Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Число 666 и почему вино равно уксусу: исопсефия в античности

Папирус из Оксиринха, II в. н.э

В Древней Греции для записи чисел использовались буквы греческого алфавита. Благодаря этому, оказалась возможной исопсефия ( ἴσος – равный, ψῆφος – камешек для счета, число), то есть сложение числовых значений всех букв в слове и поиск «равнозначных» слов или фраз, которые при таком сложении дают одинаковую сумму. Например, слово «аминь», записанное как число 99 в раннехристианских письмах, это исопсефизм: арифметические значения букв в слове в сумме дают 99 ( = α (1) + μ (40) + η (8) + ν (50)).

Этот прием был весьма распространен в поздней античности и использовался в литературе, религии, магии и быту. Возможно, самым знаменитым примером исопсефии является «число зверя» 666 из библейской книги Апокалипсис Иоанна Богослова (Апок. 13:17-18). По-гречески это число записывается буквами ΧΞϚ (Χ (хи) – 600, Ξ (кси) – 60, Ϛ (стигма) – 6). Однако существует и другой вариант: в 2005 году была открыта древнейшая папирусная рукопись Апокалипсиса, где в этом месте указано число 616 (ΧΙϚ).

Папирус из Оксиринха, II в. н.э
Уже во ΙΙ веке появляются толкования числа 666 как исопсефизма. В качестве расшифровки предлагались разные варианты, в том числе греческие фразы «истинный вредитель» (ἀληθὴς βλαβερός) и «дурной руководитель» (κακὸς ὀδηγός). В ΧΙΧ веке появилась версия, что в числе скрыто имя Нерона, если использовать еврейское написание и еврейский счет (Nron Qsr = 666 или Nro Qsr = 616).

С помощью разных систем подсчета в числе антихриста искали имена других императоров и правителей. Пьер Безухов в «Войне и мире» Л.Н. Толстого подсчитывает, что этому числу равно имя Наполеона.

С именем Нерона связан другой известный исопсефизм, о котором пишет Светоний в «Жизни Двенадцати Цезарей»: числовое значение имени Нерон 1005 (Νερων = 50+5+100+800+50) приравнивается к сумме букв в фразе «убил свою мать» (ἰδίαν μητέρα ἀπέκτεινε). Этот исопсефизм используется в эпиграмме, которую цитирует Светоний:
Трое — Нерон, Алкмеон и Орест — матерей убивали.
Сочти — найдешь: Нерон — убийца матери
Использование исопсефии в эпиграммах ценилось как поэтическое мастерство. Поэт I в. н.э. Леонид Александрийский сочинял исопсефические эпиграммы, в которых сумма букв в первом двустишии равняется сумме букв во втором двустишии. Такие формалистические эксперименты были в моде – об этом говорит, например, то, что Леонид посвящал свои эпиграммы императору и членам его семьи по торжественным поводам.

Несмотря, на изысканность литературного стиля, содержание исопсефических эпиграмм могло быть совсем не возвышенным. В одной эпиграмме из Палатинской Антологии золото исопсефически равняется заднем проходу:

Анус и золото имеют одинаковое число – /. Я это обнаружил однажды с помощью простого счета.

Действительно, исопсефические значения этих слов равны («анус», πρωκτός = 80 + 100 + 800 + 20 + 300 + 70 + 200 = 1570; «золото», χρυσός = 600 + 100 + 400 + 200 + 70 + 200 = 1570).

Другой автор II в. н.э. Авл Гелий сообщает, что исопсефизмы присутствуют в поэмах Гомера. Действительно в «Илиаде» есть несколько пар строчек подряд, сумма букв которых равняются одному числу. Новые методы компьютерного вычисления помогли найти еще три пары таких строчек в «Илиаде» и три пары в «Одиссее», а также две пары в эллинистической поэме Аполлония «Аргонавтика». Статистически возможно, что эти строчки оказались равночисленными случайно, однако интерес античных писателей и филологов свидетельствует о популярности приема исопсефии в литературных кругах. Она ассоциировалась с поэтической изысканностью и высокой культурой. Как любая литературная игра, исопсефия демонстрировала ученость поэта и давала читателю возможность понять и разгадать загадку.

Вероятно, поэтому поэт VI века н.э. Диоскор из египетской деревни Афродито использовал исопсефию в своем гимне в честь христианского мученика Мины. В заглавии гимна написано: «исопсефические энкомий (то есть хвалебная песнь) святому Мине», а в конце каждой строчки указано ее исопсефическое значение, которое всегда равно одному и тому же числу – 5680 (͵ΕΧΠ). Гимн записан на обороте официального документа из делового архива Диоскора.

Пример использования исопсефии
Похожий случай представляет собой стихотворение нубийца Пакция Максима, который служил декурионом в римской воинской части на южной границе Египта в I в. н.э. Он написал короткое посвящение для женщины Бруттии Фарии, в котором каждая строчка равняется 4773. Это число указано напротив каждой строчки на надписи с гимном, которая была найдена в храме Изиды и Сераписа. Еще одно исопсефическое посвящение II века н.э. было найдено в Спарте на стеле, установленной в храме Артемиды. Посвящение состоит из трех строчек, каждая из которых равна 2730 (ΒΨΛ).

Пример использования исопсефии
Языческие боги не брезговали исопсефией и в прозаических произведениях. В романе Псевдо-Каллисфена об Александре Македонском III в. н.э. бог Сарапис явился во сне Александру и представился с помощью исопсефизма:

"Слушай, Александр, кто я. Сложи два раза по сто и один, затем еще сто и один, четырежды двадцать и десять, затем, взяв первую букву, поставь ее последней, и тогда ты узнаешь, какой я бог."

Александр проснулся, и понял, что это Сарапис, так как 200 равняется букве Σ, 1 – Α, 100 – Ρ, 1 – А, 80 – Π, 10 – Ι, и затем снова Σ.

Возможно, появление исопсефии в этом эпизоде связано с тем, что ею пользовались при толкования снов. Артемидор Эфесский в своем соннике (II в. н.э.) объясняет, что понять значение какого-либо предмета, увиденного во сне, можно с помощью исопсефии:

А ласка означает хитрую и злую жену, а также тяжбу, потому что слова «тяжба» (δίκη) и «ласка» (γαλῆ) равночисленны. (δίκη = 4 + 10 + 20 + 8 = 42, γαλῆ = 3 + 1 + 30 + 8 = 42).

Магические ритуалы – еще одна область, в которой числа использовались как заклинания. Например, число 3663, в котором зашифровано магическое имя Байнхооох, необходимо, чтобы вызвать божество. В так называемом Большом парижском магическом папирусе (IV в. н.э.) предписывается, чтобы маг перед гаданием облачился в специальную одежду, надел сандали из пальмовых листьев, положил на голову венок из оливы и чеснока, и произнес заклинание «держа у груди число 3663», что, скорее всего, означало, что нужно сложить пальцы в виде этого числа, используя античную систему счета на пальцах. В мистических гностических системах имена нередко имели неслучайные исопсефические значения: например, в одной такой системе, Абрасакс, архонт низших эонов, имеет числовое значение имени 365, что связывает его с календарным и солярным циклом.

У христиан исопсефия также пользовалась популярностью. Один из самых ранних примеров христианского исопсефизма – граффито на стене базилики в Смирне. Текст надписи, датируемый началом II в. н.э., устанавливает равночисленность между двумя греческими словами «Господь» (κύριος) и «вера» (πίστις) – оба оказываются равны числу ω (800). В папирусных письмах III-IV вв. н.э. христиане любили подписываться числом 99, в котором зашифровно слово «аминь». Возможно, этот исопсефизм присутствует также в христианской надписи VI-VII вв., найденной в Крыму в Херсонесе. Другой весьма распространенный христианский исопсефизм ΧΜΓ (643) ученые только недавно смогли расшифровать как фразу «Бог помощник». Его ставили в начале и в конце письма или документа как маркер принадлежности отправителя к христианскому сообществу и как пожелание благополучия.

Пример такой подписи на обороте письма христианина Филоксена родителям и дяде (IV в.)

Пример использования исопсефии
Другой пример использования исопсефии в повседневной жизни – шифровка имени любимой женщины. Такие граффити были найдены в Помпеях (не позже 79 г. до н.э.):

Люблю ту, чье число 545.

В других вариантах встречаются числа 1 308 (предположительно имя Тиха) и 731 (Анфуса). В одной надгробной надписи муж оплакивает жену, записав ее имя в виде числа 1065.

У нас есть также свидетельства, что исопсефии обучали в античных риторических школах. Словарики исопсефизмов сохранились на оксиринхском папирусе (II в. н.э.) и на деревянной табличке (середина V в.). Списки состоят из двух колонок: в первой записано основное слово, во второй – исопсеф, то есть слово или фраза, равное по численному значению первому.

Например:

неприятность, зло, траты, подлость : женщина (=461)
Изида: великая надежда (=420)
Сарапис: украшает Александрию (=662)
вино: уксус (=400)
судьба: делает богатым, кого захочет (1308)


Список исопсефизмов на папирусе из Оксиринха, II в. н.э.
На глиняном остраконе II в. н.э. исопсефизмы тоже записаны в колонку вместе со своими числовыми значениями, например:

Каллист 861
прекрасный мужчина 861
Херемон 1609
благороднейший 1609


В другом папирусе дан такой список слов:

основание Адриана 1207
царственный Рим 1207
город Римлян 2199
венец империи 2199


Пример использования исопсефии
Вероятно, этот список был литературным упражнением студента. Во всех этих примерах мы видим, что исопсефия служит способом указать на какую-то истину, скрытую в словах и именах.

Литература:
  • Авдохин А.С. , Неучтенный папирусный текст: исопсефия – элитарность или массовость?// Индоевропейское языкознание и классическая филология XIII, Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского, 22–24 июня 2009 г., Санкт-Петербург, 2009, 3-12.
  • Зельченко В.В., К значению ΨΗΦΟΣ в магических контекстах // Индоевропейское языкознание и классическая филология XVIII, Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского, 23–25 июня 2014 г. , Санкт-Петербург, 2014, 306-318.
  • Ast R. and Lougovaya J., The Art of the Isopsephism in the Greco-Roman World, in Ägyptische Magie und ihre Umwelt, Wiesbaden 2015, 82-98.
  • Lougovaya J., Isopsephisms in P.Jena II 15a-b, Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 176, 2011, 200–204.
Alena Chepel, филолог, исследователь античной религии и театра (Университет Рэдинга)