Перед вами ёлочка из трех видов бактерий
в чашке Петри
|
Перед вами ёлочка из трех видов бактерий в чашке Петри. Крона дерева — это колония кишечной палочки (Escherichia coli), ствол — клебсиелла Klebsiella pneumoniae, звезда — сенная палочка (Bacillus subtilis). Бактерии культивировались на подкрашенной питательной среде при температуре 37°C в течение 20 часов.
Чтобы создать такое изображение, нужно подобрать микроорганизмы — бактерии, дрожжи или протисты — нужных цветов, с желаемыми свойствами, и главное — совпадающие по времени и условиям роста. Для «рисования» используют микроорганизмы с естественными цветами, модифицированные для экспрессии флуоресцентных белков, люминесцирующие, образующие колонии необычных форм или выделяющие перекись водорода (что может смотреться весьма эффектно). Можно добиться металлического блеска — например, используя штамм CH34 бактерии Cupriavidus metallidurans, который осаждает хлорид золота в металлическое золото посредством ферментативной реакции. Благодаря такому разнообразию можно создать настоящий шедевр микробного, или агарового, искусства (см. Microbial art). Коллекции художников могут включать до 50 видов микроорганизмов.
Художники-микробиологи создают произведения микробного искусства, в частности, для того, чтобы помочь широкой публике преодолеть вызываемое микробами отвращение и показать, что не всех бактерий стоит бояться. Американское микробиологическое общество даже проводит ежегодно конкурс «Агаровое искусство» (Agar Art), куда микробиологи и художники из разных стран присылают свои шедевры.
Чтобы создать такое изображение, нужно подобрать микроорганизмы — бактерии, дрожжи или протисты — нужных цветов, с желаемыми свойствами, и главное — совпадающие по времени и условиям роста. Для «рисования» используют микроорганизмы с естественными цветами, модифицированные для экспрессии флуоресцентных белков, люминесцирующие, образующие колонии необычных форм или выделяющие перекись водорода (что может смотреться весьма эффектно). Можно добиться металлического блеска — например, используя штамм CH34 бактерии Cupriavidus metallidurans, который осаждает хлорид золота в металлическое золото посредством ферментативной реакции. Благодаря такому разнообразию можно создать настоящий шедевр микробного, или агарового, искусства (см. Microbial art). Коллекции художников могут включать до 50 видов микроорганизмов.
Художники-микробиологи создают произведения микробного искусства, в частности, для того, чтобы помочь широкой публике преодолеть вызываемое микробами отвращение и показать, что не всех бактерий стоит бояться. Американское микробиологическое общество даже проводит ежегодно конкурс «Агаровое искусство» (Agar Art), куда микробиологи и художники из разных стран присылают свои шедевры.
Слева — победитель конкурса агарного искусства ASM Agar Art
2018 «Битва Зимы и Весны». Автор — студентка Аграрного университета Грузии Ана Цицишвили. На картине
изображено сражение двух бактерий, как сражение двух сезонов: слева белые как снег стафилококки и Bacillusmycoides, они быстро растут и заслоняют собой другие бактерии, но
когда встречают красивые весенние цветы из Serratia marcescens, они отступают из-за выделяемых
ею антибиотиков. И «снег» тает. Цветы справа также
сделаны из микрококков (Micrococcus)
и Rhodotorula.
Справа — работа Аны
«Танцующие микробы», занявшая 3-е место в этом же конкурсе
в 2017 году. За белый цвет отвечает обитатель нашей кожи Staphylococcusepidermidis, Rhodotorula
mucilaginosa (обычный обитатель окружающей среды) — за розовый,
желтые волосы девушки формируют Micrococcus
luteus (встречается в воде, почве, воздухе, на коже), зеленый
цвет — растительный патоген Xanthomonasaxonopodis, остальные цвета получены сочетанием перечисленных
бактерий. Фото с сайта asm.org
|
Для участников конкурса разработана четкая инструкция, как создать картину. Главное условие — знать, с каким видом микроорганизмов работаешь, и соблюдать правила безопасности. Сначала питательная среда, состоящая в основном из агар-агара, готовится, стерилизуется и заливается в чашку Петри. После застывания среды на нее переносятся микроорганизмы из культур стерильными платиновыми петлями разного размера, некоторые используют и обычные художественные кисти. После нанесения контуров микробного рисунка чашка Петри герметизируется и помещается в бактериологический инкубатор (см. Incubator) на необходимое количество времени. Подробно о процессе рассказано и показано в этом видео.
Но микроорганизмы когда-то погибают, и вся красота постепенно исчезает. Чтобы сохранить шедевр, можно залить его эпоксидной смолой или акрилом. Но некоторые художники считают процесс роста, развития, старости и смерти микробного полотна тоже искусством, снимая стадии процесса на фото. Например, генетик и художница Хантер Кол (Hunter Cole) делает покадровые фотографии своих микробных произведений во время их жизни и смерти. В одной из своих серий «Живые рисунки» Кол снимала картину «Кролик» (Rabbit) из люминесцентных бактерий, где нарисованный петух через две недели превращается в волка, а кролик исчезает.
Но микроорганизмы когда-то погибают, и вся красота постепенно исчезает. Чтобы сохранить шедевр, можно залить его эпоксидной смолой или акрилом. Но некоторые художники считают процесс роста, развития, старости и смерти микробного полотна тоже искусством, снимая стадии процесса на фото. Например, генетик и художница Хантер Кол (Hunter Cole) делает покадровые фотографии своих микробных произведений во время их жизни и смерти. В одной из своих серий «Живые рисунки» Кол снимала картину «Кролик» (Rabbit) из люминесцентных бактерий, где нарисованный петух через две недели превращается в волка, а кролик исчезает.
Жизнь и смерть микробной картины «Кролик»
Есть и другие методы создания микробного искусства. Так, техника бактериографии (bacteriography) состоит в том, что определенные области бактериальной культуры уничтожаются ультрафиолетом. На чашку Петри с равномерно нанесенной культурой бактерий через негатив искомого изображения направляется излучение. Выживают те бактерии, которые оказались в тени, — они и формируют рисунок. Процесс очень похож на печать фотографий в темной комнате, только фотоувеличитель заменен источником излучения, а вместо фотобумаги используется чашка Петри, покрытая живой бактериальной эмульсией. Здесь можно посмотреть видео, как все создается.
Знаменитая фотография Альберта
Эйнштейна, созданная методом бактериографии из Serratia marcescens. Ее создал один из первых
«бактериографов» микробиолог Захари Копфер (ZacharyCopfer). Фото с сайта sciencetothepowerofart.com
|
Сложно сказать, кто и когда первым начал рисовать картины микроорганизмами. Но увлекаются этим искусством многие ученые. Первооткрыватель пенициллина Александр Флеминг создавал картины из бактерий, тщательно подбирая их по цветам и времени развития. Эти картины сейчас хранятся в Лаборатории-музее Александра Флеминга в Лондоне.
Картины Александра Флеминга из коллекции
Лаборатории-музее Александра Флеминга в Лондоне. Фото
с сайта smithsonianmag.com
|
Нобелевский лауреат по химии Роджер Цянь, получивший премию в 2008 году за «открытие и разработку методов использования зеленого флуоресцентного белка», нарисовал знаменитую сцену тропического заката с использованием трансгенных бактерий, экспрессирующих гены флуоресцентных белков.
Тропический закат,
«нарисованный» Роджером Цянем
из флуоресцирующих бактерий.
Фото с сайта microbialart.com
|
Как видите, бактерии могут быть прекрасными, и это можно увидеть невооруженным взглядом — диаметр чашки Петри обычно составляет 10 см, а для бактериографии используют чашки любого желаемого размера. Еще больше восхититься красотой и удивительными свойствами бактерий можно в первом в мире музее микроорганизмов Микропия («Micropia») в Амстердаме. Ну или для начала почитав книгу Эда Йонга «Как микробы управляют нами».
Слева — снеговик из
сенной палочки, с глазами, носом, ртом, руками и пуговицами из Micrococcus roseus (аэробная
бактерия, обитает на коже, в почве, в воде, названа так благодаря
выделяемым каротиноидам). Выращен на молочном агаре при 37°C в течение
42 часов. Справа — снежинка из сенной палочки на молочном
агаре, выращенная при 37°C
в течение 20 часов. Фото © Gina Lee с сайта glendale.edu
|
Фото © Gina Lee с сайта glendale.edu.