, лапами. Цель состояла в том, чтобы напугать грешников угрозами мучений и показать, как демоны, хаотично меняющие формы, были извращенными, уродливыми искажениями того, какой должна быть ангельская или человеческая природа.
Образы демонов и смерти, созданные в эпоху Средневековья, также находились под сильным влиянием Черной смерти, опустошившей Европу в середине 14 века.
Такие картины, как «Страшный суд» Стефана Лохнера, иллюстрируют доктрину средневековой церкви, а также озабоченность смертью. В различных его сценах мы можем ощутить неистовую атмосферу, пережить образы разложения, ощутить усиленный Церковью страх перед ужасами, с которыми можно столкнуться, отвернувшись от Бога.
Лохнер, который на самом деле умер во время вспышки чумы, часто рисовал высокорелигиозные, мистические сцены с готической, потусторонней направленностью. Этот шумный запрестольный образ, который точно соответствует нидерландскому стилю, вероятно, висел как иллюстрация Правосудия в кельнской ратуше. Демоны, посланники сатаны, как ангелы являются посланниками Бога, радостно несут души грешников в Преисподнюю, точно так же, как ангелы несут праведников на Небеса. Лохнер изображает ужасно красивую сцену с реалистичными телами обнаженных проклятых, которые кричат, подвергаясь пыткам со стороны легионов искаженных животных существ.
Страшный суд: Ад, деталь (Фра Анджелико, 1431 г.) |
Конечно, поскольку ад был всего лишь абстракцией, у него также не было стандартной физической формы, которой могли бы следовать художники. Происхождение большинства представлений об аде восходит к апокрифическим евангелиям и видениям средневековых монахов как к месту, где проклятых пытали в вечном огне. Повторяющийся средневековый мотив - это вход в ад, изображенный в виде разинутой пасти чудовища Левиафана, библейского существа, чье «дыхание поджигает горящие угли, когда пламя вырывается из его рта».
Ад часто изображался в правом нижнем углу панели, месте, куда проклятых тащили за волосы или гнали бесы, и где они подвергались мучениям, соответствующим их греху.
Богоматерь Суккурская, деталь |
В картине Фра Анджелико « Страшный суд », написанной около 1432 года для Санта-Мария-дельи-Анджели во Флоренции, ад изображен в виде огненного кратера мучений. Бездна разделена на семь полос, каждая из которых является местом, где были наказаны грехи, включая лень, жадность и похоть. Прожорливые валяются в грязи, а развратные горят в сернистой яме. Сатана сидит на дне в огненном озере, покрытый густыми черными волосами и с красными глазами, с двумя полупроглоченными грешниками, свисающими из его пасти — плюс фигура несчастного в центре, как говорят, представляет Иуду.
Часто в средневековом искусстве сатана изображался красным цветом. Это символизировало как огонь ада, так и кровь человечества. Кожа Дьявола также иногда была красной, или он был одет в красное, или его волосы пылали, как огонь.
В «Богоматери Суккурской» Мастера Рождества Джонсона сюжет - огромная Дева Мария, спасающая ребенка, зачатого во грехе во время Страстной недели, из лап дьявола, когда мать умоляет о помощи.
На этой панели из капеллы Веллути церкви Санто-Спирито во Флоренции Мадонна держит большую дубину, которой она пытается побить чудовищное существо, вооруженное вилкой с тремя зубцами, главным орудием пыток.
Здесь тело Дьявола полностью покрыто мехом, и у него есть когти, рогатая голова, гротескное лицо и скорпионий хвост, а также перепончатые крылья летучей мыши.
Не случайно художественное представление Сатаны достигло своего расцвета в то же время, что и церковь, в тринадцатом веке. Концепция дьявола использовалась католической церковью для расширения своего влияния на моральное, социальное и политическое поведение. Были проведены четкие различия между благочестивым и нечестивым. Религии коренных народов, вытесненные церковью, были заклеймены как дело рук сатаны, а страх перед сатаной использовался как мощный инструмент для обращения. Затем, по мере приближения Возрождения и ослабления христианства как доминирующей социальной и политической силы, исчезли и изображения сатаны и его приспешников в искусстве.