Иблис возглавляет всех злых духов, шайтанов и джиннов / Kitab al-Bulhan = composite astrology/astronomy/geomancy Arabic manuscript. Date Late 14th century. Source Oxford Digital Library via |
Рассказывают, что не
успел Адам посадить виноград, как демон Иблис подул своим смертоносным дыханием
— и виноград засох.
Пригорюнился Адам и
сидел, раздумывая, что теперь делать.
Подошел к нему Иблис и
стал расспрашивать, что его печалит. Адам все рассказал ему.
— Божья тварь, —
воскликнул демон, — ты хочешь, чтобы виноград вновь зазеленел? Я о нем
позабочусь.
Павлин. Фрагмент
иллюстрации к суфийской поэме Аттара (около 1142-1220) «Собрание птиц», из
рукописи около 1600 года. / "The
Concourse of the Birds", Folio from a Mantiq al-tair (Language of the
Birds). Painting by Habiballah of Sava (active ca. 1590–1610). Author:
Farid al-Din `Attar (ca. 1142–1220). Folio from an illustrated manuscript.
Date: ca. 1600. Iran, Isfahan. Ink, opaque watercolor, gold, and silver, on
paper. Painting: H. 25.4 cm. W. 11.4cm. Page: H. 33 cm. W. 20.8 cm. Mat: H.
48.9 cm. W. 36.2 cm. The Metropolitan Museum of Art. 63.210.11. Source
|
Адам согласился. Иблис
подошел к винограднику, свернул голову павлину, выпил его кровь и обрызгал ей
все кругом. В тот же миг на винограде зазеленели листочки. Тогда Иблис убил
обезьяну и окропил её кровью лозу. Когда на ней показались плоды, он зарезал
льва, и гроздья напитались его кровью. Когда они стали поспевать, демон принес
в жертву свинью, и кровь её проникла в сладкие ягоды.
BnF,
département des Manuscrits, supplément turc 242, f. 83r. Istanbul (Turquie),
1582. Source
|
Вот почему пьяница,
когда первые капли вина начинают течь по жилам, распускает хвост, точно павлин.
Когда хмель ударяет в голову, он прыгает и хлопает в ладоши, как обезьяна.
Когда опьянение усиливается, он встает и рвется в бой, точно лев. А когда хмель
одолевает его вконец, он, хрюкая, плюхается наземь, точно свинья, прежде чем
провалиться в глубокий сон.
___________________
/Легенда
из книги: Фруктовые и овощные сказки / Анна Строева. Перевод с французского
Галины Кабаковой; иллюстрации Мануэлы Маньи. М.: ФОРУМ : РЕДКАЯ ПТИЦА, 2014.
В книге собраны сказки
и легенды разных народов мира./
___________________
Христианский
виноград в маргиналии манускрипта конца 15 века / After 1488. Book of Hours.
Use of Rome. MS. Douce 311, fol. 034r. Bodleian Library. Manuscript. Parchment.
Page size: 238 x 165 mm. Country or nationality of origin: Flemish. Spies with
grapes (Numbers xiii.23-24). Source
|
За этой арабской
сказкой следует такой комментарий:
В христианской традиции вино и виноград — Божьи дары. Иисус называет себя «истинной виноградной лозой», и вино, которым причащаются верующие, символизирует кровь Христову.Виноградник — растение благословенное, и ни один злой дух или оборотень не может к нему приблизиться.
Иблис в окружении
подчиненных, 1582 год / BnF, département
des Manuscrits, supplément turc 242, f. 89 v. Mehmed ibn Emir Hasan al-Su’ûdî,
Matâli’ al-su‘âda wa yanâbi‘ al-siyâda (Le Lever des astres chanceux et les
Sources de la souveraineté). Istanbul (Turquie), 1582. Papier, 183 f., 31 ×
20,5 cm. © Bibliothèque nationale de France. Source
|
В других религиях, как,
например, в исламе, пить вино запрещено, поскольку мусульмане полагают, что оно
дело рук дьявола и обращает человека в глупое животное.