Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Боробудур, буддийская модель мироздания


Боробудур – величественный буддийский храмовый комплекс, датируемый VIII-IX ст., расположенный на индонезийском острове Ява в сорока километрах юго-западнее города Джокьякарта. Это национальный символ страны, включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Название этой грандиозной достопримечательности Индонезии переводится, как «тысячи Будд», также оно означает «буддийский храм на горе». По своей величине и значимости сооружение является одним из трех главных буддийских святынь в мире наряду с камбоджийским Ангкор-Ватом и храмом Шведагон в Мьянме. Сегодня Боробудур является местом массового паломничества туристов и обязательно должен включаться в экскурсионную программу по достопримечательностям Индонезии.


 Об истории создания комплекса известно не так много. По мнению исследователей Боробудур был возведен одним из представителей династии Сайлендра между VIII — IX веками. Есть предположение, что храм символизировал цветок лотоса, и по этой причине должен был располагаться возле озера и отражаться на его поверхности. Подтверждением этой теории является факт существования водоема, о чем свидетельствуют найденные геологами характерные отложения.

Строительство памятника велось на протяжении восьмидесяти лет и было самым масштабным по тем временам. В тот период люди еще не знали о цементе. Большие каменные блоки высекались в соседних каменоломнях, транспортировались и укладывались по принципу пазлов. Барельефы вырезали уже на месте.


 В 1006 году произошло крупное извержение вулкана Мерапи, находящегося поблизости. В результате этого, все сооружение было засыпано вулканическим пеплом, который «законсервировал» Боробудур на более чем 800 лет. Остались неясными причины, почему люди так и не вернулись на это место.


Боробудур был забыт вплоть до 1814 года, когда британский губернатор и востоковед Стэмфорд Раффлз обнаружил холм с выступающими из него каменными блоками с резьбой. В последующие годы проводились мероприятия по очистке монумента. Однако памятник сильно пострадал из-за мародерства, были похищены ценные рельефы, статуи и орнаменты.

Первые реставрационные работы объекта были осуществлены в начале прошлого столетия, под руководством Теодора ван Эрпа. В результате чего Боробудуру был придан внушительный и торжественный вид.


 С 1973 по 1984 года выполнялось ряд задач по предотвращению проваливания, размывания почвы и коррозии. Для реализации задуманного, потребовалась кропотливая работа по разбору Боробудура и укреплению холма. Было демонтировано более 800 000 каменных блоков и плит, каждую часть фотографировали, заносили в компьютер, с тем, чтобы затем в точности вернуть на прежнее место. Все статуи и изображения подверглись основательной чистке и покрытию специальным составом, защищающим от воздействия влаги. В проекте принимало участие около 600 работников.


 Сооружение представляет собой огромную сплошную ступу, сложенную из 2 млн. каменных блоков. Части очень точно притерты друг к другу. Структурно храм разделяют на три составляющие: широкое квадратное основание с размерами 123×123 метра и высотой 4 метра, пятиярусную пирамиду с террасами и монументальную ступу. Общая высота комплекса Боробудур – 35 метров.


 Центральная верхняя семиметровая ступа установлена на трехступенчатой круглой платформе, вокруг которой расположены еще 72 ступы меньшего размера. Ступы имеют колоколобразную форму с отверстиями. Внутри них помещены статуи Будды, сидящих в позе лотоса. Индонезийцы верят, что если протянуть руку сквозь отверстие и прикоснуться к каменному Будде, то это принесет удачу и счастье.


 Кроме этого, изваяния Будды расставлены в нишах каждого из пяти ярусов пирамиды: на первом – их 104, на втором – также 104, на третьем – 88, на четвертом – 72, и пятом – 64. Всего статуй должно быть 504, однако многие были повреждены или украдены. С первого взгляда может показаться, что все они похожи, но между ними существуют различия в положении кистей рук, называемое в буддизме «мудра». С южной стороны Боробудура руки Будды подняты вверх, с восточной – касаются земли, с западной – сложены на груди. На севере – левая рука у статуй лежит на колене, а правая приподнята в жесте, показывающем умиротворение. Что касается скульптур пятого яруса и тех, что находятся на круглых платформах, то их «мудра» показывает наивысший момент жизни Будды.


 Стены и балюстрады Боробудура повсюду украшены красивыми барельефами иллюстрирующие не только религиозные мотивы, но и сцены из повседневной жизни. Благодаря этим каменным изображениям, можно получить представление о том, как жили люди на острове Ява еще задолго до прихода сюда первых европейцев. Общая площадь рельефов составляет 2500 кв. метров, а длина – около трех километров.


 Так как храм находится в регионе, где часто идут проливные дожди, то его создатели предусмотрели систему водостоков.

Пройти на самый верх можно по одной из четырех каменных лестниц, расположенных на каждой стороне. Арочные ворота лестниц украшены изображениями мифических божеств, которые по поверьям должны отгонять злых демонов. Все экскурсии начинаются с восточного входа. Гиды обычно ведут посетителей по часовой стрелке, перемещаясь через все ярусы.


 Боробудур воплощает в себе все представления буддистов о мироустройстве. Кроме этого, его многочисленные барельефы изображают жизнь Будды и повествуют об этапах становления религии. Поэтому, ученые и рассматривают храм как огромный каменный источник знаний.

Весь комплекс построен в форме сакральной конструкции – мандалы, которая в буддизме означает сферу обитания божеств и интерпретируется как модель космоса.

Сооружение символизирует три этапа, которые должен пройти человек, чтобы очиститься и освободиться от порочного круга мирских забот. Результатом является достижение высшей цели блаженного состояния – нирваны.


 Камадхату – первый этап. Он символизируюет мир греховных вожделений. Этот уровень храма скрыт под землей и был случайно открыт в 1885 году. На его барельефах показываются человеческие пороки, убийства, пытки, сцены сексуального характера и пр. Чтобы сохранить всю конструкцию, его засыпали обратно землей. Фотографии барельефов можно увидеть в музее комплекса.

 Рупадхату – второй этап, олицетворяющий материальную составляющую человеческой жизни. Он представлен в виде пятиступенчатой пирамиды. Некоторые его рельефы иллюстрируют эпизоды из «джатаки». Это священные притчи, повествующие о предыдущих реинкарнациях Будды. Согласно «джатаки», Будда в своих прошлых жизнях был королем, принцем, вором, рабом, ученым, а также животным – львом, лебедем, лошадью, черепахой. Всего около пятисот реинкарнаций.

 Арупадхату – последний этап при достижении нирваны, показывающий нематериальную сферу. Это самая высшая точка Боробудура, где отсутствуют барельефы. Отсюда открывается потрясающий обзор окрестностей.


Karmawibhangga Museum – содержит экспонаты, найденные при раскопках Боробудура. На открытой площадке музея представлены фрагменты статуй Будды, барельефы и оригинальные каменные блоки, которые не использовали при реставрационных работах из-за отсутствия крепежных элементов. Во внутренних помещениях выставлены фотографии самой нижней части храма (которая сейчас засыпана землей), сделанные в 1890 году, керамические изделия и многое другое.

 Samudra Raksa Museum – представляет экспонаты, которые свидетельствуют о существовании в древности торговых связей между Восточной Африкой и Индонезией. Самым примечательным из них является копия деревянной лодки длиной 18 метров, реконструированной благодаря изображениям, найденных на барельефах.


Храмовый комплекс насчитывает 1460 барельефов на религиозные сюжеты. Рельефные панели описывают мир страстей и мир чувственного развития человека. Постепенно поднимаясь по спиралевидному серпантину, идущий, постигая мир материи, попадает в духовный мир.

Структуру храма можно разделить на три составляющие:
  • основание храма,
  • тело храма,
  • вершина храма.
Основание храма имеет ширину 118 × 118 м и высоту 4 м. Имеет форму ровных плит с тремя ярусами и 20 углами. Тело состоит из пяти квадратных платформ в виде ярусов, по мере поднятия верх размеры каждого последующего яруса уменьшаются. Самая первая платформа «тела монумента» расположена в 7 метрах от края основания. Каждая последующая платформа смещается относительно предыдущей на 2 метра. Верх состоит из трех округлых платформ, на которых установлены в общей сложности 72 небольшие ступы и одна главная ступа в центре. Центральная ступа является самой высокой точкой памятника, она возвышается на 35 метров от подножия храма. Она представляет собой колоколообразную ступу высотой 7 метров, венчающую оргомную пирамиду.

Самый нижний уровень комплекса, именуемый Камадхату, представляет мир страстей. 160 изображений на тему чувственных проявлений не дошли до наших дней и то, что они существовали, мы узнаем только из древних рукописей.

Второй уровень — пять ярусов с названием Рупадхату — символизирует реальный мир и содержит религиозные сюжеты. В скульптурах и барельефах отражена вся история буддизма. Здесь разместились 432 статуи Будды - 104 на первой и второй террасе, 88 на третьей, 72 на четвертой и 64 на пятой.

И завершают эту красоту три верхних круглых террасы. Это уровень Арупадхату. На нижней из них установлены 32 ступы, на средней 24, на верхней — 16. Внутри каждой — Будда в натуральную величину. Завершает строение одна самая большая ступа — символ вечности.

32+24+16 - 72 - интересная трактовка мироздания.