Папирус из Оксиринха, II в. н.э
|
В Древней Греции для записи чисел использовались буквы греческого алфавита. Благодаря этому, оказалась возможной исопсефия ( ἴσος – равный, ψῆφος – камешек для счета, число), то есть сложение числовых значений всех букв в слове и поиск «равнозначных» слов или фраз, которые при таком сложении дают одинаковую сумму. Например, слово «аминь», записанное как число 99 в раннехристианских письмах, это исопсефизм: арифметические значения букв в слове в сумме дают 99 ( = α (1) + μ (40) + η (8) + ν (50)).
Этот прием был весьма распространен в поздней античности и использовался в литературе, религии, магии и быту. Возможно, самым знаменитым примером исопсефии является «число зверя» 666 из библейской книги Апокалипсис Иоанна Богослова (Апок. 13:17-18). По-гречески это число записывается буквами ΧΞϚ (Χ (хи) – 600, Ξ (кси) – 60, Ϛ (стигма) – 6). Однако существует и другой вариант: в 2005 году была открыта древнейшая папирусная рукопись Апокалипсиса, где в этом месте указано число 616 (ΧΙϚ).
Этот прием был весьма распространен в поздней античности и использовался в литературе, религии, магии и быту. Возможно, самым знаменитым примером исопсефии является «число зверя» 666 из библейской книги Апокалипсис Иоанна Богослова (Апок. 13:17-18). По-гречески это число записывается буквами ΧΞϚ (Χ (хи) – 600, Ξ (кси) – 60, Ϛ (стигма) – 6). Однако существует и другой вариант: в 2005 году была открыта древнейшая папирусная рукопись Апокалипсиса, где в этом месте указано число 616 (ΧΙϚ).
Папирус из Оксиринха, II в. н.э
|
Уже во ΙΙ веке появляются толкования числа 666 как исопсефизма. В качестве расшифровки предлагались разные варианты, в том числе греческие фразы «истинный вредитель» (ἀληθὴς βλαβερός) и «дурной руководитель» (κακὸς ὀδηγός). В ΧΙΧ веке появилась версия, что в числе скрыто имя Нерона, если использовать еврейское написание и еврейский счет (Nron Qsr = 666 или Nro Qsr = 616).
С помощью разных систем подсчета в числе антихриста искали имена других императоров и правителей. Пьер Безухов в «Войне и мире» Л.Н. Толстого подсчитывает, что этому числу равно имя Наполеона.
С именем Нерона связан другой известный исопсефизм, о котором пишет Светоний в «Жизни Двенадцати Цезарей»: числовое значение имени Нерон 1005 (Νερων = 50+5+100+800+50) приравнивается к сумме букв в фразе «убил свою мать» (ἰδίαν μητέρα ἀπέκτεινε). Этот исопсефизм используется в эпиграмме, которую цитирует Светоний:
Несмотря, на изысканность литературного стиля, содержание исопсефических эпиграмм могло быть совсем не возвышенным. В одной эпиграмме из Палатинской Антологии золото исопсефически равняется заднем проходу:
Анус и золото имеют одинаковое число – /. Я это обнаружил однажды с помощью простого счета.
Действительно, исопсефические значения этих слов равны («анус», πρωκτός = 80 + 100 + 800 + 20 + 300 + 70 + 200 = 1570; «золото», χρυσός = 600 + 100 + 400 + 200 + 70 + 200 = 1570).
Другой автор II в. н.э. Авл Гелий сообщает, что исопсефизмы присутствуют в поэмах Гомера. Действительно в «Илиаде» есть несколько пар строчек подряд, сумма букв которых равняются одному числу. Новые методы компьютерного вычисления помогли найти еще три пары таких строчек в «Илиаде» и три пары в «Одиссее», а также две пары в эллинистической поэме Аполлония «Аргонавтика». Статистически возможно, что эти строчки оказались равночисленными случайно, однако интерес античных писателей и филологов свидетельствует о популярности приема исопсефии в литературных кругах. Она ассоциировалась с поэтической изысканностью и высокой культурой. Как любая литературная игра, исопсефия демонстрировала ученость поэта и давала читателю возможность понять и разгадать загадку.
Вероятно, поэтому поэт VI века н.э. Диоскор из египетской деревни Афродито использовал исопсефию в своем гимне в честь христианского мученика Мины. В заглавии гимна написано: «исопсефические энкомий (то есть хвалебная песнь) святому Мине», а в конце каждой строчки указано ее исопсефическое значение, которое всегда равно одному и тому же числу – 5680 (͵ΕΧΠ). Гимн записан на обороте официального документа из делового архива Диоскора.
С помощью разных систем подсчета в числе антихриста искали имена других императоров и правителей. Пьер Безухов в «Войне и мире» Л.Н. Толстого подсчитывает, что этому числу равно имя Наполеона.
С именем Нерона связан другой известный исопсефизм, о котором пишет Светоний в «Жизни Двенадцати Цезарей»: числовое значение имени Нерон 1005 (Νερων = 50+5+100+800+50) приравнивается к сумме букв в фразе «убил свою мать» (ἰδίαν μητέρα ἀπέκτεινε). Этот исопсефизм используется в эпиграмме, которую цитирует Светоний:
Использование исопсефии в эпиграммах ценилось как поэтическое мастерство. Поэт I в. н.э. Леонид Александрийский сочинял исопсефические эпиграммы, в которых сумма букв в первом двустишии равняется сумме букв во втором двустишии. Такие формалистические эксперименты были в моде – об этом говорит, например, то, что Леонид посвящал свои эпиграммы императору и членам его семьи по торжественным поводам.Трое — Нерон, Алкмеон и Орест — матерей убивали.
Сочти — найдешь: Нерон — убийца матери
Несмотря, на изысканность литературного стиля, содержание исопсефических эпиграмм могло быть совсем не возвышенным. В одной эпиграмме из Палатинской Антологии золото исопсефически равняется заднем проходу:
Анус и золото имеют одинаковое число – /. Я это обнаружил однажды с помощью простого счета.
Действительно, исопсефические значения этих слов равны («анус», πρωκτός = 80 + 100 + 800 + 20 + 300 + 70 + 200 = 1570; «золото», χρυσός = 600 + 100 + 400 + 200 + 70 + 200 = 1570).
Другой автор II в. н.э. Авл Гелий сообщает, что исопсефизмы присутствуют в поэмах Гомера. Действительно в «Илиаде» есть несколько пар строчек подряд, сумма букв которых равняются одному числу. Новые методы компьютерного вычисления помогли найти еще три пары таких строчек в «Илиаде» и три пары в «Одиссее», а также две пары в эллинистической поэме Аполлония «Аргонавтика». Статистически возможно, что эти строчки оказались равночисленными случайно, однако интерес античных писателей и филологов свидетельствует о популярности приема исопсефии в литературных кругах. Она ассоциировалась с поэтической изысканностью и высокой культурой. Как любая литературная игра, исопсефия демонстрировала ученость поэта и давала читателю возможность понять и разгадать загадку.
Вероятно, поэтому поэт VI века н.э. Диоскор из египетской деревни Афродито использовал исопсефию в своем гимне в честь христианского мученика Мины. В заглавии гимна написано: «исопсефические энкомий (то есть хвалебная песнь) святому Мине», а в конце каждой строчки указано ее исопсефическое значение, которое всегда равно одному и тому же числу – 5680 (͵ΕΧΠ). Гимн записан на обороте официального документа из делового архива Диоскора.
Пример
использования исопсефии
|
Похожий случай представляет собой стихотворение нубийца Пакция Максима, который служил декурионом в римской воинской части на южной границе Египта в I в. н.э. Он написал короткое посвящение для женщины Бруттии Фарии, в котором каждая строчка равняется 4773. Это число указано напротив каждой строчки на надписи с гимном, которая была найдена в храме Изиды и Сераписа. Еще одно исопсефическое посвящение II века н.э. было найдено в Спарте на стеле, установленной в храме Артемиды. Посвящение состоит из трех строчек, каждая из которых равна 2730 (ΒΨΛ).
Пример
использования исопсефии
|
Языческие боги не брезговали исопсефией и в прозаических произведениях. В романе Псевдо-Каллисфена об Александре Македонском III в. н.э. бог Сарапис явился во сне Александру и представился с помощью исопсефизма:
"Слушай, Александр, кто я. Сложи два раза по сто и один, затем еще сто и один, четырежды двадцать и десять, затем, взяв первую букву, поставь ее последней, и тогда ты узнаешь, какой я бог."
Александр проснулся, и понял, что это Сарапис, так как 200 равняется букве Σ, 1 – Α, 100 – Ρ, 1 – А, 80 – Π, 10 – Ι, и затем снова Σ.
"Слушай, Александр, кто я. Сложи два раза по сто и один, затем еще сто и один, четырежды двадцать и десять, затем, взяв первую букву, поставь ее последней, и тогда ты узнаешь, какой я бог."
Александр проснулся, и понял, что это Сарапис, так как 200 равняется букве Σ, 1 – Α, 100 – Ρ, 1 – А, 80 – Π, 10 – Ι, и затем снова Σ.
Возможно, появление исопсефии в этом эпизоде связано с тем, что ею пользовались при толкования снов. Артемидор Эфесский в своем соннике (II в. н.э.) объясняет, что понять значение какого-либо предмета, увиденного во сне, можно с помощью исопсефии:
А ласка означает хитрую и злую жену, а также тяжбу, потому что слова «тяжба» (δίκη) и «ласка» (γαλῆ) равночисленны. (δίκη = 4 + 10 + 20 + 8 = 42, γαλῆ = 3 + 1 + 30 + 8 = 42).
Магические ритуалы – еще одна область, в которой числа использовались как заклинания. Например, число 3663, в котором зашифровано магическое имя Байнхооох, необходимо, чтобы вызвать божество. В так называемом Большом парижском магическом папирусе (IV в. н.э.) предписывается, чтобы маг перед гаданием облачился в специальную одежду, надел сандали из пальмовых листьев, положил на голову венок из оливы и чеснока, и произнес заклинание «держа у груди число 3663», что, скорее всего, означало, что нужно сложить пальцы в виде этого числа, используя античную систему счета на пальцах. В мистических гностических системах имена нередко имели неслучайные исопсефические значения: например, в одной такой системе, Абрасакс, архонт низших эонов, имеет числовое значение имени 365, что связывает его с календарным и солярным циклом.
У христиан исопсефия также пользовалась популярностью. Один из самых ранних примеров христианского исопсефизма – граффито на стене базилики в Смирне. Текст надписи, датируемый началом II в. н.э., устанавливает равночисленность между двумя греческими словами «Господь» (κύριος) и «вера» (πίστις) – оба оказываются равны числу ω (800). В папирусных письмах III-IV вв. н.э. христиане любили подписываться числом 99, в котором зашифровно слово «аминь». Возможно, этот исопсефизм присутствует также в христианской надписи VI-VII вв., найденной в Крыму в Херсонесе. Другой весьма распространенный христианский исопсефизм ΧΜΓ (643) ученые только недавно смогли расшифровать как фразу «Бог помощник». Его ставили в начале и в конце письма или документа как маркер принадлежности отправителя к христианскому сообществу и как пожелание благополучия.
Пример такой подписи на обороте письма христианина Филоксена родителям и дяде (IV в.)
А ласка означает хитрую и злую жену, а также тяжбу, потому что слова «тяжба» (δίκη) и «ласка» (γαλῆ) равночисленны. (δίκη = 4 + 10 + 20 + 8 = 42, γαλῆ = 3 + 1 + 30 + 8 = 42).
Магические ритуалы – еще одна область, в которой числа использовались как заклинания. Например, число 3663, в котором зашифровано магическое имя Байнхооох, необходимо, чтобы вызвать божество. В так называемом Большом парижском магическом папирусе (IV в. н.э.) предписывается, чтобы маг перед гаданием облачился в специальную одежду, надел сандали из пальмовых листьев, положил на голову венок из оливы и чеснока, и произнес заклинание «держа у груди число 3663», что, скорее всего, означало, что нужно сложить пальцы в виде этого числа, используя античную систему счета на пальцах. В мистических гностических системах имена нередко имели неслучайные исопсефические значения: например, в одной такой системе, Абрасакс, архонт низших эонов, имеет числовое значение имени 365, что связывает его с календарным и солярным циклом.
У христиан исопсефия также пользовалась популярностью. Один из самых ранних примеров христианского исопсефизма – граффито на стене базилики в Смирне. Текст надписи, датируемый началом II в. н.э., устанавливает равночисленность между двумя греческими словами «Господь» (κύριος) и «вера» (πίστις) – оба оказываются равны числу ω (800). В папирусных письмах III-IV вв. н.э. христиане любили подписываться числом 99, в котором зашифровно слово «аминь». Возможно, этот исопсефизм присутствует также в христианской надписи VI-VII вв., найденной в Крыму в Херсонесе. Другой весьма распространенный христианский исопсефизм ΧΜΓ (643) ученые только недавно смогли расшифровать как фразу «Бог помощник». Его ставили в начале и в конце письма или документа как маркер принадлежности отправителя к христианскому сообществу и как пожелание благополучия.
Пример такой подписи на обороте письма христианина Филоксена родителям и дяде (IV в.)
Пример
использования исопсефии
|
Другой пример использования исопсефии в повседневной жизни – шифровка имени любимой женщины. Такие граффити были найдены в Помпеях (не позже 79 г. до н.э.):
Люблю ту, чье число 545.
В других вариантах встречаются числа 1 308 (предположительно имя Тиха) и 731 (Анфуса). В одной надгробной надписи муж оплакивает жену, записав ее имя в виде числа 1065.
У нас есть также свидетельства, что исопсефии обучали в античных риторических школах. Словарики исопсефизмов сохранились на оксиринхском папирусе (II в. н.э.) и на деревянной табличке (середина V в.). Списки состоят из двух колонок: в первой записано основное слово, во второй – исопсеф, то есть слово или фраза, равное по численному значению первому.
Например:
неприятность, зло, траты, подлость : женщина (=461)
Изида: великая надежда (=420)
Сарапис: украшает Александрию (=662)
вино: уксус (=400)
судьба: делает богатым, кого захочет (1308)
На глиняном остраконе II в. н.э. исопсефизмы тоже записаны в колонку вместе со своими числовыми значениями, например:
Каллист 861
прекрасный мужчина 861
Херемон 1609
благороднейший 1609
В другом папирусе дан такой список слов:
основание Адриана 1207
царственный Рим 1207
город Римлян 2199
венец империи 2199
Люблю ту, чье число 545.
В других вариантах встречаются числа 1 308 (предположительно имя Тиха) и 731 (Анфуса). В одной надгробной надписи муж оплакивает жену, записав ее имя в виде числа 1065.
У нас есть также свидетельства, что исопсефии обучали в античных риторических школах. Словарики исопсефизмов сохранились на оксиринхском папирусе (II в. н.э.) и на деревянной табличке (середина V в.). Списки состоят из двух колонок: в первой записано основное слово, во второй – исопсеф, то есть слово или фраза, равное по численному значению первому.
Например:
неприятность, зло, траты, подлость : женщина (=461)
Изида: великая надежда (=420)
Сарапис: украшает Александрию (=662)
вино: уксус (=400)
судьба: делает богатым, кого захочет (1308)
Список исопсефизмов на папирусе из Оксиринха, II в.
н.э.
|
Каллист 861
прекрасный мужчина 861
Херемон 1609
благороднейший 1609
В другом папирусе дан такой список слов:
основание Адриана 1207
царственный Рим 1207
город Римлян 2199
венец империи 2199
Пример
использования исопсефии
|
Вероятно, этот список был литературным упражнением студента. Во всех этих примерах мы видим, что исопсефия служит способом указать на какую-то истину, скрытую в словах и именах.
Литература:
- Авдохин А.С. , Неучтенный папирусный текст: исопсефия – элитарность или массовость?// Индоевропейское языкознание и классическая филология XIII, Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского, 22–24 июня 2009 г., Санкт-Петербург, 2009, 3-12.
- Зельченко В.В., К значению ΨΗΦΟΣ в магических контекстах // Индоевропейское языкознание и классическая филология XVIII, Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского, 23–25 июня 2014 г. , Санкт-Петербург, 2014, 306-318.
- Ast R. and Lougovaya J., The Art of the Isopsephism in the Greco-Roman World, in Ägyptische Magie und ihre Umwelt, Wiesbaden 2015, 82-98.
- Lougovaya J., Isopsephisms in P.Jena II 15a-b, Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 176, 2011, 200–204.