Памятник Первооткрывателям в Лиссабоне |
В то время как Европа Габсбургов в 1541 году готовилась к походам в Алжир и в запольинскую Венгрию, Португалия продолжала укреплять свои позиции в индийском и тихоокеанском регионах. После османского нападения на Диу в 1538 году вопрос усиления защиты на «индийском пути» португальцев стоял постоянно, а это означало снижение прибылей. Главнейшим источником угрозы для португальских торговых судов были египетские владения османского султана, и в первую очередь — флотская база Суэц на Красном море. Королевский приказ индийскому наместнику Гарсия де Норонья требовал «поискать возможности разрушить верфи или хотя бы уничтожить галеры».
Португальская Индия, 1540 год: большой поход
Однако, как отмечает Монтейро, да Гама был убеждён, что ничто, кроме всесокрушающего удара, не возымеет успеха, и кроме того, был «ослеплён возможностью дать бой туркам у врат Каира». Большой поход был решён.
В состав флота вошли 12 больших парусников. Среди них были девять галеонов: «Святой Людовик», построенный в 1540 году в Кочине, под командой самого наместника; «Святой Матвей» под командой Тристана де Атайде (Тайде); «Король магов» под командой дона Франсиско де Менесеса; «Порыв» под командой дона Франсиско да Лима; «Святой Бонавентура» под командой Гарсия де Кастро; «Возвестие» под командой Мануэля да Гама; «Новый Кулан» под командой дона Жуана де Кастро; галеон под командой Франциска де Моура, фактора (квартирмейстера) флота; малый галеон под командой Антонио Корреа (Коррейра), «на коем везли перец для всего флота». Кроме галеонов, задействовали два нефа (каракки) с провизией и припасами и одну каравеллу-латину под командой Фоано (Гаспара) да Пина, капитана стражи наместника.
Гребные суда насчитывали до 70 галер: две большие (очевидно, трёхмачтовые «реале») и 68 лёгких: фусты, галиоты и катуры (катары). Историк Гаспар Коррейра также считает 70 галер, но в составе трёх галиотов и 67 фуст и катуров; Коуто считает лишь 60 лёгких галер. По одной-две лёгкие галеры из общего числа придавались галеонам для посыльной службы.
Типы кораблей
во флоте Эштевана да Гама
|
От Гоа до Красного моря
Ещё до входа в Пролив у мыса Расбель на африканском берегу (юго-восточная оконечность залива Зейла) флот встретил корабль (видимо, фусту или катур) под командой Гарсия де Норонья (крещёного в Диу самим вице-королём Гарсия де Норонья), который был послан следить за возможными передвижениями османских галер. Норонья сообщил, что галеры остаются в Суэце, и ещё сообщил, что приход флота остаётся для османов тайной.
Южная часть Красного моря. Красным отмечены определённые точки пути и даты прихода флота туда, а также выход со стоянки у Ворот. |
Пока же португальский флот двигался к промежуточной остановке в Массуа, время от времени пополняя запасы воды. Господин Жуан де Кастро «во всех тех бухтах и устьях ручьёв от входа в Пролив до Суэца брал высоту Солнца и вёл дневник, и записывал остановки и множество прочих вещей и объяснял красные пятна в воде Красного моря».
Массуа на рисунке в «Дневниках Красного моря» Жуана де Кастро |
Массуа и Суакем
Наместник Эштеван да Гама приказал конопатить, кренговать и чинить корабли, сам же стал советоваться с капитанами — идти ли к Суэцу на одних лёгких галерах, поскольку, как его предупреждали ещё в Гоа, плавание на парусниках даже в южной части Красного моря действительно было осложнено, да и в Массуа ветер оказался устойчиво дующим с северных румбов. Пока же флот догнали галеры, отставшие у Ворот Пролива. Как пишут историки, наместник обрёл в Массуа немалый почёт, потому как «привёз много вина и оливкового масла и всякой доброй провизии, и с немалой прибылью всё это продал».
Окончательно дон Эштеван оставил в Массуа «большой» (парусный) флот и большие галеры, а начальником над ними назначил Мануэля да Гама с 700 бойцами (иногда считают оставленных в 1000), а также поручил попечению дона Мануэля патриарха Жуана Бермудеша. Сам дон Эштеван сел на галиот «Урганда», «бывший наибыстрейшим кораблём в Индии», пересели на галеры и другие капитаны галеонов и каракк.
Путь из Массуа в Суакем считался в 100 лиг (600 км). Вечером 18 февраля галеры стали выходить из Массуа и в половине лиги к северу собрались в составе 64 лёгких галер: три галиота, 53 фусты, восемь катуров. Попытались идти под парусами, но ветер повернул навстречу, и флот встал. 19 февраля утром португальцы вышли под вёслами, но неоднократно пытались ставить паруса.
Наместник выслал вперёд отряд из 12 самых быстрых галер (фуст и катуров) под началом своего брата Криштована да Гама. Отряд должен был заблокировать остров, на котором, собственно, и стоял Суакем, и не допустить бегства на материк суакемского царя с казной и горожан с их добром; также дон Криштован должен был попробовать взять лоцманов до Суэца.
22 февраля передовой отряд португальцев был в Суакеме. К тому времени царь Суакема, давно предупреждённый сухопутным путём, уже сбежал и встал лагерем на материке, в полулиге (до 3 км) от города, и поспешил выслать донесение в Суэц. В тот же лагерь «во много шатров» стянулись и многие зажиточные мещане Суакема.
Основные силы португальцев были 22 февраля близ острова Марате (острова Амарат в заливе Аквик, около 400 км от Массуа). Достойны внимания подробные описания продвижения главных сил флота, сделанные доном Жуаном де Кастро и дающие представление, как происходили передвижения флотов в эпоху весла и паруса.
23 февраля в 11 часов дня завидели острова Дар-а-Терас и Телла-Телла-Сегир, от которых был один день пути до Суакема. За час до захода солнца встали на якоря у острова Сабак, ныне суданский Шаб-уль-Шубук. 24 февраля на рассвете вновь пошли под парусами, но вскоре паруса пришлось убрать и идти узким проходом у берега на вёслах. 25 февраля весь день стояли у островка, который в 6,5 лигах от Суакема. 26 февраля вышли на рассвете, в 9 часов утра встали, пройдя 1,5 лиги, борясь со встречным ветром и трудным фарватером. 27 февраля на рассвете снялись с якоря, а были у островка в 5 лигах от Суакема; дул слабый запад-северо-западный ветер; тут же пошли под парусами, курсом на север. Через неполный час ветер усилился, зашёл с северо-запада и развёл волну; паруса спустили, пошли на вёслах, но с таким трудом, что встали, не пройдя и половину лиги от места выхода. За час до захода солнца ветер начал заходить с северо-северо-запада; стали поднимать паруса, но, будучи близко к болотам, окаймляющим берег, увидели, что маневрировать невозможно, пошли на вёслах и после полуночи встали, пройдя лишь 1,5 лиги (9 км) от места выхода!
1 марта флот вошёл в гавань Суакема. Город, ныне суданский Суакин или Савакин, стоял на острове в вытянутом заливе на берегу Красного моря. От моря до острова-города было 2 лиги, и ширина пролива была «на выстрел из фалькона» (до 1 км). Сам город имел 1 лигу в окружности (около 6 км), и в нём было много богатых домов и богатейшая мечеть. Пресная вода в Суакеме была привозная с материка, собираемая во многих цистернах. Город был «столь богат, что за брус слоновой кости давали только 6 пардао… и было здесь много меди, ртути, киновари, ладана, и всяких прочих товаров, и всякой провизии». Царский доход составлял 30 000 золотых ашрафи в год (считается, что тогда один золотой крузадо равнялся 2,5 ашрафи), половина его шла османам.
Суакем на рисунке в «Дневниках Красного моря» Жуана де Кастро |
Тристан де Таиде, один из тех, чьё имя то и дело возникает в описаниях этого похода, пытался отговорить наместника от военной операции, указывая, что возможная неудача погубит всю экспедицию, которая и так уже терпит задержки. И всё же 8 марта на материк затемно была высажена 1000 солдат в двух колоннах. Первую, авангардную, вёл дон Криштован да Гама, а вторую — сам наместник. Коррейра сообщает, что была и третья колонна, под началом Жуана де Кастро.
Португальцы поспешили достичь суакемского лагеря ещё до рассвета, ворвались в лагерь, «и многих мавров перебили, но многие же и убежали… сам царь Суакема на великолепном коне сбежал вглубь страны, а с ним и все турки, коих в свите царя было четыре десятка». Лагерь достался португальцам со всем добром, и что не разграбили, то порушили и сожгли. Начались даже ссоры из-за дележа добычи, и тогда наместник приказал сносить всё ему, потому что средства нужны будут на наём лоцманов. Затем португальцы возвратились на корабли.
Уходя, португальцы подожгли город, «оставляя за собой лишь пепел… и что не брал огонь, порушили так, что стоять ничего не оставалось… и что на реке нашли барок и лодок, тоже пожгли». Целыми остались лишь водяные цистерны, которые наместник приказал строго охранять, чтобы набрать воды на дальнейший путь.
9 марта за час до захода солнца флот вышел из Суакема. В Массуа были отосланы три фусты, которые «плохо ходили под вёслами», а с ними отправили больных и раненых. Утром 10 марта флот поднял паруса у устья входа в залив.
С военной точки зрения Суакем был большой ошибкой наместника да Гама. Галеры оказались отягощены добычей, а тем временем фуста Ходжи Сафара, направлявшаяся в Суэц с вестями о португальском походе, увеличила свой отрыв от португальцев до 30 дней.
- Correa, G. Lendas da India. T.4. Parte 1. Lisboa, 1863
- Faria y Sousa, M. de. Asia Portuguesa. T.1. Lisboa, 1666
- Roteiro de Goa a Suez ou do Mar Roxo (1541). 2a ed. Lisboa, 1940
- Couto, D. de. Da Asia. Decada quinta. Parte segunda. Lisboa, 1780
- Monteiro, A. da S. S. Batalhas e combates da Marinha Portuguesa. V.3 (1539–1579). Lisboa, 1992
IU Tarasevich
- «Оставляя за собой лишь пепел…» (ч.1)
- «Если в Суэце не буду, лучше самому сгореть…» (ч.2)
- «Тот, кто посвящал в рыцари на горе Синай…» (ч.3)