Решение Британского музея отправить единственную скульптуру из знаменитых мраморов Парфенона (или мраморов Элгина) на короткое время в Эрмитаж в России, вызвавшее возмущение в Греции, в очередной раз привлекло внимание к вопросам культурного наследия, связанным с древностями. Каковы бы ни были достоинства аргументов, выдвинутых теми, кто требует вернуть мрамор в Грецию, и теми, кто выступает за сохранение их в Британском музее — а у обеих сторон есть много веских доводов — нет никаких сомнений в том, что музей был жизненно важным источником знаний, руководства и вдохновения для тех, кто интересуется классической древностью, чего, пожалуй, нет ни в одном другом учреждении в мире. Посетители Лондона могут заглянуть в музей бесплатно, что ежегодно делают миллионы (6 701 000 человек в 2013 г.), и автор неоднократно делал это.
Нынешняя буря вокруг краткосрочной ссуды Эрмитажу кажется хорошей возможностью для более широкого обзора древнегреческих фондов Британского музея. В их экспозициях представлены все среды и материалы, в том числе скульптура из камня и бронзы, керамика и терракота, стекло и органические материалы. Коллекции отражают широкий размах во времени и географию греческого влияния в более широком средиземноморском мире. В этом коротком фоторепортаже я полностью исключил мрамор Парфенона и выбрал 15 изображений, которые являются моими любимыми и, надеюсь, передают ощущение сложности древнегреческого искусства. Я сосредоточился только на греческом искусстве от архаического до эллинистического периодов и включил работы не только из Афин и других важных центров самой Греции, но и в региональных стилях греческих общин Малой Азии.
Все изображения являются оригинальными и должны быть зачислены Clio Ancient Art and Antiquities.
|
7-тонный мраморный лев из греческой монументальной гробницы в Книдосе (ныне на юго-западе Турции). Лев когда-то стоял на вершине гробницы, глядя на морской подход к Книдосу. Используемый мрамор пентеллический, привезен из-под Афин. Теперь пустые глаза когда-то были заполнены стеклом или металлом, чтобы отражать свет. Среди ученых ведутся споры о возрасте гробницы, которая сохранилась только в виде фрагментов, когда была обнаружена в 1858 году; некоторые относят его примерно к 350 г. до н.э., в то время как другая школа мысли относит его к среднему эллинистическому периоду. Сейчас находится во внутреннем дворе Британского музея. |
|
Передняя часть монументального мраморного коня из группы колесниц, которая когда-то возвышалась над подиумом знаменитого мавзолея в Галикарнасе, около 350 г. до н.э. Этот и несколько других фрагментов в Британском музее, а также некоторые в небольшом музее рядом с этим местом — все, что осталось от скульптуры, которая когда-то украшала Мавзолей. кража пригодных для использования каменных блоков в древности и в средние века местными жителями и захватчиками, а также сжигание
мрамора для изготовления известковой штукатурки, а также землетрясения — все это разрушило великое здание. Раскопки 1960-х годов показали, что сама погребальная камера под землей была разграблена в древности. |
|
Памятник Нереиде, лучшая из ликийских гробниц, найденных в Ксантосе, на территории
нынешней юго-западной Турции. Датированный примерно 390-380 гг. до н.э., он назван в честь статуй нереид, дочерей морского бога Нерея, между его колоннами. Он отражает сильное влияние как Греции, так и Персии. Это первый образец храма-гробницы в регионе, величайшей из которых является мавзолей Галикарнаса. |
|
Мраморный барабан колонны с высоким рельефом из второго храма Артемиды в Эфесе, около 330 г. до н.э. Потерянное место Храма было вновь открыто после долгих поисков в 1869 году, и многие фрагменты, которые, без сомнения, в противном случае использовались бы местными жителями в качестве строительного материала или сжигались для получения извести, были отправлены в Британский музей. |
|
Статуэтки из терракоты Танагры (названы в честь первого места находки фигурок этого типа), некоторые с оставшейся полихромией на поверхностях. Все 3 и 2 века до н.э. |
|
Мраморное надгробие женщины, которая умерла, оставив своего ребенка на попечение
медсестры. Афины, 425-400 гг. до н.э. |
|
Мраморный вотивный рельеф, посвященный богине Артемиде Бендис. Найден в Пирее, древнем и
современном порту Афин. Бендис была фракийской богиней, похожей на греческую Артемиду, чей культ был введен в Афинах около 430 г. до н.э. Она показана здесь в большем масштабе, чем ее смертные поклонники, которыми могут быть спортсмены, участвующие в эстафете огня в ее честь. Это произведение датируется примерно 375 годом до нашей эры. |
|
Красная фигура и более ранняя глиняная посуда с черной фигурой, показанные здесь, являются
призовыми амфорами. Наполненные лучшим оливковым маслом, они вручались спортсменам-победителям региональных или городских соревнований. Они часто изображают тип события, для которого они были даны, такие как пешие гонки или гонки на колесницах. В основном в конце 6-го и 5-м веках до нашей эры. |
|
Кувшин из белой глины, изготовленный в Афинах в начале V века до нашей эры. Женщина изображена держащей в одной руке прялку, а другой она разделяет волокна, которые будут сплетены в нить. Белые наземные сосуды встречаются гораздо реже, чем типичная
глиняная посуда с черными и красными фигурами в классических Афинах. Это одна из лучших аттических ваз с белым фоном, которые я когда-либо видел, благодаря отличной сохранности и прекрасному рисунку линий. |
|
Потрясающе реалистичная отлитая из бронзы голова североафриканца, возможно, коренного ливийца. Из храма Аполлона в Кирене, Ливия, около 300 г. до н.э. Он был найден с фрагментами бронзовых лошадей, что позволяет предположить, что он мог быть
частью монументальной конной группы. Отдельно сделанные губы изначально были покрыты медным листом, зрачки глаз сделаны из стекла, белки глаз из карбоната магния. Ресницы также были отдельно отлиты и прикреплены. |
|
Апофеоз Гомера. Из храма в честь Гомера в Александрии, Египет. Мрамор, позднее 3 век до н.э. Чтение и декламация Гомера были неотъемлемой частью греческого образования, и в эллинистический период его почитали как бога. Великолепный и сложный пример ранней птолемеевской скульптуры, этот фрагмент происходит из храма, возведенного Птолемеем IV Филопатором и его королевой Арсиноей III. Они показаны в левом нижнем углу позади сидящего Гомера. Перед Гомером ставится алтарь, и молящиеся идут процессией. Другие фигуры на скульптуре включают ключевых персонажей из «Илиады» и «Оддисеи», двух его великих эпосов и 9 муз. |
|
Изысканная глиняная посуда исконно италийской формы из греческой колонии Каноза, Италия, 270-200 гг. до н.э. В дополнение к отдельно сделанным фигуркам сохранилась большая часть оригинальной полихромии. Розовым цветом изображены 2 морские лошади, летящие над коричневым морем, 3 фигуры Ники прикреплены к фальшивым носикам и ручкам, а передние части 2 лошадей прикреплены к стенке судна. Рельефные изображения Медузы и танцующей Менады также украшают сосуд. |
|
Терракотовые статуэтки из Великой Гечии (западные греческие колонии), 3-й и 2-й века до
нашей эры. |
|
Разнообразие красных фигурных ваз с нанесенными белыми и красными мазками на глянцевой
черной накладке. Известная как гнатская посуда, она производилась в больших количествах в греческих колониях Южной Италии. Эти примеры датируются примерно 350–320 годами до нашей эры. |
|
Восточно-средиземноморские эллинистические стеклянные чаши, сделанные путем опускания круглой заготовки из горячего стекла на негативную форму и применения трости и / или осколков
контрастного стекла до тех пор, пока они не сплавятся. Несмотря на дороговизну производства, они были широко распространены в Средиземноморье. В конечном итоге они были заменены менее дорогим дутым стеклом в ранний римский период. Они датируются периодом между 125 и 50 годами до нашей эры. |
(
Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Clio Ancient Art and Antiquities,
Уилмингтон, Северная Каролина, США