Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Таинственная мумия в Каире: удивительная истинная личность Иосифа в разноцветном пальто

Золотой саркофаг из древнеегипетской коллекции Юя и Туя

Золотой саркофаг из древнеегипетской коллекции Юя и Туя


Кто был царем, назначившим своим министром Иосифа в легендарном разноцветном облачении? И в какой период египетской истории он жил?

С самого начала археологических раскопок в Египте более ста пятидесяти лет назад ученые пытались ответить на эти вопросы. Это были вопросы, которым я посвятил двадцать пять лет своей взрослой жизни.


В Библии и Коране говорится, что патриарх Иосиф был продан в рабство в Египет. Это его собственные братья передали его торговому каравану, так как они стали ревновать, когда Иаков, их отец, подарил ему разноцветную одежду. Египетский чиновник купил молодого еврейского мальчика и сделал его надзирателем над своим домом, но когда любовница чиновника ложно обвинила Иосифа в попытке соблазнить ее, его отправили в тюрьму. Два года спустя фараон освободил Иосифа, который также назначил его одним из своих министров, когда тот смог истолковать сон царя.

Картина, изображающая сцену из библейского мифа об Иосифе и разноцветном плаще
Картина, изображающая сцену из библейского мифа
об Иосифе и разноцветном плаще

Отец фараона

Позже, в результате голода в земле Ханаанской , рассказывается, что братья Иосифа отправились в Египет, чтобы купить там хлеба. Иосиф узнал сыновей Иакова, когда они прибыли, но они не узнали его в египетском костюме; он держал свою личность в тайне.

Однако голод в Ханаане продолжался, и сводные братья Иосифа вернулись в Египет со второй миссией по закупке зерна. По этому случаю Иосиф пригласил их отобедать в своем доме и в эмоциональный момент открыл братьям свою личность. Им было стыдно за то, что они сделали с ним, когда продали его в рабство, но он просил их не испытывать никакого чувства вины:

«Ибо Бог послал меня перед вами сохранить жизнь, и Он сделал Меня Отцом к фараону»,
— сказал он.

«Отец фараону»! Именно это название и привлекло мое внимание. Египетским чиновникам обычно давали титул «Сын фараона», но «Отец фараона» был редким титулом, и им обладали лишь немногие. Сразу вспомнилось имя Юи.

Юя служил министром и командиром военных колесниц при Аменхотепе III (около 1405-1367 гг. до н.э.) из 18-й династии. Среди его многочисленных титулов Юя носил один, который был уникальным для него, это нтр н б тави, «святой отец Владыки Двух Земель», формальный титул фараона. Причиной, по которой Юя получил этот уникальный титул, был тот факт, что царь Аменхотеп III женился на дочери Юи, Тийе, и сделал ее своей великой женой, королевой Египта.

Иосиф и его братья приветствуются фараоном. Джеймс Тиссо, около 1903 г.

Иосиф и его братья приветствуются фараоном.
Джеймс Тиссо, около 1903 г.


Могли ли Иосиф Патриарх и Юя быть одним и тем же человеком?

Могила Юи

Гробница Юи и его жены Туи была найдена в 1905 году, через три года после того, как Теодор М. Дэвис получил концессию на раскопки в Долине Царей. Некоторое удивление вызвало местонахождение гробницы, единственной в Египте, которая была найдена почти нетронутой до открытия Тутанхамона семнадцатью годами позже.

Внешний гроб мумии Юи

Внешний гроб мумии Юи. Помощник при раскопках рядом с внешним гробом высотой 2,75 метра (9 футов), вскоре после раскопок, около 1905 года


Изысканная шкатулка из гробницы Юя и Тджую с картушем Аменхотепа III

Изысканная шкатулка из гробницы Юя и Тджую
с картушем Аменхотепа III. (CC BY-SA 2.0)


Деньги предоставил Дэвис, а саму работу выполнили британские археологи. В Долине Царей есть узкая боковая долина длиной около полумили, ведущая к горе. За восемь дней до Рождества 1904 года Джеймс Кибелл начал исследование этой боковой долины. Через месяц он решил перевести людей обратно в устье боковой долины, и к 1 февраля они обнажили верхнюю часть запечатанной двери, перекрывавшей лестничную клетку. Через несколько дней Дэвис и его группа смогли войти в гробницу, в которой они нашли саркофаг Юи и его жены Туи (или Тьюи , Туи), включая их мумии.

Мумии Юи (слева) и Туи справа

Мумии Юи (слева) и Туи справа.
(Добросовестное использование Creative Commons)


Хотя и Юя, и его жена были известны из египетских текстов, ни один из них не считался особенно важным. Кроме того, насколько всем было известно, ни у кого из них не было королевской крови, чего можно было бы ожидать, если бы они пользовались привилегией быть похороненными в Долине Царей.

Маска мумии из позолоченного картона Туи, жены Юи и матери королевы Тийе
Маска мумии из позолоченного картона Туи,
жены Юи и матери королевы Тийе

Юя семит

Помимо уникального титула «Отец фараона», и Джозеф, и Юя были иностранцами, и многие ученые отмечали иностранную внешность Юи . Артур Вейгал, один из археологов, участвовавших в открытии гробницы Юя, писал: «Он был человеком властного вида. . . У него лицо священнослужителя, а в его губах есть что-то, что напоминает покойного папу Льва III». Анри Навиль, швейцарский египтолог, придерживался мнения, что «очень орлиное лицо Юи могло быть семитским».

Трудности, с которыми столкнулись писцы с его именем, также указывают на иностранное происхождение Юи. На его саркофаге, трех гробах и другой погребальной мебели было найдено одиннадцать разных надписей. Египетские имена обычно указывали на имя бога, под покровительство которого находился человек: «Ра-мос», «Птах-хотеп», «Тутанх-амун» и т. д. Таким образом, кажется, что египетские писцы, должно быть, назвали его в честь его собственного бога, Yhwh (Иегова), и это то, что писцы пытались написать, используя варианты написания, которые включали Ya-a, Yi-ya и Yu-yi.

То, как Юя был похоронен, также указывает на то, что он не был египтянином. Его уши не были проколоты, в отличие от большинства царских мумий 18-й династии, время, когда Юя видел службу и у Тутмоса IV, и у его сына, Аменхотепа III, и положение его рук, обращенных к шее под подбородком, отличается от обычной формы Осириса , в которой руки мертвеца скрещены на груди.

Позолоченная картонная маска Юи, отца королевы Тии

Позолоченная картонная маска Юи, отца королевы Тии. Был ли Юя больше, чем просто тестем фараона Аменхотепа III — мог ли он быть библейским патриархом Иосифом?


Графтон Эллиот Смит, британский анатом, исследовавший мумию Юя в 1905 году, поднял вопрос о его неегипетской внешности. Смит писал в своем отчете:

«Его (Юи) лицо относительно короткое и эллиптическое. . . Его нос выдающийся, орлиный и с высокой переносицей; . . . Губы кажутся несколько полными. Челюсть умеренно квадратная. . . Когда мы приступаем к исследованию расового характера тела Юи, очень немногое мы можем определенно уловить как четкое указание на его происхождение и родство. . . Форма лица (и особенно носа) такая, какую мы находим чаще в Европе, чем в Египте».
Фараон также дал Иосифу жену-египтянку и египетское имя, первый элемент которого — «сеф». Манефон, египетский историк, написавший историю своей страны Птолемею I в третьем веке до нашей эры, упоминает, что у Аменхотепа III был министр по имени Сеф. Кажется, что имя «Йо-сеф» или «Йо-сеф» на иврите и «Ю-сеф» на арабском языке состояло из двух элементов: одного еврейского «Ю», что является сокращением от Яхве, и другого египетского, «сеф».

В библейском повествовании об Иосифе-патриархе, когда он был назначен министром, он получил от фараона три предмета в качестве знаков отличия: кольцо, золотую цепь и колесницу. Эти три предмета также были найдены в гробнице Юи.

Хотя королевское кольцо не было найдено в гробнице Юи, был найден письменный текст, показывающий, что Юя был носителем королевского кольца. Это видно из титулов Юи: «носитель печати царя Нижнего Египта», а также «носитель кольца царя Нижнего Египта». Важной находкой в гробнице также была золотая цепь, которая упала в гроб Юи и оказалась под его головой, когда грабители гробницы перерезали нить, которая удерживала ее на месте. В гробнице также была обнаружена небольшая колесница.

Эпоха мудрости

О смерти и погребении Иосифа в Книге Бытия говорится, что он умер в возрасте ста десяти лет: «Его набальзамировали и положили в гроб в Египте». Еще в 1865 году, когда британский ученый Чарльз У. Гудвин предположил, что возраст, который библейский рассказчик приписал Иосифу на момент его смерти, является отражением египетской традиции, эта идея все больше принимается египтологами.

Сэр Графтон Эллиотт Смит, анатом, исследовавший мумию Юи после ее открытия, сказал в своем медицинском заключении, что Юе на момент смерти было не менее шестидесяти. Смит был не в состоянии судить о точном возрасте только по внешнему виду лица, но Анри Навиль, который перевел копию Юи «Книги мертвых», написал в своем последующем комментарии к ней, что «. . . художник хотел указать, что Юйя (Юя) был очень старым человеком, когда умер: поэтому он сделал ему довольно белый парик.»

Такие явные несоответствия в отношении возраста легко разрешаются. Поскольку средний возраст, до которого люди в то время доживали, составлял около тридцати пяти лет, древние египтяне считали старость признаком мудрости, а тех, кто достиг долголетия, считали святыми. И Иосиф, и Юя считались фараоном мудрыми.

Об Иосифе он сказал: «Нет никого благоразумнее и мудрее тебя». Юя описан в его погребальном папирусе как «единственный мудрец, любящий своего бога». Возраст, который египтяне приписывали тем, кто дожил до мудрости, составлял сто десять лет, независимо от того, сколько им было лет на самом деле. Говорят, что Аменхотеп, сын Хабу, египетский маг времен Юи, прожил сто десять лет, хотя по последней имеющейся у нас информации о нем ему было восемьдесят.

Город со множеством ворот

Это не только сравнение между ветхозаветным повествованием об Иосифе-патриархе и египетскими историческими записями, указывающее на то, что они оба были одним и тем же человеком. Согласно Корану, священной мусульманской книге, перед своим вторым визитом в Египет сводные братья Иосифа получили совет от своего отца Иакова:

«О, мои сыновья! Входите (в город) не одними воротами: входите разными воротами…»
Этот совет указывает на то, что город, который они посещали со своими торговыми миссиями, имевший множество ворот, был либо Мемфисом, местом королевской резиденции к югу от пирамид Гизы, либо Фивами, на восточном берегу Нила.

Египет - Храм Сети, восточный вход, Фивы.

Египет - Храм Сети, восточный вход, Фивы


Та же история встречается и в еврейских преданиях: «Его братья, опасаясь сглаза, вошли в город десятью разными воротами» (Мидраш. Берешит Рабба, 89). Поскольку Иаков, как говорят, выразил свое беспокойство перед тем, как его сыновья отправились на вторую миссию, разумно предположить, что он услышал о природе Фив по их возвращении из первого визита. Фивы были известны во всем древнем мире как «город со многими воротами», а греческий поэт Гомер упоминал их примерно в восьмом веке до нашей эры как «город со сотней ворот». Это были ссылки не на ворота через множество стен, а на входы, принадлежащие его многочисленным храмам и дворцам.

Время Юи и Джозефа

Поскольку имя фараона, назначившего Иосифа своим министром, отсутствует в священных книгах, ученые искали в истории Иосифа некоторые другие подробности, чтобы помочь им определить его время. Они заметили, что «колесницы» упоминаются в Книге Бытия трижды:
  1.  – Когда он был назначен министром, фараон дал Иосифу колесницу,
  2. – Иосиф воспользовался колесницей, чтобы приветствовать своего отца Иакова и остальных членов колена Израилева, когда они прибыли в Египет,
  3.  – Когда израильтяне отправились хоронить своего отца Иакова в Ханаан, Иосиф взял с собой «и колесницы, и всадников».
В библейской истории о возвышении Иосифа до высокого поста говорится, что фараон предоставил ему вторую колесницу, чтобы он мог ездить на ней. Это предполагает его ответственность за колесницу, и это мнение подтверждается тем фактом, что колесница была найдена в гробнице Юи. В Древнем Египте существовал обычай помещать в гробницу предметы, имевшие особое значение в жизни умершего человека.

Однако ранние египтологи были обмануты, когда попытались определить время жизни Иосифа в свете этой информации. Около десяти или двух лет назад считалось, что цари гиксосов , которые правили Египтом около полутора столетий до того, как 18-я династия изгнала их, были первыми, кто ввел колесницу в Египет. Поскольку сами гиксосы были ханаанского происхождения, было легко поместить Иосифа Еврея в период их правления в Египте. Однако все стоянки гиксосов в восточной части дельты Нила к настоящему времени раскопаны, и ни в одном из них не было обнаружено остатков колесниц; ни письменных, ни нарисованных упоминаний о колесницах. В настоящее время общепризнано, что египетские цари 18-й династии первыми ввели колесницу.

Древнеегипетские колесницы

Древнеегипетские колесницы


С другой стороны, также было установлено, что только в конце 18-й династии, когда жил Юя, Колесница отделилась от пехоты в качестве военного рода, и что Юя, как главный министр Аменхотепа III, был первый известный нам человек, носящий титул заместителя Его Величества в колеснице.

Таким образом, сходство между Юей из египетской 18-й династии и Иосифом из Библии указывает на то, что оба персонажа должны были представлять одну личность.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Ahmed Osman,
«A Mysterious Mummy in Cairo: The Surprising True Identity of Joseph with the Coat of Many Colors»



* Ахмед Осман — писатель египетского происхождения, который пытался найти связь между библейскими историями и историей Древнего Египта. Он родился в Каире в 1934 году. Прежде чем стать журналистом, он изучал право в университете. Он переехал в Лондон в 1965 году, где вступил в Общество исследования Египта и изучал историю и язык древнего Египта. Он также выучил библейский иврит и исследовал историю Библии и Корана, прежде чем попытаться найти происхождение библейских историй в египетских источниках.

Его первая гипотеза заключалась в том, что Патриарх Иосиф в разноцветной мантии на самом деле был Юя, министром Аменхотепа III из 18 -й династии Египта. Это было предметом его 1 -й книги «Незнакомец в долине царей», которая сейчас переиздана под другим названием «Еврейские фараоны Египта» .

Его вторая работа утверждала, что Моисей из Библии был тем же человеком, что и царь-монотеист Эхнатон, дедом которого по материнской линии был Юя/Иосиф. Это было предметом его второй книги «Моисей, фараон Египта», которая теперь переиздана как «Моисей и Эхнатон». (Примеч.: Louiza Smith)