С детства
каждому из нас известен сюжет арабской сказки об Алладине и волшебной лампе —
самозваный дядя героя оказался опасным колдуном из далёкой и полной чудес
страны под названием Магриб. Жители средневековых Дамаска, Багдада и Каира не
нуждались в уверениях, что в их краях полным-полно волшебников, ведь в более
ранние времена воинам «повелителя правоверных» пришлось сражаться с могучей
царицей Ифрикии Дихьёй аль-Кахиной. В одной из битв она применила магию и двинула
в сторону арабов стену огня — по крайней мере так записали предания арабские
историки в XIV веке. Попробуем разобраться, что же стояло за легендой о Кахине,
и насколько она соответствовала реальной истории завоевания арабами Северной
Африки.
Исторические источники
Первые упоминания о противостоянии арабских полководцев и царицы Магриба можно найти у египетского историка Абд ар-Рахмана ибн Абдаллаха (802–872 гг.) в его труде «Завоевание Египта, аль-Магриба и аль-Андалуса». Более подробное изложение легендарной истории мы находим у Ибн Хальдуна (1332–1406 гг.) в сочинении «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть» и Ибн Идари (конец XIII – начало XIV века) в «Удивительном сообщение с [краткими] известиями о царях аль-Андалуса и Магриба». Все эти историки считаются надёжными, так как добросовестно записывали прочитанное или рассказанное им. Впрочем, это не отменяет легендарный, то есть не опирающийся на сведения очевидцев или документы характер истории о царице Ифрикии (так арабы назвали Северную Африку). О Кахине писали и другие арабские авторы, но более отрывочно.
Памятник арабскому историку ибн
Хальдуну
в алжирском городе Беджая
|
Сложность исторического анализа легенды заключается ещё и в том, что арабские учёные не всегда привязывали свой рассказ к конкретным датам, а там, где даты есть, они могут отличаться друг от друга на пять-восемь лет. Кроме того, последовательность событий может быть разной, поэтому учёные до сих пор спорят о правоте того или иного средневекового автора.
Во времена, когда жители африканских земель западнее Египта ещё не приняли ислам, в горах Орес (на северо-востоке Алжира и северо-западе Туниса) существовало царство народа берберов, где жили христиане, иудеи и язычники. Правил ими жестокий человек, который привык забирать себе всё, что понравится. Разъезжая по стране, он увидел и возжелал девушку удивительной красоты — «высокую, с огромными глазами и буйными чёрными волосами».
Девушку звали Дихья, её племя исповедовало иудаизм и вело свой род от иудеев Сирии. Дихья не хотела становиться женой царя, но подчинилась. В первую брачную ночь она убила своего супруга и стала ожидать неминуемой расплаты, но вместо наказания получила власть над Оресом. Все были настолько рады избавлению от тирана, что возрадовались юной царице. Дихья правила мудро и справедливо, а её пророческий и магический дар помогал ей в этом — «всё, что она предсказала, не медлит случиться».
Легенда о царице Африки
Во времена, когда жители африканских земель западнее Египта ещё не приняли ислам, в горах Орес (на северо-востоке Алжира и северо-западе Туниса) существовало царство народа берберов, где жили христиане, иудеи и язычники. Правил ими жестокий человек, который привык забирать себе всё, что понравится. Разъезжая по стране, он увидел и возжелал девушку удивительной красоты — «высокую, с огромными глазами и буйными чёрными волосами».
Девушку звали Дихья, её племя исповедовало иудаизм и вело свой род от иудеев Сирии. Дихья не хотела становиться женой царя, но подчинилась. В первую брачную ночь она убила своего супруга и стала ожидать неминуемой расплаты, но вместо наказания получила власть над Оресом. Все были настолько рады избавлению от тирана, что возрадовались юной царице. Дихья правила мудро и справедливо, а её пророческий и магический дар помогал ей в этом — «всё, что она предсказала, не медлит случиться».
Примерно таким, если верить
легенде, было знакомство Дихьи с властителем Ореса.
Художник — Отто Пильни.
|
Так продолжалось до тех пор, пока арабский халиф Абдул-Малик из Дамаска не послал своего полководца Хасана ибн аль-Нумана и мусульманское войско в Ифрикию. Ибн Идари писал: «Когда он пришёл в Ифрикию, он спросил местных жителей: «Кто здесь самый сильный правитель?» Они ответили: «Тот, кто владеет Карфагеном, правит Ифрикией». Арабы разгромили владевших Карфагеном византийцев и захватили город.
Затем Хасан вернулся в главный мусульманский город Ифрикии — Кайруан. Ибн Идари писал:
Затем Хасан вернулся в главный мусульманский город Ифрикии — Кайруан. Ибн Идари писал:
«Он отдыхал несколько дней, а потом спросил: «Кто самый сильный из оставшихся правителей Ифрикии?» Он хотел разбить его или заставить подчиниться. Ему рассказали о женщине в горах Орес, названной Кахина, что значит колдунья. «Все византийцы Ифрикии боятся её, а все берберы ей подчиняются. Если убьёшь её, весь Магриб будет твоим…»
Дихья волшебным образом узнала о планах арабского полководца и со всей своей армией поспешила навстречу. Она первой заняла и разрушила пограничную крепость Багайя, затем две армии встретились на берегу реки Нини. Царица использовала магию, и стена огня двинулась на мусульманское войско. Ибн Хальдун писал:
«После отчаянной битвы мусульмане были разбиты. Многие из них были убиты, несколько товарищей Хасана попали в плен. Кахина хорошо обошлась с пленниками и всех их передала Хасану, кроме Халеда ибн-Йезида из племени Кайс, отличавшегося благородством и мужеством, которого она сделала своим приёмным сыном».
Мечеть Укбы в тунисском городе
Кайруан.
Заложена в 670 году.
|
После поражения арабы покинули Магриб, а Дихья стала царицей всей Ифрикии. Прошло пять лет, и подданным берберской царицы показалось, что опасность новой войны миновала навсегда — они стали интриговать и ссориться. Но больше всего людей возмутило то, что Кахина приказала разорить своё царство, чтобы арабам больше не захотелось туда вернуться: «Она разослала всюду своих сторонников с приказом разрушать города и замки, рубить деревья и отбирать имущество жителей» (Абд ар-Рахман ибн Абдаллах).
Хасан узнал об этом от Халеба ибн-Йезида, который смог передать тайную записку. Халиф Абдул-Малик послал Хасану на помощь воинов, и мусульмане высадились в Ифрикии. Местные жители встретили их с радостью, лишь немногие остались верны царице. Арабское воинство стремительно продвигалось к сердцу владений берберов в горах Орес.
Накануне решающего сражения Дихья сказала, что погибнет в этой битве. Она попросила Халеда, чтобы он провёл её двоих взрослых сыновей к арабам и поручил их Хасану, что и было сделано. Весь следующий день гремела жестокая битва. Стало казаться, что арабы будут разбиты отважными берберами, но в этот момент магрибская пророчица погибла. Отчаявшиеся берберы сдались на милость победителей. Хасан потребовал, чтобы берберы подчинились власти халифа и помогли завоевать Испанию. Так и было сделано. Сыновья Кахины приняли ислам и вместе с арабами отправились завоёвывать аль-Андалус. На этом повествование арабских историков заканчивается.
Хасан узнал об этом от Халеба ибн-Йезида, который смог передать тайную записку. Халиф Абдул-Малик послал Хасану на помощь воинов, и мусульмане высадились в Ифрикии. Местные жители встретили их с радостью, лишь немногие остались верны царице. Арабское воинство стремительно продвигалось к сердцу владений берберов в горах Орес.
Накануне решающего сражения Дихья сказала, что погибнет в этой битве. Она попросила Халеда, чтобы он провёл её двоих взрослых сыновей к арабам и поручил их Хасану, что и было сделано. Весь следующий день гремела жестокая битва. Стало казаться, что арабы будут разбиты отважными берберами, но в этот момент магрибская пророчица погибла. Отчаявшиеся берберы сдались на милость победителей. Хасан потребовал, чтобы берберы подчинились власти халифа и помогли завоевать Испанию. Так и было сделано. Сыновья Кахины приняли ислам и вместе с арабами отправились завоёвывать аль-Андалус. На этом повествование арабских историков заканчивается.
Воины берберских племён:
1
— пехотинец; 2 — легковооружённый всадник; 3 — тяжеловооружённый всадник.
Художник — Агнус Макбрайд.
|
Кавалерия халифата Омейядов:
1 —
губернатор; 2 — тяжеловооружённый
всадник; 3 — легковооружённый
всадник.
Художник – Агнус Макбрайд.
|
Пехота халифата Омейядов:
1
—
женщина-часовой; 2 — мечник; 3 — лучник.
Художник — Агнус Макбрайд.
|
Дахья, Дамья, Дихья
Проблема исторического анализа личности Кахины начинается с её имени. Не сомневаясь в реальном существовании такой женщины, исследователи называют её по-разному. Сторонники еврейского происхождения или иудейского вероисповедания героини пишут имя как Дахья, прозвище Кахина считают искажённым «кохен» или «коэн» (коэны — сословием потомственных священнослужителей в традиционном иудаизме). Достоверно известно о том, что некоторые берберские племена ассимилировали пришлое еврейское население. Ещё в IV веке до н.э. Александр Македонский дал землю в Киренаике сорока тысячам еврейских военных колонистов. В 115 году н.э. их потомки подняли мятеж против римской власти. Восстание было подавлено, и некоторые его участники скрылись от преследований среди кочевых берберских племён. Вопрос взаимоотношений этих беглецов и берберов изучен слабо. Ибн Хальдун сообщает:
«По-видимому, часть берберов следовала обычаям иудаизма, религии, воспринятой ими от сильных израильских соседей, живших в Сирии. Среди иудеев-берберов были члены племени Джерава, обитавшего в районе горы Аурас. Вот другие иудейские племена: Нафуса из африканских берберов, а также Фенделава, Медиона, Белула, Гиата и Фазаз из берберов дальнего (западного) Магриба».
Другие учёные пишут о христианке римско-берберского происхождения Дамье, прозванной арабами ведьмой. Ей приписывают родство с ранее упомянутым вождём Кусайлой (Косейла, Касила), которого в одном из исторических источников называют римским именем Сесилий. Наконец, последняя версия правильного прочтения имени строится на идее о сугубо берберском происхождении — в переводе с берберского Дихья означает «красавица».
Так или иначе, в этом вопросе мало достоверных фактов, и сделать окончательные выводы пока нет возможности, зато легендарность истории о вынужденном замужестве и убийстве супруга споров не вызывает.
Так или иначе, в этом вопросе мало достоверных фактов, и сделать окончательные выводы пока нет возможности, зато легендарность истории о вынужденном замужестве и убийстве супруга споров не вызывает.
Дихья аль-Кахина — лидер
цивилизации берберов
из популярной компьютерной игры.
|
Кахина против арабов
Большинство источников называют центром владений Кахины горы Орес — это означает, что она была родом из берберского племени джерава.
В 670 году один из её двоих сыновей возглавлял отряд, сражавшийся с арабами. Сохранить власть или влияние при взрослом сыне у берберов могла только особенная женщина. Впрочем, византийский историк Прокопий Кесарийский указывал, что прорицательницами у берберов были только женщины — таким образом, Дихья, вероятно, играла роль религиозного лидера берберского царства Орес и обладала реальной властью.
На историческую арену Дихья аль-Кахина выходит в 697 году. После того, как Хасан ибн аль-Нуман отбивает атаку византийцев с моря, его войско ослаблено, и под знамёна берберской владычицы становятся все, кто готов сражаться с мусульманами до последнего. Известно о решающем сражении в 698 году, но определить его место не удалось. Арабский историк Аль-Балазури писал, что берберы пошли на хитрость: они подожгли траву, а ветер нёс огонь и дым на мусульман. Ибн Идари так описал сражение:
«С рассветом началась тяжёлая битва, о подобной никто не слышал. Обе армии держались крепко, пока Хасан и мусульмане не были разбиты. Кахина убила множество арабов и гнала их до противоположной стороны Габеса».
Так или иначе, воины Кахины разгромили Хасана, итогом кампании стало бегство арабов в Триполитанию (Барку).
Время управления Кахиной всей Ифрикией указывается единогласно — пять лет (подтвердить или опровергнуть эти сообщения не удаётся). Возможно, после победы над арабами был создан некий союз из берберов и византийцев, или, пользуясь военным преимуществом, Орес заставил весь регион подчиниться. Не исключено и то, что с уходом арабов снова началась война всех против всех.
Между 702 и 706 годами новое арабское войско под командованием того же Хасана ибн аль-Нумана вторгается из Барки в Мавританию. Арабы захватывают и разрушают Карфаген, относительно дальнейших событий имеется две версии. Первая говорит, что Кахина опиралась на кочевые племена, а города и обрабатываемые поля считала бесполезной приманкой для арабов — именно поэтому берберы стали разрушать древнюю систему орошения. Это лишило воинов из Ореса поддержки оседлого романизированного населения, и они призвали арабов. Согласно второй версии, мусульманские воины и обращённые в ислам берберы использовали тактику выжженной земли, заставив Кахину отступить в горы Ореса.
Следующим историческим фактом является полное поражение берберов и гибель Кахины — здесь мы также имеем мало подробностей. По словам Ибн Хальдуна, «арабские войска начали жестокую битву против войск Кахины, и резня была такой страшной, что все арабы ожидали скорой смерти. Но Бог пришёл на помощь мусульманам, и берберы потерпели поражение, понеся огромные потери. Кахина сама принимала участие в атаке и была убита в битве».
Достоверно известно лишь о полной победе войск халифата и уничтожении племенных царств — страна берберов перешла под власть арабов.
Византийцы больше не предпринимали масштабных попыток вернуть утерянное. Их флот совершал набеги на побережье, но это лишь раззадорило арабов. Следующий после Хасана наместник Ифрикии и Магриба Муса ибн Нусайр построил собственный флот, и теперь уже арабские корабли грабили Сицилию, Корсику и Сардинию.
После окончательной победы и установления своей власти над всем регионом арабы казнили около 100 000 человек, ещё 300 000 продали в рабство. Примерно полвека спустя большинство жителей Мавритании платило подать с иноверцев (джизью).
Арабские историки XIV века пытались сгладить острые углы берберско-арабских войн. В их трудах повествование быстро переходит к завоеванию Пиренейского полуострова объединённым мусульманским войском из арабов и магрибинцев под командованием бербера Тарика ибн Зияда.
Ни одному из завоевателей, включая арабов, не удалось уничтожить древнюю и самобытную культуру народа, называющего себя «свободными людьми». Финикийская, греко-римская, арабская, а затем и европейская культуры оказывали заметное влияние на образ жизни берберов. Гибель Кахины и её сподвижников привела к краху древней цивилизации, но берберам удалось сохранить свои социальные, духовные и бытовые традиции. Начиная с прошлого века, на легендарную «царицу Африки» наблюдается стабильный спрос — она потребовалась националистам в Алжире и Тунисе для борьбы с французскими колонизаторами, её история востребована в современном Израиле. Даже феминистки не прочь использовать старый миф для обоснования своих идей. Впрочем, жизнь реальной женщины, стоявшей за легендой, видимо, была не менее яркой и насыщенной.
Литература:
Max Ferapontov
Время управления Кахиной всей Ифрикией указывается единогласно — пять лет (подтвердить или опровергнуть эти сообщения не удаётся). Возможно, после победы над арабами был создан некий союз из берберов и византийцев, или, пользуясь военным преимуществом, Орес заставил весь регион подчиниться. Не исключено и то, что с уходом арабов снова началась война всех против всех.
Между 702 и 706 годами новое арабское войско под командованием того же Хасана ибн аль-Нумана вторгается из Барки в Мавританию. Арабы захватывают и разрушают Карфаген, относительно дальнейших событий имеется две версии. Первая говорит, что Кахина опиралась на кочевые племена, а города и обрабатываемые поля считала бесполезной приманкой для арабов — именно поэтому берберы стали разрушать древнюю систему орошения. Это лишило воинов из Ореса поддержки оседлого романизированного населения, и они призвали арабов. Согласно второй версии, мусульманские воины и обращённые в ислам берберы использовали тактику выжженной земли, заставив Кахину отступить в горы Ореса.
Следующим историческим фактом является полное поражение берберов и гибель Кахины — здесь мы также имеем мало подробностей. По словам Ибн Хальдуна, «арабские войска начали жестокую битву против войск Кахины, и резня была такой страшной, что все арабы ожидали скорой смерти. Но Бог пришёл на помощь мусульманам, и берберы потерпели поражение, понеся огромные потери. Кахина сама принимала участие в атаке и была убита в битве».
Достоверно известно лишь о полной победе войск халифата и уничтожении племенных царств — страна берберов перешла под власть арабов.
Карта берберских царств и владений
Кахины.
|
Цивилизация «свободных людей»
Византийцы больше не предпринимали масштабных попыток вернуть утерянное. Их флот совершал набеги на побережье, но это лишь раззадорило арабов. Следующий после Хасана наместник Ифрикии и Магриба Муса ибн Нусайр построил собственный флот, и теперь уже арабские корабли грабили Сицилию, Корсику и Сардинию.
После окончательной победы и установления своей власти над всем регионом арабы казнили около 100 000 человек, ещё 300 000 продали в рабство. Примерно полвека спустя большинство жителей Мавритании платило подать с иноверцев (джизью).
Арабские историки XIV века пытались сгладить острые углы берберско-арабских войн. В их трудах повествование быстро переходит к завоеванию Пиренейского полуострова объединённым мусульманским войском из арабов и магрибинцев под командованием бербера Тарика ибн Зияда.
Ни одному из завоевателей, включая арабов, не удалось уничтожить древнюю и самобытную культуру народа, называющего себя «свободными людьми». Финикийская, греко-римская, арабская, а затем и европейская культуры оказывали заметное влияние на образ жизни берберов. Гибель Кахины и её сподвижников привела к краху древней цивилизации, но берберам удалось сохранить свои социальные, духовные и бытовые традиции. Начиная с прошлого века, на легендарную «царицу Африки» наблюдается стабильный спрос — она потребовалась националистам в Алжире и Тунисе для борьбы с французскими колонизаторами, её история востребована в современном Израиле. Даже феминистки не прочь использовать старый миф для обоснования своих идей. Впрочем, жизнь реальной женщины, стоявшей за легендой, видимо, была не менее яркой и насыщенной.
Литература:
- Ibn-Khaldun, Wali al-Din Abd-Ar-Rahman. The Muqaddimah: An Introduction to History. Translated by Franz Rosenthal. Pantheon Books, 1958.
- Большаков О. Г., История халифата, Т. III: Между двумя Гражданскими войнами, Москва, 1998.
- El Aroui, Abdelmajid. La Kahena. Tunis, 1990.
- Encyclopedia of African History and Culture. Vol. 2, African Kingdoms (500-1500). Edited by Willie F. Page. Facts on File, 2001.
- Hannoum, Abdelmajid. Colonial Histories, Post-Colonial Memories: The Legend of the Kahina, a North African Heroine. Heinemann, 2001.
- Monroe Rosenthal and Isaac Mozeson, Wars of the Jews. Hippocrene Books, NY, 1990.
- Naylor P. C, North Africa: A History from Antiquity to the Present. University of Texas Press, 2015.
- Andrew H. Merrills, Vandals, Romans and Berbers. New Perspectives on Late Antique North Africa. Cambridge, 2004.
- Walter E. Kaegi, Muslim Expansion and Byzantine Collapse in North Africa. Cambridge, 2015.
Max Ferapontov