Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Шумеры. Часть 10. Исход Авраама из Ура

«Встреча Иакова и Исава» Художник Франческо Айец
«Встреча Иакова и Исава»
Художник Франческо Айец

Исход

Если попробовать установить происхождение слова "Еврей" - Иври, название одной субэтнической семитской группы, то в начале нужно проследить исходные данные этой группы.

Первое упоминание о племени называемого Евреями, мы читаем в Библии.
Бытие гл. 14. стих 13. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре,...
Есть версия, что Иври - племя Аврама получили данное название в связи с тем, что они пришли с той стороны Евфрата - "жившие по ту сторону", "пришелец с той стороны". Это название связывают с переходом семьи Аврама из Харрана в Ханаан.

Но ряд исследователей полагают, что название этой субэтнической группы нужно искать в именах послепотопных патриархов, в этом списке, интерес вызывает имя Евер сын Салы.

Учёные полагают, что Сала дал сыну имя Евер в честь города Ниппур - Н Ибру (шум.). Эти предположения сделаны из того что Аврам был уроженец Ура, а не Харрана, когда он с семьёй прибыл в Харран, их уже звали Иври.
Бытие глава 11. стих 26. Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. 27. Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. 28. И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском.
Мы знаем, что это не первое переселение "Адамитов", а значит после Потопа род Фарры мог жить в Ниппуре. В связи с этим можно попробовать связать происхождение слова "Еврей", с названием города - Ниппур.

Нам нужна причина, по которой Сала – отец Евера, дал имя сыну. Имя Евер (Ибр, Хебер, Ебер), имеет несколько значений: "живший по ту сторону", "переход", "пересекать".

Давайте рассмотрим версию, как род "Адамитов" по линии Ной - Фарра, мог расселиться в Месопотамии, после потопа.

Они вошли в Месопатамию с востока, со стороны Элама. Скорее всего, они пришли на территорию, где был город Лагаш - первый крупный город на запад от Суз, но от него не осталось и следа:  Потоп стёр город с лица Земли.

Затем они пошли в свой родной город Шуруппак, где жили до потопа, но и здесь они нашли безжизненную равнину. Где они в последствии проживали неизвестно, но, в конечном итоге, Арфаксад (по Танаху) или Каинан (по Синодальному переводу) и его сын Сала перебрались в отстроенный город Ниппур, или они участвовали в его восстановлении.

Священный город Ниппур
Священный город Ниппур

Ниппур - это позднее название города, переводится как "Хорошо укреплённое место". Аккадское название города - Ниббур, а шумеры называли этот город Нибру, переводится как «Главенствующее пересечение».

В ранних пиктографических письменах слово "нибру" изображалось клинописным значком в виде креста, обозначавшего пересечение.

Ниппур был именно таким местом пересечения, и хотя он никогда не был столицей, этот город после потопа, в государстве Шумер имел большое духовное и политическое значение.

Ниппур был священным городом Шумер, религиозным центром главного бога шумерского пантеона – Энлиля. Именно в Ниппуре выбирали царя, решали вопросы о налогах, решались дела мира. Здесь верховным жрецам было даровано знание астрономии, здесь был найден "Царский список" и "Ниппурский" календарь - один из древнейших календарей, отобразивший соотношения между Солнцем, Луной, Землёй и их орбитами.

Возможно, именно в Ниппуре хранились некие артефакты, «Божественные Ме», которые верховный жрец храма Энлиля вручал правителю Шумера, таким образом, власть переходила из города в город.

Но видимо не все «Божественные Ме» жрец отдавал царю Шумера, а только часть их, еще часть раздавалась в города Шумера как верительные грамоты.

Чтобы город не утратил своей религиозной значимости половина «Божественных Ме» оставалась в Ниппуре, в главном храме города – храме Энлиля. Ниппур был единым религиозным центром Шумера вплоть до 2200 г. до н.э.

Священный город Ниппур
Священный город Ниппур

Нибру - «Главенствующее пересечение», Н-ибру – где “Н” переводится как «высокое или главное», видимо духовно «высокое», так как это был главный религиозный центр Шумера, а “Ибру” переводится как "пересечь, пересекать, пересечение". Возможно, Сала дал имя сыну Ибр-Хебер-Ебер-Евер в связи с тем, что в Нибру, он достиг высшего духовного сана «пересёк высокое – перешёл на высший духовный уровень. В этом случаи можно допустить, что:
  1.  Сала стал жрецом, храма Энлиля.
  2.  Сала уже был жрецом, а в этот год стал на сан выше.
  3.  Сала вошёл в высший круг жрецов - посвящённых, допущенных, к информации высшего порядка и обладающих высшей властью - чьё влияние теперь распространялась за пределы Ниппура.
  4.  Есть и простое объяснение. Сала с семьей переселился в Нибру - Ниппур недавно, поэтому первенца рождённого в Нибру назвал - Ибр - Евер - рожденный в Ниппуре.
Во время правления Саргона Аккадского (2316 – 2261г. до н.э.) царская бюрократия вытесняла старую родовую аристократию. Саргон был семитом, поэтому, при назначении на ключевые государственные посты и в жреческую касту, он отдавал предпочтение родственникам, или людям с семитскими корнями.

Можно предположить, что в это время семью возглавлял Фалек (сын Евера), и ему удалось удержаться у власти. Но во время правления Нарам-Суэна (внука Саргона) произошёл конфликт между жрецами Ниппура и Нарам-Суэном.

Возможно, что «Божественные Ме» в этой истории сыграли не последнюю роль.

Храм Энлиля был разграблен войсками Нарам-Суэна, и опустел, после чего город захватили Гутии. На какое-то время божественная нить была прервана. Возможно, именно тогда семья Евера, под предводительством уже Рагава (сын Фалека), переезжает в Ур, либо их сослали в Ур.

Главным богом города Ур был Нанна (Син) – бог Луны. Такое назначение фактически являлось понижением в статусе, т.к. Нанна был сыном Энлиля и в пантеоне занимал пятое место, но в семье Евера Нанна был младшим родовым богом.

В политическом аспекте это понижение не могло нанести оскорбления семье Евера: попросту им указали их место и направили служить своему родовому богу.

Прибыв в Ур, Рагав получает сан при зиккурате Нанна и соответствующий статус в обществе.

Сегодня мы именуем народ по названию государства, в котором он проживает, в то время Шумер состоял из городов-государств. Поэтому нет ничего странного в том, что жители Ура, называли их Ибри, так как те пришли из города Нибру - Ниппура, к тому же этот род и сам называл себя Ибри - в честь праотца Ибра-Евера.

Если выводы сделаны правильно, то можно сказать, что в роду Ноя, в Ниппуре произошло важное событие, давшее название одной субэтнической семитской группе - Ибри - Иври - Евреи, то есть Ниппурцы. Поэтому библейские строчки о том, что Аврам был еврей, означают всего лишь то, что его прародитель Евер, был рожден в Нибру – Ниппуре.

Ур в своем величии
Ур в своем величии

После этих событий проходит лет сто пятьдесят. За это время в стране происходят глобальные изменения:
  1. падение династии Саргонитов;
  2. вторжение на территорию Шумера племен гутиев;
  3. изгнание гутиев лугалем города Урук Утухенгалем.
За сто пятьдесят лет прибывания в Уре, род Ибри стал могущественным, его члены преуспели в торговли, стали военными и государственными деятелями, занимали высокий сан в жреческой касте, они стояли у рычагов власти города Ура.

В 2112 году до н.э. власть в стране переходит к зятю Утухенгаля, к Ур-Намму, потомку древнейшего шумерского рода из города Ур. Ур-Намму переносит столицу из Урука в Ур. При его правлении жречество Ниппура впервые было объединено с жречеством другого города, в данном случае со жречеством города Ур.

При таком стечении обстоятельств, один из рода Ибри мог стать верховным жрецом храма Нанна (Сина) и быть допущенным к «камню, который шепчет», чтобы слышать божественные слова и передавать их мирянам. Впоследствии точно такую же функцию исполнял первосвященник израильтян, который один мог входить в Святая Святых храма - Двир, приближаться к Ковчегу Завета и слышать голос Господа, исходящего между двух херувимов.

Ур-Намму воссоздает шумерскую династию, известную как III династия Ура, но его царственная власть нуждалась в поддержке. Как полагают исследователи, и именно в этот период появился на свет «Царский список». Список должен был подтвердить легитимность претендента на власть.

Если это так, тогда напрашивается вопрос:
  • Принимала ли участие семья Евера – Аврама в составлении «Царского списка»?
Если допустить, что хотя бы один из предков Аврама принадлежал к высшей касте жрецов, то, несомненно, он был одним из составителей «Царского списка».

Если так, тогда вполне возможно, что «Царский список» является прототипом Библейского списка патриархов.
  1. Есть несколько версий на счёт того когда был создан Библейский список:
  2.  он был составлен: Аврамом, когда они жили в Харране; 
  3. Моисеем, когда он блуждал по пустыне; 
  4. еврейскими теологами во время плена Вавилонского (598-539 г. до н.э).
Большинство теологов склоняются к последней версии.

Давайте обратим свое внимание на семью Фарры.

Предположения о том, что его семья была из знатного рода и занимала высокое социальное положение в Уре, можно найти в Библии, а именно в женских именах семьи.
Бытие глава 11:26Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. 27Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. 28И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском. 29Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой Сара, имя жены Нахоровой Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски.
Зиккурат Ура - храм (Экур) бога Эн¬ли¬ля
Зиккурат Ура - храм (Экур) бога Эн­ли­ля

Имя дочери Фарры – Сара(й) - «княгиня своего народа, принцесса», а имя дочери Арана – Милка - «царственная». В те времена такими именами простолюдины не пользовались, имена давали в соответствии с положением в обществе, только женщина знатного рода могла носить такое имя. То есть Сара была принцессой, а после замужества должна стать царицей своего рода, а её муж Аврам - царём.

То, что Аврам и Нахор взяли себе в жены сестру и племянницу, нет ничего необычного - родственные браки в то время были обычным делом. Если вы были знатного рода, для того, чтобы иметь законного ,нужно было женится на сестре или племяннице. У Фарры было несколько жён, у Аврама и Сары были разные матери.

Браки между династиями были возможны, если главы родов договорились об объединение, и приветствовались в том случае, если род невесты был по статусу равным или выше рода жениха.

Семья Фарры имела огромное духовное и политическое значение в Уре, их слово было весомым в Шумере и за его пределами. Они были дипломатами: вели переговоры и заключали торговые договора; они были полководцами: вели войны и заключали политические союзы; они были соправителями и жрецами Ура и принимали непосредственное участие в управлении государством.

Принимая во внимание вышесказанное, не остается сомнение в том, что семья Фарры принадлежала к высшему сословию того общества.

Ур - столица Шумера, зиккурат Нанна
Ур - столица Шумера, зиккурат Нанна

Исход из Ура халдейского, под предводительством Фарры, был приблизительно в 2000 году до н.э. Перед нами стоит вопрос:
  •  почему семья Фарры ушла из Ура?
Если мы посмотрим на политическую ситуацию, сложившуюся к концу III тысячелетия до н.э. в Шумере, во время правления последнего царя III династии Ура, Ибби-Суэна, то увидим, что страна билась в предсмертной агонии.

Племена амореев полностью взяли под контроль Северный Шумер и вторглись в Южный Шумер. Элламиты подняли бунт и вторглись в Шумер с востока: они захватывают все юго-восточные города Шумера, последними держались города Лагаш, Урук, Ларса, Ур и Эриду.

Но предательство Ишби-Эрра - посланника царя Ибби-Суэна, и сговор амореев с Эламом, сделали свое дело - эламиты захватывают Лагаш, амареи контролируют города: Киш, Неппур, Умма, Урук, Ларса. Над Уром, столицей Шумера нависла угроза блокады.

Если семья Фарры была у власти, то они принимали участие в военных и карательных походах против Эллама, а это означает, что на помилование они не могли рассчитывать.

Что по-вашему должен сделать глава семьи, если он видит, как рушится крыша дома: ты сделал всё, что было в твоих силах, но если не покинуть дом - вся семья погибнет. Можно было отойти в Эриду, но это только отсрочило бы неизбежное, да и места для манёвра у них там не было бы.

Карта Междуречья
Карта Междуречья

Посмотрим на карту, какой маршрут мог выбрать Фарра:

на юге Персидский залив, справа, на востоке враг – эламиты, слева на западе - Сирийская пустыня, остается один путь - на север, вдоль реки Евфрат, через земли, контролируемые амореями.

Вот здесь им и пригодилось искусство дипломатии, так как путь на север приходилось прокладывать путем заключения союзов, договоров, откупов и подкупов, избегая вооруженных стычек.
Бытие глава 11: 31 И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. 32 И было дней жизни Фарры (в Харранской земле) двести пять лет, и умер Фарра в Харране.
Фарра с Аврамом уходят из Ура, цель их путешествия Ханаан. Самый короткий и путь в Ханаан лежит через Мари, затем на Фадмор - Дамаск. Но вместо этого Фарра ведет семью в Харран, отклоняясь от маршрута, делая крюк километров в 600.

Причин может быть много, но маршрут был выбран неслучайно. В нашем понятии семья это несколько человек. В то время, семья - это род, община, состоящая из нескольких десятков людей, а в случае с семьей Фарры это несколько сотен.

Переселение сегодня даже небольшого количества людей, на малое расстояние, требует организованности и материальных затрат, здесь же нужно было переселить сотни людей на тысячу километров по враждебной, не дружелюбной территории.

Это вам не роту солдат провести скрытым маршем, это куда сложнее. Это был гражданский обоз, в нём находились дети, женщины, старики, вьючные животные, стада коз и овец. С таким количеством людей и животных нужно, чтобы на всем протяжении маршрута рядом была вода и пастбища для скота.

Сирийская пустыня
Сирийская пустыня

Из Мари, Фарра отправляет богатую дипломатическо-торговую экспедицию в Ханаан. Цель экспедиции - заключение договоров с ханаанскими царями и покупка земли для проживания его народа.

Сам Фара, с большим отрядом воинов для охраны каравана и обоза, отправился в Харран. Если их преследовали, тогда такие действия были вполне оправданы, ведь их преследователи не смогли бы определить в каком из караванов находится Фарра с семьёй, поэтому в Мари преследователи должны будут разделиться на два отряда.

Возможно, что Фарра в Мари намеренно рассказывает о цели своего путешествия, но он упомянул в рассказе только Ханаан, тем самым Фарра сбил с толку преследователей, уменьшил силу врага вдвое.

Если первый отряд преследователей пойдёт на Дамаск, то второй отряд двинется по северному пути в Ханаан, а он ведёт через Алеппо, в крайнем случае, будут искать в Керхимисе.

Но Фарра снова сбивает эламитов со следа. Он отправляет на Алеппо быстрый подвижной отряд-караван, который, дойдя до Алеппо, скорее всего, растворился в городе, и вернулся в Харран мелкими группами.

Фарра же уводит своих людей в Харран, где двенадцать лет будет жить, и ждать вестей от дамаской экспедиции.

Фарра не заходит в сам Харран, он разбивает лагерь с северной стороны, в нескольких километрах от города.

Своего алтаря Фарра в Харране не ставит. В то время поставить алтарь означало иметь вид на данную территорию.

Фарра не освящает место, значит, он не намерен долго здесь оставаться.

В Харране Фарра заболел. Аврам становится гловой семьи, он покупает дом больному отцу.

Семья Аврама ходит на богослужение в храм Сина, они исповедуют ту же религию и справляют те же обряды, что и местное население, тем самым не вызывая подозрения и кривотолков.

Аврам не участвует в политической жизни города, а значит слухи о нем распространяются очень медленно.

Вскоре, после смерти Фарры, приходят послы дамаской экспедиции. Они приносят хорошие вести - путь в Ханаан открыт, и Аврам со своим народом идет в земли, указанные Господом.

В Библии много неточностей, ляпсусов хватает... Например,
Бытие глава 11: 26 Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама,
Бытие глава 11: 32 И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране.
Быт. Глава 12: 4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.*
*  Если Авраму было 75 лет (по выходу из Ханаана), то его отцу Фарре (на момент смерти) должно было быть 145 лет, а не 205 лет, ляпсус в 60 лет.
«Переселение Авраама»,  художник Йожеф Молнар 1850.
«Переселение Авраама»,
художник Йожеф Молнар 1850.

Шестьсот километров, от Харрана до Ханаана, лежал путь Аврама. Тяжек путь переселенца, когда нет транспорта, нужно идти пешком. Из всех вьючных животных на то время были ослы (онагры), лошади (Пржевальского) и, возможно, мулы, лошаки, но верблюдов не было. Художник не знал этого, верблюды были приручены в XII веке до н.э. Весь путь, большинство из искателей Земли обетованной прошли пешком.
Быт. Глава 12: 1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; 2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. 4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. 5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. 6 И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море́. В этой земле тогда [жили] Хананеи. 7 И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему. 8 Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему].

О Египте Аврам знал еще когда они жили в Уре, знал он и про плодородные земли, раскинувшиеся в форме полумесяца от Персидского залива вдоль рек Тигр и Евфрат до Армянского нагорья, затем на юго-запад через Ханаан до дельты Нила, оттуда на юг, охватывая всю плодородную долину нижнего течения Нила.

Плодородный полумесяц
Плодородный полумесяц

В Месопотамской части полумесяца, семью Аврама ждала смерть или рабство, в Египетской части полумесяца полное подчинение фараону. Аврам больше всего любил своего Бога, свободу и независимость, которую Бог дал ему и его народу, а в Египте пришлось бы, поклонятся чужим богам.

Ханаан был единственным безопасным местом, на всей территории Плодородного полумесяца, клочком земли максимально удаленным от его врагов и достаточно удаленной от наместника бога Ра на земле. Ханаан, на то время, был приграничной территорией Египета, значит нужно было ехать к фараону. Если Авраму удастся заключить союз с фараоном, то в случае нападения эламитов, он обеспечит себе надежный тыл и сможет отойти в Египет.

☘️🌱☘️🌱☘️🌱☘️

Шумеры:


Источник:

our-civilization.com