В психологии одной из базовых экзистенциальных тревог считается страх смерти. Во все времена люди пытались найти некий «секрет» для продления жизни и поиска в ней дополнительных смыслов.Как утверждает Стивен Кейв, преподаватель Кембриджского университета, таких «уловок» нашлось не так уж и много: из поколения в поколение человечество эксплуатирует всего четыре универсальные «истории о бессмертии» — от надежды на воскрешение до идеи души.Разбираемся, что это за истории, какие формы они принимают в науке, философии и мифологии и какой нестандартный вариант бессмертия нам предложил Людвиг Витгенштейн в XX веке.
Как только люди осознали своё существование, мысль о том, что оно неизбежно закончится, стала преследовать их, заставляя задумываться над тем, как изменить эту неприятную участь.
В прошлом году во время ведущей конференции мыслителей будущего Brand Bar Budapest Стивен Кейв рассуждал о четырех историях бессмертия, которые мы рассказывали себе на протяжении веков, и о том, как они менялись в контексте новых научных открытий и технологических прорывов. Стивен Кейв потратил много лет, изучая и преподавая философию, и получил докторскую степень по метафизике в Кембриджском университете в 2001 году. Сегодня он является исполнительным директором Центра изучения будущего интеллекта (Liverhulme Centre for the Future of Intelligence) и старшим научным сотрудником Кембриджа.
Мысли о собственной смертности оказывают значительный эффект на наше сознание. Исследования показали: когда люди вспоминают о том, что им придётся умереть, то религиозные становятся ещё более религиозными, патриотичные — более патриотичными. Как только они чувствуют угрозу своему мировоззрению, они защищают его с большей настойчивостью. Они также охотно верят любой истории, в которой бы говорилось о вечной жизни.
Нам необходимо рассказывать себе истории, которые бы опровергали реальность и позволяли справиться с парализующим страхом смерти. В социальной психологии это называется «Теорией управления страхом» (Terror Management Theory, TMT), согласно которой люди используют истории, культурные ценности, системы символов, чтобы облегчить страх перед смертью.
Стивен Кейв указывает на то, что цивилизацию в общем можно рассматривать как коллекцию жизнепродлевающих технологий, цель создания которых заключается в желании постигнуть бессмертие.
В эпоху беспрецедентных технологических новшеств истории о том, как научные открытия продлевают нашу жизнь, изобилуют культурными нарративами.
Однако какими бы новыми они не казались, на самом деле они являются лишь усовершенствованием четырех основных историй, которые мы рассказывали себе на протяжении столетий.
Почти каждая культура имеет свою версию истории про эликсир жизни как источник вечной молодости. Это самая простая версия истории бессмертия — избежать смерти, оставаясь физически молодым и здоровым навеки.
В какой-то степени цивилизация помогла нам в этом: продолжительность жизни наших предков составляла 30-40 лет, в то время как наша увеличилась вдвое. Эта долговечная революция — одна из самых важных в человеческой истории, и мы, благодаря науке и технологиям, возможно, находимся на витке нового увеличения продолжительности жизни.
Однако Кейв напомнил о том, что египтяне верили в то же самое 4000 лет назад, а китайцы 2000 лет назад. Он попросил нас относиться к этим историям с определенным скепсисом. Возможно, в будущем мы и будем жить до 120 или 150 лет — в случае беспрецедентной технологической революции — но все же это не имеет отношения к вечности.
Даже если мы не можем жить вечно, существует вера в то, что после смерти мы сможем воскреснуть и жить снова. Мы можем наблюдать символичное возрождение природы каждый год, а также видеть, как этот миф живет в христианстве. Но даже если вы не верите в то, что Бог воскресит вас, у вас есть повод надеяться, что всемогущие ученые и доктора смогут осуществить то же самое в будущем. К примеру, Фонд продления жизни Alcor (The Alcor Life Extension Foundation) содержит 156 «пациентов» в состоянии криоконсервации — тела или мозги законсервированы в жидком нитрогене и дожидаются будущего, в котором они смогут вновь вернуться к жизни.
Кейв также вспомнил чудовище Франкенштейна — существо, ставшее живым, но не имеющее никакой индивидуальности. История воскрешения имеет глубокую философскую составляющую: в его процессе невозможно понять, что мы делаем на самом деле, возвращаем личность к жизни или просто создаём ее копию.
Чтобы рассеять это недопонимание, философия создала историю о нематериальной субстанции, которая живёт в нас даже после смерти, о душе.
Если мы фокусируемся на душе, то можем полностью отказаться от тела, потому что нашей настоящей сущностью становится не физическая оболочка, а духовная. Многие мыслители, начиная с Платона и заканчивая буддистами, утверждали, что тело является лишь препятствием на пути к бессмертию, а главная цель в жизни — освобождение духа.
Эта история также усовершенствовалась вместе с идеей о создании полномасштабного имитационного моделирования головного мозга Whole Brain Emulation (WBE). Организации, подобно Carboncopies, пытаются создать точные вычисляемые модели нейронных связей на уровне целого мозга, а также разработать нейроморфные аппаратные средства для запуска симуляций в этих моделях.
Согласно Кейву, с развитием науки идея о существовании отдельной нематериальной души становится все менее и менее правдоподобной, так как мы поняли, что настоящее «Я» зависит только от нашего сознания. Уничтожая фрагмент сознания, мы также теряем и нашу индивидуальность.
Это касается не только мозга как такового — органа, который делает нас теми, кем мы являемся, но и миллионов уникальных химических реакций, которые воспроизводят ощущения и эмоции.
Неспособные сохранить ни тело, ни душу, мы остаемся с последней историей бессмертия, в которой говорится о том, что настоящий ты — это совокупность вещей, и когда вы умираете, совокупность может рассеиваться, но ее элементы могут продолжать жить.
Здесь Кейв напоминает нам об Ахиллесе, которому был дан выбор вернуться домой и зажить счастливой жизнью или остаться в Трое, сразиться и умереть, увековечив себя в памяти как великого героя всех времен. Многие были вдохновлены идеей бессмертной славы и культурного наследия. В наши же времена мгновенную популярность дают технологии: они позволяют создать собственный идол с помощью твитов и инстаграма, помогают уловить и сохранить каждый момент жизни.
Но многие понимают, что этот путь слишком «косвенный».
Кейв цитирует Вуди Аллена:
Смерть не является событием жизни: мы живем не для того, чтобы испытать смерть. Вечная жизнь принадлежит только тем, кто живет настоящей жизнью. Наша жизнь не имеет конца, так же как и наше поле зрения не имеет границ.
Пятая история предлагает нам смотреть на жизнь, как на книгу. Так же, как книга имеет две обложки по сторонам, наша жизнь окружена границами — рождением и смертью. Однако даже несмотря на то, что книга имеет физические границы, мир внутри неё этих границ не знает.
Вы можете знать только моменты посередине, те моменты, которые составляют вашу историю. Нет никакого смысла в том, чтобы бояться того, что находится вне этих обложек, до вашего рождения или после вашей смерти. Не надо волноваться о том, насколько коротка ваша жизнь, нужно быть благодарным за то, что она в принципе была написана. Единственное, что имеет значение — это то, чтобы вы создали хорошую историю.
По материалам:
В прошлом году во время ведущей конференции мыслителей будущего Brand Bar Budapest Стивен Кейв рассуждал о четырех историях бессмертия, которые мы рассказывали себе на протяжении веков, и о том, как они менялись в контексте новых научных открытий и технологических прорывов. Стивен Кейв потратил много лет, изучая и преподавая философию, и получил докторскую степень по метафизике в Кембриджском университете в 2001 году. Сегодня он является исполнительным директором Центра изучения будущего интеллекта (Liverhulme Centre for the Future of Intelligence) и старшим научным сотрудником Кембриджа.
Мысли о собственной смертности оказывают значительный эффект на наше сознание. Исследования показали: когда люди вспоминают о том, что им придётся умереть, то религиозные становятся ещё более религиозными, патриотичные — более патриотичными. Как только они чувствуют угрозу своему мировоззрению, они защищают его с большей настойчивостью. Они также охотно верят любой истории, в которой бы говорилось о вечной жизни.
Нам необходимо рассказывать себе истории, которые бы опровергали реальность и позволяли справиться с парализующим страхом смерти. В социальной психологии это называется «Теорией управления страхом» (Terror Management Theory, TMT), согласно которой люди используют истории, культурные ценности, системы символов, чтобы облегчить страх перед смертью.
Стивен Кейв указывает на то, что цивилизацию в общем можно рассматривать как коллекцию жизнепродлевающих технологий, цель создания которых заключается в желании постигнуть бессмертие.
В эпоху беспрецедентных технологических новшеств истории о том, как научные открытия продлевают нашу жизнь, изобилуют культурными нарративами.
Однако какими бы новыми они не казались, на самом деле они являются лишь усовершенствованием четырех основных историй, которые мы рассказывали себе на протяжении столетий.
История
эликсира
Почти каждая культура имеет свою версию истории про эликсир жизни как источник вечной молодости. Это самая простая версия истории бессмертия — избежать смерти, оставаясь физически молодым и здоровым навеки.
В какой-то степени цивилизация помогла нам в этом: продолжительность жизни наших предков составляла 30-40 лет, в то время как наша увеличилась вдвое. Эта долговечная революция — одна из самых важных в человеческой истории, и мы, благодаря науке и технологиям, возможно, находимся на витке нового увеличения продолжительности жизни.
Однако Кейв напомнил о том, что египтяне верили в то же самое 4000 лет назад, а китайцы 2000 лет назад. Он попросил нас относиться к этим историям с определенным скепсисом. Возможно, в будущем мы и будем жить до 120 или 150 лет — в случае беспрецедентной технологической революции — но все же это не имеет отношения к вечности.
История
воскрешения
Даже если мы не можем жить вечно, существует вера в то, что после смерти мы сможем воскреснуть и жить снова. Мы можем наблюдать символичное возрождение природы каждый год, а также видеть, как этот миф живет в христианстве. Но даже если вы не верите в то, что Бог воскресит вас, у вас есть повод надеяться, что всемогущие ученые и доктора смогут осуществить то же самое в будущем. К примеру, Фонд продления жизни Alcor (The Alcor Life Extension Foundation) содержит 156 «пациентов» в состоянии криоконсервации — тела или мозги законсервированы в жидком нитрогене и дожидаются будущего, в котором они смогут вновь вернуться к жизни.
Кейв также вспомнил чудовище Франкенштейна — существо, ставшее живым, но не имеющее никакой индивидуальности. История воскрешения имеет глубокую философскую составляющую: в его процессе невозможно понять, что мы делаем на самом деле, возвращаем личность к жизни или просто создаём ее копию.
Чтобы рассеять это недопонимание, философия создала историю о нематериальной субстанции, которая живёт в нас даже после смерти, о душе.
История
о душе
Если мы фокусируемся на душе, то можем полностью отказаться от тела, потому что нашей настоящей сущностью становится не физическая оболочка, а духовная. Многие мыслители, начиная с Платона и заканчивая буддистами, утверждали, что тело является лишь препятствием на пути к бессмертию, а главная цель в жизни — освобождение духа.
Эта история также усовершенствовалась вместе с идеей о создании полномасштабного имитационного моделирования головного мозга Whole Brain Emulation (WBE). Организации, подобно Carboncopies, пытаются создать точные вычисляемые модели нейронных связей на уровне целого мозга, а также разработать нейроморфные аппаратные средства для запуска симуляций в этих моделях.
Согласно Кейву, с развитием науки идея о существовании отдельной нематериальной души становится все менее и менее правдоподобной, так как мы поняли, что настоящее «Я» зависит только от нашего сознания. Уничтожая фрагмент сознания, мы также теряем и нашу индивидуальность.
Это касается не только мозга как такового — органа, который делает нас теми, кем мы являемся, но и миллионов уникальных химических реакций, которые воспроизводят ощущения и эмоции.
Неспособные сохранить ни тело, ни душу, мы остаемся с последней историей бессмертия, в которой говорится о том, что настоящий ты — это совокупность вещей, и когда вы умираете, совокупность может рассеиваться, но ее элементы могут продолжать жить.
Наследие
Здесь Кейв напоминает нам об Ахиллесе, которому был дан выбор вернуться домой и зажить счастливой жизнью или остаться в Трое, сразиться и умереть, увековечив себя в памяти как великого героя всех времен. Многие были вдохновлены идеей бессмертной славы и культурного наследия. В наши же времена мгновенную популярность дают технологии: они позволяют создать собственный идол с помощью твитов и инстаграма, помогают уловить и сохранить каждый момент жизни.
Но многие понимают, что этот путь слишком «косвенный».
Кейв цитирует Вуди Аллена:
Я не хочу жить в сердцах своих соотечественников, я хочу жить у себя в квартире.Кроме этих четырех вариантов вечности, Кейв предлагает нам подумать еще об одной, пятой, истории. Он считает, что страх смерти основан на неправильном представлении, предубеждении, которое необходимо преодолеть. Вспомним австрийского философа Людвига Витгенштейна:
Смерть не является событием жизни: мы живем не для того, чтобы испытать смерть. Вечная жизнь принадлежит только тем, кто живет настоящей жизнью. Наша жизнь не имеет конца, так же как и наше поле зрения не имеет границ.
Пятая история предлагает нам смотреть на жизнь, как на книгу. Так же, как книга имеет две обложки по сторонам, наша жизнь окружена границами — рождением и смертью. Однако даже несмотря на то, что книга имеет физические границы, мир внутри неё этих границ не знает.
Вы можете знать только моменты посередине, те моменты, которые составляют вашу историю. Нет никакого смысла в том, чтобы бояться того, что находится вне этих обложек, до вашего рождения или после вашей смерти. Не надо волноваться о том, насколько коротка ваша жизнь, нужно быть благодарным за то, что она в принципе была написана. Единственное, что имеет значение — это то, чтобы вы создали хорошую историю.
По материалам: