Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Легенда о чудесной лестнице часовни Лоретто

Лестница часовни Лоретто обеспечивает доступ к хорам на высоте 22 фута

Лестница часовни Лоретто обеспечивает доступ к хорам на высоте 22 фута

История часовни Лоретто

В 1872 году епископом архиепархии Санта-Фе был Жан-Батист Лами. Француз по рождению, он был избран самым первым епископом епархии, поручил и руководил строительством часовни под названием Богоматерь Света в 1873 году. Религиозный орден под названием Сестры Лоретто обслуживал часовню.

Часовня Лоретто, Санта-Фе

Часовня Лоретто, Санта-Фе,
была построена в готическом стиле Антуаном и Проектусом Мули из Парижа


Внутренний вид капеллы Лоретто и лестницы, соединяющей хоры

Внутренний вид капеллы Лоретто и лестницы, соединяющей хоры


Построенная в популярном стиле готического возрождения, вся часовня была спроектирована известным французским архитектором Антуаном Мули. К сожалению, Мули так и не дожил до завершения работы. Строение было прочным и почти законченным к 1878 году. Не хватало только средства подняться на хоры. Часовня не была самым большим святилищем в мире, поэтому стандартная лестница была признана слишком большой, чтобы быть практичной. В других церквях и часовнях того же периода были лесенки, а не лестницы. Однако Сестры быстро отвергли эту идею из-за своей одежды.

Без возможности попасть на чердак часовня не сможет функционировать должным образом. В то время как вероятные предложения и идеи обсуждались представителями строительной отрасли, Сестры считали это не более чем испытанием их веры.

Легенда о лестнице часовни Лоретто
История

Примерно в 1880 году весь орден начал молиться святому Иосифу — покровителю плотников — о помощи в решении лестницы часовни. На 9-й день молитвы к их дверям подошел посетитель со своим мулом и некоторыми инструментами. Первое, что мужчина открыл сестрам, это то, что по профессии он плотник. Его пригласили, и он обнаружил дилемму, оставшуюся позади безвременной кончины первоначального архитектора. Работник-одиночка, в отличие от многих торговцев, которые были до него, сказал, что можно построить полезную лестницу на чердак, а не "бельмо на глазу" в доступном пространстве. Единственное условие, которое он поставил сестрам, заключалось в том, что ему придется работать наедине.

Сестры были только рады согласиться на эти условия, если это означало, что их лестница будет готова. Пока они использовали часовню в своих целях, плотник удалился и вернулся только тогда, когда часовня опустела. Некоторые из сестер заявляли, что видели, как дрова замачиваются в кадках, которые они для него предоставили. Сообщения, сделанные в то время, действительно противоречат друг другу. Некоторые настаивают на том, что строительство было завершено быстро, в то время как другие сообщают, что на это ушло больше времени, чем могло бы быть необходимо.

Плотник исчезает

Когда винтовая лестница была закончена, сестры были в восторге от того, что получилось. Дошло до того, что в честь плотника устроили банкет. Это произошло, когда было обнаружено, что плотник пропал без вести. Ни разу за время своей работы он не представился. Плотник никогда не просил и не получал оплаты за свой труд или даже съестные припасы. Кем именно был этот человек — лишь одна из многих загадок, окружающих лестницу часовни Лоретто.

Загадки строительства

Еще одна загадка – конструкция самой лестницы Лоретто. Здесь нет центральной колонны или опорных балок, и кажется, что весь вес опирается на самоподдерживающуюся основу. Мастер не использовал ни гвоздей, ни клея; он использовал только деревянные колышки, чтобы закрепить ступени. Кроме того, не было перил. Легенда гласит, что некоторые монахини так боялись спускаться с 22-футового обрыва, что ползли вниз на четвереньках. Ступеней всего 33, однако лестница дважды оборачивается на 360 градусов. Число 33 является значимым числом, так как это возраст Иисуса на момент его распятия. Сестры были непреклонны в том, что именно Иосиф пришел им на помощь. Таким образом, люди дали лестнице название Лестница Святого Иосифа.

Когда с местными торговыми поставщиками связались, чтобы разыскать этого мастера, никто из них никак не мог помочь в расследовании. Не удалось получить счет о продажах, и было обнаружено, что использованные пиломатериалы были неизвестного типа. Какая бы древесина ни использовалась, она не была коренной для района Санта-Фе.

Современный анализ показал, что это была ель, но разновидность, с которой никто не был знаком. Был сделан вывод, что ближайшим возможным местонахождением древесины этого типа была бы где-нибудь наподобие Аляски. Зачем викторианскому плотнику перевозить десятки пиломатериалов только на муле, только на случай, если он понадобится для постройки лестницы за тысячи миль?

Разделяем факты и вымысел

Как и во всех легендах, в истории о лестнице часовни Лоретто есть доля правды и доля вымысла. Мэри Дж. Стро Кук, историк, исследовала лестницу Санте-Фе в течение 7 лет. Она собрала достаточно свидетельств о таинственном плотнике, чтобы написать книгу под названием «Лоретто: семь сестер и их часовня Санта-Фе» в 1984 году. Кук говорит, что она нашла запись в дневнике монахинь, датированную 1881 годом. указали, что они заплатили человеку по имени Рочас «за дрова».

Кук также нашел старую газетную статью в The New Mexican, в которой говорилось, что мистер Рочас был ранен в грудь в своем доме в Собачьем каньоне и что он был опытным плотником, который построил впечатляющую лестницу часовни Лоретто. По словам Кука, Франсуа-Жан Роша был членом французского тайного общества высококвалифицированных мастеров и ремесленников под названием Компаньоны, существовавшего со времен средневековья. Кук говорит, что Рочас специально приехал в США, чтобы построить лестницу Санте-Фе, и что он заказал древесину из Франции. Г-н Рочас похоронен на католическом кладбище Богоматери Света.

Франсуа Жан Роша, возможно, построил лестницу часовни Лоретто

Франсуа Жан Роша, возможно, построил лестницу часовни Лоретто

Непреходящее чудо

Вдохновляющая легенда привела к созданию книг и фильма 1998 года под названием «Лестница» с Барбарой Херши и Уильямом Петерсеном в главных ролях. В то время как некоторые легенды, возможно, были развеяны информацией о ее предполагаемом создателе, многие люди, видевшие лестницу, утверждают, что это делает ее не меньшим чудом. Откуда взялись вдохновение и знания для создания потрясающей лестницы, которая до сих пор впечатляет даже лучших мастеров?

Что не подлежит сомнению, так это чудесное произведение искусства, которое осталось позади. Ее все еще можно увидеть сегодня, но в наши дни больше похожа на корпоративное место и музей. Здесь по-прежнему можно проводить важные мероприятия религиозного характера, например, свадьбы. Большинство посетителей на самом деле приходят только для того, чтобы увидеть лестницу часовни Лоретто, которую некоторые называют чудотворной.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:
Les Hewitt,
«Legend of the Miraculous Loretto Chapel Staircase»