Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Микробы в карикатуре XIX века

Микробы в карикатуре XIX века
В январском номере юмористического журнала «Шут» за 1897 год читателей ждал красочный рисунок вымышленного микроба хищения. Рядом стояло небольшое пояснение, что журналу удалось завязать сотрудничество с крупным ученым, изучающим микробов, и вместе с ним создать галерею под заглавием «Микробы современных людских недугов».

В течение 1897 года на страницах журнала появилось восемь рисунков микробов, связанных с пороками и болезнями общества. Был кафе-шантанный микроб, микроб сплетен, микроб декадентства. Все иллюстрации были выполнены на очень высоком уровне, а по стилю, да и по замыслу, сближались с жанром лубка.

Исполнение карикатур было очень оригинальным, в отличие от самой темы. О микробах в конце XIX века шутили многие журналы и газеты. Микробы были модной темой. Свою популярность и известность они получили благодаря работам Луи Пастера и Роберта Коха в 1860–1880 годах, показавшим опасность и вред микробов.

Микробы в представлении XIX века были исключительно зловредными организмами. Из-за них скисало молоко, разлагалось мясо, а главное — они вызывали болезни, были разносчиками всевозможной заразы. Некоторые исследователи не исключали, что даже старость и смерть связаны с бактериями, которые живут в кишечнике и накапливают разрушительные токсины.

На исходе XIX века одно за другим были сделаны громкие открытия микробных болезней. Оказалось, из-за микробов возникали гонорея и сифилис, тиф и туберкулез, холера и дифтерия, даже бешенство. Многие ученые занимались модной темой — открытием и изучением болезнетворных, а лучше — смертельно опасных микробов. Предполагалось, что многие болезни, чуть ли не все, могут быть связаны с деятельностью микроскопических организмов.

Микроб, живущий в весенней навозной куче. Карикатура из журнала «Осколки», №17, 26 апреля 1886 года
Микроб, живущий в весенней навозной куче.
Карикатура из журнала «Осколки»,
№17, 26 апреля 1886 года
В последнюю треть XIX века человечество вдруг оказалось окружено невидимым легионом врагов. Новый враг был постоянно на слуху. Газеты публиковали заметки и фельетоны о микробах. Например, о целом зоопарке бактерий, которые кишат на бумажных деньгах. Или о вреде усов, на которые садится тьма микробов. Поэты посвящали микробам юмористические вирши:
«На капельку воды сквозь стекла микроскопа
Взглянул я, и она блеснула предо мной
Ужасней, чем разлив всемирного потопа.
В миниатюре мне предстала вся Европа.

Микробий легион со всей своей красой
Там плавал по волнам нахально и кичливо.
Все инфузории подобны были нам:
Здесь шляпа, фрак, сюртук, значок, медаль, а там
Вставало чудище, нарядно, горделиво.

Был у микробий всех ужасно дерзкий вид:
Все сознавали мощь и силу в наше время,
Перед которою ничто гигантов племя:
Ведь ядом гибельным льва самого сразит
Из инфузорий всех мельчайший паразит».
(«Осколки», №26 за 30 июня 1884 года)
 Карикатура журнала «Осколки» (№28, 14 июля 1884 года), нарисованная по случаю боязни привоза бацилл холеры в Россию из Франции.
Карикатура журнала «Осколки» (№28, 14 июля 1884 года), нарисованная по случаю боязни привоза бацилл холеры в Россию из Франции. Подпись к картинке гласила: «Купчиха Мавра Тарасьевна Гладкотелова, начитавшись газет и плотно покушавши за обедом ботвиньи с соленой белужьей тешкой и огурцами и похлебавши на загладку земляники со сливками, видит страшный сон, как матросы болезнь заносят». В виде чудовища нарисован микроб холеры.

Бациллами, бактериями, вибрионами объясняли не только множество болезней и недомоганий, но и свойства характера, менталитет, страсти, пороки. Даже аккуратность немцев объяснялась действием некоего микроба аккуратности.

В свою очередь это вызывало шутки со стороны юмористических журналов. В 1886 году журнал «Осколки» (№51 за 20 декабря) опубликовал заметку «Новые микробы и бактерии», где говорилось о бактериях и бациллах, вызывающих разные социальные и общественные феномены.

Например, «микробы танцев» прячутся «в пятках у дам и девиц», вызывают зуд и вынуждают барышень пускаться в пляс. Для лечения заразы девицам следовало надевать узкие сапожки, отчего микробы уходят из пяток в турнюр (особая подушечка, которая крепилась ниже талии и придавала заметный объем задней части дамы). Турнюр следовало сразу после исхода микробов отвязать.

Другие микроорганизмы — «бактерии языкочесания» — якобы гнездятся в языке, преимущественно женском, и заставляют его «невольно болтаться во все стороны». Третьи — «благотворительные бактерии» — размножаются в сердце «так называемых благотворительных дамочек и кавалеров», у которых от этого «сердце сохнет». Для лечения требовалась полугодовая строгая диета на хлебе с водой. Самым суровым было лечение «вокально-инструментальных» бактерий, которые якобы копошатся в горле и пальцах играющих и поющих девиц. Для борьбы с ними предлагалось «удушение за горло и запор фортепиано на висячий замок».

Две иллюстрации из серии «Микробы современных людских недугов» журнала «Шут» за 1897 год. Вверху — новый микроб декадентства, который «издает грязный звук и черный запах, имеет затхлый вид; на ощупь зеленовато-кислый, на вкус — тусклый». Внизу — древний микроб сплетен, чье изображение якобы найдено еще среди развалин Помпеи
Две иллюстрации из серии «Микробы современных людских недугов» журнала «Шут» за 1897 год. Вверху — новый микроб декадентства, который «издает грязный звук и черный запах, имеет затхлый вид; на ощупь зеленовато-кислый, на вкус — тусклый». Внизу — древний микроб сплетен, чье изображение якобы найдено еще среди развалин Помпеи

Развитие микробиологии, в особенности исследование симбиотических отношений микро- и макроорганизмов, а также успехи медицины изменили взгляд на микробов как на исключительно вредных существ, вызывающих только болезни. Представление о всесильных вредных микробах ушло, став одной из любопытных страниц в недавней истории науки и популярной культуры. Оно полезно тем, что заставляет осторожнее относиться к современным модным объяснениям разных недугов и особенностей. Сейчас среди обывателей болезни и страсти повально обычно объясняются то генами, то гормонами. И если бы карикатуры «Шута» были опубликованы сегодня, то вместо колоритных микробов на них был бы нарисован какой-нибудь ген сплетен или гормон селфи.

Anton Nelikhov