![]() |
Собака из Глостершира
Eve Andreski
|
В Глостершире археологи-любители обнаружили клад римской эпохи, который включает любопытный артефакт – бронзовую фигурку собаки с высунутым языком. Вероятно, она связана с культом бога Ноденса, крупное святилище которого располагалось на территории Глостершира в римскую эпоху.
Пит Крессуэлл и Эндрю Боутон занимаются поисками древностей с металлоискателями уже сорок лет, но раньше им никогда не удавалось сделать столь значимую находку. «Как только я понял, что предметы имеют историческое значение, я связался с местной археологической командой, которая была в равной степени взволнована. – рассказывает Крессуэлл. – Это большая честь – иметь возможность внести свой вклад в местную и британскую историю». По вызову кладоискателей прибыл археолог Курт Адамс, который пришел к заключению, что клад относится к 318 – 450 годам н.э. Точное место находки в прессе не сообщается.
Фигурка собаки, о которой мы чуть ниже поговорим подробнее, и еще пара монет – единственные целые изделия в кладе. Все остальное – фрагменты бронзовых изделий: статуи человека, сосудов, оковки сундука, ложки, ключа, накладок в форме голов животных и людей – и еще множество кусочков меди непонятного происхождения. На одном из них сохранилась надпись, читающаяся как (V?)MCONIA. Предполагается, что найденный клад представляет собой античный металлолом, собранный для последующей переплавки.
Пит Крессуэлл и Эндрю Боутон занимаются поисками древностей с металлоискателями уже сорок лет, но раньше им никогда не удавалось сделать столь значимую находку. «Как только я понял, что предметы имеют историческое значение, я связался с местной археологической командой, которая была в равной степени взволнована. – рассказывает Крессуэлл. – Это большая честь – иметь возможность внести свой вклад в местную и британскую историю». По вызову кладоискателей прибыл археолог Курт Адамс, который пришел к заключению, что клад относится к 318 – 450 годам н.э. Точное место находки в прессе не сообщается.
Фигурка собаки, о которой мы чуть ниже поговорим подробнее, и еще пара монет – единственные целые изделия в кладе. Все остальное – фрагменты бронзовых изделий: статуи человека, сосудов, оковки сундука, ложки, ключа, накладок в форме голов животных и людей – и еще множество кусочков меди непонятного происхождения. На одном из них сохранилась надпись, читающаяся как (V?)MCONIA. Предполагается, что найденный клад представляет собой античный металлолом, собранный для последующей переплавки.
![]() |
Фрагменты
бронзовых изделий из клада
|
Сейчас с найденными предметами работают специалисты Британского музея, которые должны очистить и реставрировать находки. Когда эта работа будет окончена, оценочный комитет музея должен будет определить стоимость артефактов, после чего соответствующее вознаграждение будет разделено пополам между кладоискателями и владельцем земельного участка.
Как мы уже говорили, наибольший интерес среди найденных предметов вызвала статуэтка собаки. Искусно выполненная собака стоит и смотрит вверх, словно ожидая, когда хозяин бросит ей мяч. Рот ее открыт и язык высунут. В лапах, животе и боку собаки есть отверстия, с помощью которых, когда-то фигурка закреплялась на несохранившейся подставке.
Как мы уже говорили, наибольший интерес среди найденных предметов вызвала статуэтка собаки. Искусно выполненная собака стоит и смотрит вверх, словно ожидая, когда хозяин бросит ей мяч. Рот ее открыт и язык высунут. В лапах, животе и боку собаки есть отверстия, с помощью которых, когда-то фигурка закреплялась на несохранившейся подставке.
![]() |
Голова собаки
|
![]() |
Статуэтка собаки с разных сторон
|
Великобритании ранее уже находили
фигурки собак с высунутым языком. В Национальном музее Уэльса хранятся
две бронзовые собаки высотой около пяти сантиметров. Только они не стоят, как
собака из Глостершира, а сидят. Фигурки были найдены в Ллис-Ауэл (Llys Awel) в
валлийском графстве Конуи. Есть в музее также две бронзовые пластинки, на
которых пунктирные углубления образуют изображение собаки. Найдены они на том
же участке. Все эти предметы датируются периодом между концом I века до н. э. и
концом IV века н. э.
![]() |
Статуэтки
собак из Ллис-Ауэл
|
![]() |
Прорисовка вотивной таблички с
изображением собаки
|
Все эти собаки связываются исследователями с кельтским богом Ноденсом
(Нодонсом, Нудонсом). Крупное святилище Ноденса в Глостершире находилось
на территории поместья Линди-Парк близ устья реки Северн. Раскопки
этого места начал в 1920-х годах Мортимер Уилер,
в то время – молодой ученый из Национального музея Уэльса, а в
дальнейшем – знаменитый британский археолог. Уилер определил, что
храмовый комплекс в Линди-Парке был построен вскоре после 364 года до
нашей эры и действовал до V века н. э.
![]() |
Руины
храма Ноденса в Линди-Парке
|
Он состоял из здания собственно святилища, окруженного галереей, в которой, вероятно, проводились ритуальные процессии, гостиницы для паломников с отдельно стоящими термами, а также здание, где паломники должны были спать, чтобы получить во сне исцеление от болезни или божественное пророчество. Пример подобного общения с богом во сне хорошо известен на другом конце античного мира – в храме Асклепия в Эпидавре.
Уилер нашел в храме Ноденса девять статуй собак, как каменных, так и бронзовых, одна из них изображена с человеческой головой. Некоторые статуи кажутся похожими на ирландских волкодавов, так что историки собаководства считают их самыми древними изображениями представителей этой породы.
Уилер нашел в храме Ноденса девять статуй собак, как каменных, так и бронзовых, одна из них изображена с человеческой головой. Некоторые статуи кажутся похожими на ирландских волкодавов, так что историки собаководства считают их самыми древними изображениями представителей этой породы.
![]() |
Одна
из собак Ноденса в Линди-Парке
|
Объяснить связь собаки с богом исцеления, ученым опять помогает аналогия с греческим Асклепием. Священным животным этого бога была не только змея, но и собака. Собаки содержались в храмах Асклепия в Эпидавре, Афина, в Лебене на Крите, а позже и в Риме. Павсаний сообщает легенду, о том, что младенца Асклепия, бросила мать, родившая его от Аполлона, то младенца выкормила коза, а охраняла собака. Собака была изображена у подножия трона статуи Асклепия в Эпидавре. Статуя не дошла до нас, но мы хорошо можем представить ее по античным монетам. Считалось, что собаки, жившие в храме, вылизывая раны паломников, исцеляли их. Можно предположить, что подобную роль они могли играть и в кельтском культе Ноденса.
В святилище Линди-Парка были найдены и другие подношения. Среди них 320 костяных булавок, около 300 бронзовых браслетов и более восьми тысяч монет. Костяные булавки в качестве подношений встречаются и в других кельтских культовых центрах Британии. Булавка символизировала беременность и удачные роды, так что их приносили в дар богу бесплодные и беременные женщины. В Линди-Парке нашли каменную статуэтку высотой около полуметра, изображающую сидящую на троне богиню с рогом изобилия в руках. Может быть, это божественная жена бога-целителя Ноденса, покровительствующая роженицам?
В святилище Линди-Парка были найдены и другие подношения. Среди них 320 костяных булавок, около 300 бронзовых браслетов и более восьми тысяч монет. Костяные булавки в качестве подношений встречаются и в других кельтских культовых центрах Британии. Булавка символизировала беременность и удачные роды, так что их приносили в дар богу бесплодные и беременные женщины. В Линди-Парке нашли каменную статуэтку высотой около полуметра, изображающую сидящую на троне богиню с рогом изобилия в руках. Может быть, это божественная жена бога-целителя Ноденса, покровительствующая роженицам?
На связь Ноденса с целительством некоторые находки из Линди-Парка указывают явно. Пустотелая бронзовая рука заставляет снова вспомнить Асклепия, в дар которому приносили скульптурные изображения исцеленных частей тела. Также нашли печатку, которой античный окулист помечал составленную им глазную мазь, и костяную пластинку с анатомически точным изображением женщины.
Нашел Мортимер Уилер также бронзовую статую бога, который стоит на колеснице, запряженной четверкой лошадей, и держит в правой руке палицу. На бронзовом рельефе из Линди-Парка бог также правит квадригой, держа при этом кнут, по бокам его стоят юноши с факелами, а ниже изображены тритоны, державшие якоря. В этих образах исследователи находят черты Ноденса как солнечного бога, а тритоны указывают на его связь и с водой.
Водная стихия была представлена и на мозаичном полу храма, где можно было увидеть разных морских тварей. Мозаика была создана в IV веке и была даром храму от Тита Флавия Сенилиса. Нашлись и рельефы, изображающие морское божество с раковиной и якорем, а также рыбаков и тритонов. На одном из этих рельефов рыбак ловит рыбу. Исследователи видят в ней лосося и подозревают связь этого изображения с кельтским культом «Мудрого лосося». Эти подозрения укрепляет тот факт, что всезнающей «лосось из Ллин-Ллиу» – герой легенды «Килух и Олвен» из валлийского сборника «Мабиногион» ассоциировался как раз с рекой Северн, на берегу которой стояло святилище Ноденса.
![]() |
Прорисовки
бронзовых пластин с рельефами
|
![]() |
Посвятительная надпись Флавия
Бландина Арматуры
|
Еще одна надпись из Линди-Парка нанесена на бронзовую табличку с изображением лающей собаки. Автор сообщает: Pectilus votum quod promissit Deo Nudente M(arti) dedit «Пекул богу Марсу Нуденсу дал обет, который обещал».
![]() |
Прорисовка
рельефа с посвятительной надписью Пекула
|
![]() |
Надпись, сообщающая о потере кольца
|
Среди божеств кельтских народов, засвидетельствованных письменными источниками, этимологическим аналогом британского Ноденса оказывается ирландский Нуаду Айргетлам (Нуаду Среброрукий), король племен богини Дану. Когда в битве Нуаду потерял руку, он утратил и трон, так как физическое увечье лишало его права быть королем. Бог Диан Кехт сделал для Нуаду серебряную руку, а сын Диан Кехта Миах вырастил на этой руке плоть, что позволило Нуаду снова стать королем. В связи с этой историей мы можем вспомнить бронзовую руку, найденную в Линди-Парке.
А в уже упомянутой легенде «Килух и Олвен» был персонаж Ллудд с серебряной рукой (Lludd Llaw Eraint), в других валлийских сказаниях встречается более древняя форма его имени Нудд, которая тоже этимологически родственна имени Ноденса. Добавим, что одна из этимологий топонима Линди возводит его к древнеанглийскому *Lydan-eġ «остров Ллуда». За пределами Британии сходное имя божества – Noadatus – встречается в посвятительной надписи римской эпохи, которую нашли в Майнце. Кельтолог Виктор Калыгин в своем «Этимологическом словаре кельтских теонимов» предполагает, что имя Nōdon(t)s происходит из *Noudonts < *neudont-s «дающий обновление», представляющего собой сложение индоевропейских корней *neu̯o «новый» и *dō- «давать». Также это имя пытаются сопоставлять с готским словом nuta «рыбак», вспоминая о рыболовной символике на рельефе из Линди-Парка. Еще одна этимология возводит имя Нодос к *noudons, образованному от *noud «хватать», с возможным влиянием корня *snad «защита».
А в уже упомянутой легенде «Килух и Олвен» был персонаж Ллудд с серебряной рукой (Lludd Llaw Eraint), в других валлийских сказаниях встречается более древняя форма его имени Нудд, которая тоже этимологически родственна имени Ноденса. Добавим, что одна из этимологий топонима Линди возводит его к древнеанглийскому *Lydan-eġ «остров Ллуда». За пределами Британии сходное имя божества – Noadatus – встречается в посвятительной надписи римской эпохи, которую нашли в Майнце. Кельтолог Виктор Калыгин в своем «Этимологическом словаре кельтских теонимов» предполагает, что имя Nōdon(t)s происходит из *Noudonts < *neudont-s «дающий обновление», представляющего собой сложение индоевропейских корней *neu̯o «новый» и *dō- «давать». Также это имя пытаются сопоставлять с готским словом nuta «рыбак», вспоминая о рыболовной символике на рельефе из Линди-Парка. Еще одна этимология возводит имя Нодос к *noudons, образованному от *noud «хватать», с возможным влиянием корня *snad «защита».