«Голубая
мечеть» в Стамбуле
|
Мечеть представляет собой молитвенное здание с куполом. Рядом примыкают башни-минареты – их не может быть больше девяти; заходя внутрь, паломник обращает внимание на древние письмена – выдержки из Корана. Лишь слова на арабском украшают стены; изобразительное искусство здесь запрещено.
Османское зодчество в своем развитии прошло два этапа. Первый (с XIV до первой половины XV вв. – до взятия Константинополя в 1453) связан со строительством в Бурсе (Бруса) и некоторых других городах Малой Азии. Второй этап начался в правление Сулеймана Великолепного и связан с именем замечательного османского архитектора Кемаля ад-дина Синана.
Еще в XI в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. Во главе этого феодального государства стояла династия Сельджукидов (1077–1307), при которой султанат добился политического и экономического могущества. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Так, мечеть, построенная в Заваре (1135) – типичная постройка в персидском стиле с двором, обрамленным четырьмя айванами. Тогда же, в эпоху Сельджукидов, сложилась модель четырехайванного медресе, которые воспроизводят план мечетей. При этом каждый айван посвящался одной из четырех религиозно-юридических школ.
Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.
В строительстве культовых зданий использовалась по преимуществу кладка из камня. Порталы, профили арок и декоративных ниш напоминают творчество персидских мастеров. Тем не менее, в орнаментации сельджукские зодчие изобрели свои собственные приемы. Архитектурный декор построен ими на контрасте света и тени, а узор состоит из геометрической плетенки. Из древнеперсидского искусства сельджукские мастера заимствовали рельефный и скульптурный орнамент, большая часть образцов которого до нас дошла в фрагментарном виде.
Еще в XI в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Среди них выделялся Румийский султанат со столицей в городе Конья. Во главе этого феодального государства стояла династия Сельджукидов (1077–1307), при которой султанат добился политического и экономического могущества. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Так, мечеть, построенная в Заваре (1135) – типичная постройка в персидском стиле с двором, обрамленным четырьмя айванами. Тогда же, в эпоху Сельджукидов, сложилась модель четырехайванного медресе, которые воспроизводят план мечетей. При этом каждый айван посвящался одной из четырех религиозно-юридических школ.
Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.
В строительстве культовых зданий использовалась по преимуществу кладка из камня. Порталы, профили арок и декоративных ниш напоминают творчество персидских мастеров. Тем не менее, в орнаментации сельджукские зодчие изобрели свои собственные приемы. Архитектурный декор построен ими на контрасте света и тени, а узор состоит из геометрической плетенки. Из древнеперсидского искусства сельджукские мастера заимствовали рельефный и скульптурный орнамент, большая часть образцов которого до нас дошла в фрагментарном виде.
Мечеть
Ени Кума Трабзон, Турция
|
Мечеть
Ени Кума Трабзон, Турция
Ранее это была византийская церковь, посвященная Святому Евгению.
Святой Евгений считается покровителем Трапезунда. Он пострадал за христианскую веру, когда обвинил языческих судей в жестокости и отрекся от их веры. Наказание было жестоким: ему вырвали язык, перебили руки и ноги. Точная дата постройки церкви не известна, однако на одной из стен есть надпись, указывающая на 1291 год. На стенах до сих пор сохранились следы фресок, а на полу- фрагменты мозаики. По легенде - после захвата Трапезунда Султан Мехмед II Фатих, совершив ритуал омовения в фонтане, прочел здесь пятничную молитву (отсюда происходит второе название мечети), и объявил этот храм мечетью.
Святой Евгений считается покровителем Трапезунда. Он пострадал за христианскую веру, когда обвинил языческих судей в жестокости и отрекся от их веры. Наказание было жестоким: ему вырвали язык, перебили руки и ноги. Точная дата постройки церкви не известна, однако на одной из стен есть надпись, указывающая на 1291 год. На стенах до сих пор сохранились следы фресок, а на полу- фрагменты мозаики. По легенде - после захвата Трапезунда Султан Мехмед II Фатих, совершив ритуал омовения в фонтане, прочел здесь пятничную молитву (отсюда происходит второе название мечети), и объявил этот храм мечетью.
Мечеть
Беязит — одна из крупнейших мечетей Стамбула.
|
Мечеть Беязит — одна из крупнейших мечетей Стамбула. Мечеть была построена в период с 1500 по 1505 г.г. султаном Беязитом. Архитекторами, построившими мечеть, предположительно были Кемаледин и Хайретдин. Диаметр купола мечети - 17 метров. Купола мечети османские архитекторы крыли свинцовыми плитами, а на шпиле сооружали золотой полумесяц. Минареты мечети украшает кирпичный орнамент.
Интересен план этого здания. При входе в помещение мечети справа и слева открываются два крыла, образующие своеобразный притвор с остросводчатыми аркадами. Если встать на крайнюю точку одного из притворов, то открывается грандиозное зрелище длинной сводчатой галереи, напоминающей средневековые монастырские трапезные. Купола мечети османские архитекторы крыли свинцовыми плитами, а на шпиле сооружали золотой полумесяц. И хотя мечеть относится к числу погребальных, тюрбе («гробница» – турецк.) находится позади мечети.
Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текке – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текке Сулейманийе), Каире, Багдаде и др. городах.
В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений. Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566). Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-дин Синан (1489–1578 или 1588), армянин, вынужденный принять ислам. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.
Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне. Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели, цветные витражи.
Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566). Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-дин Синан. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы и бани.
Творчество Кемаль ад-дина Синана считается вершиной османского зодчества, самого архитектора даже называли «турецким Леонардо». И действительно, его никто не смог превзойти, а созданные им здания стали эталонами для культовой архитектуры всего мусульманского мира. Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шехзаде, Сулейманийе, Селимийе.
Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текке – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текке Сулейманийе), Каире, Багдаде и др. городах.
В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений. Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566). Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-дин Синан (1489–1578 или 1588), армянин, вынужденный принять ислам. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.
Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне. Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели, цветные витражи.
Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520–1566). Именно в этот период главным архитектором стал ходжа Кемаль ад-дин Синан. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 позиций. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы и бани.
Творчество Кемаль ад-дина Синана считается вершиной османского зодчества, самого архитектора даже называли «турецким Леонардо». И действительно, его никто не смог превзойти, а созданные им здания стали эталонами для культовой архитектуры всего мусульманского мира. Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шехзаде, Сулейманийе, Селимийе.
Стамбул.
Мечеть Шехзаде.
|
Самая первая мечеть построенная Синаном, родоначальником Синанского стиля. Она построена в память о Шехзаде Джихангир, младшем сыне Сулеймана 1 от его законной жены Хюррем Султан (Роксоланы).
Джихангир был шестым сыном султана и пятым ребенком Хюррем и не претендовал на султанский трон, так как него был врожденный дефект - горб. Не смотря на это мальчик воспитывался во дворце и получил хорошее образование. Занимался каллиграфией и писал стихи. Умер Джихангар в 23 года, через 2 недели после смерти старшего сына султана Мустафы, что видимо породило легенду о привязанности Джихангира к нему, однако Мустафа уехал из Константинополя, когда Джихангиру было 2 года. У Джихангира была жена и дочь.
Сельджуки строили цитадели, дворцы, мечете и медресе. Особенностей многих сельджукских построек стала обходная галерея, идущая по периметру двора. Медресе строили двух типов. Первый представлял собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру которого шли крытые или открытые сводчатые помещения типа айвана. К этому типу можно отнести медресе Сырчалы (1242) в Конье, Чифте-Минар в Эрзеруме и др. В медресе второго типа архитекторы, чтобы избежать расчлененного пространства, строили большие залы под куполом. Таковы медресе Каратай, Индже-минар в Конье (оба построены в XIII в.).
Сельджукским архитекторам был известен парус – элемент заполнения угла при постановке на многоугольное основание купола, заимствованный из византийской архитектуры. Из Византии, Армении и отчасти из Ирана в сельджукское искусство проникли и некоторые элементы декора. Но после опустошительного монгольского нашествия Румский султанат распался, возникшее через некоторое время на части его территории новое государство нанесло сокрушительный удар по слабеющей Византийской империи, в результате чего сначала в Малой Азии, а затем и на обширном пространстве Ближнего и части Среднего Востока и Балканского полуострова возникла Османская империя.
Джихангир был шестым сыном султана и пятым ребенком Хюррем и не претендовал на султанский трон, так как него был врожденный дефект - горб. Не смотря на это мальчик воспитывался во дворце и получил хорошее образование. Занимался каллиграфией и писал стихи. Умер Джихангар в 23 года, через 2 недели после смерти старшего сына султана Мустафы, что видимо породило легенду о привязанности Джихангира к нему, однако Мустафа уехал из Константинополя, когда Джихангиру было 2 года. У Джихангира была жена и дочь.
Сельджуки строили цитадели, дворцы, мечете и медресе. Особенностей многих сельджукских построек стала обходная галерея, идущая по периметру двора. Медресе строили двух типов. Первый представлял собой прямоугольный или квадратный двор, по периметру которого шли крытые или открытые сводчатые помещения типа айвана. К этому типу можно отнести медресе Сырчалы (1242) в Конье, Чифте-Минар в Эрзеруме и др. В медресе второго типа архитекторы, чтобы избежать расчлененного пространства, строили большие залы под куполом. Таковы медресе Каратай, Индже-минар в Конье (оба построены в XIII в.).
Сельджукским архитекторам был известен парус – элемент заполнения угла при постановке на многоугольное основание купола, заимствованный из византийской архитектуры. Из Византии, Армении и отчасти из Ирана в сельджукское искусство проникли и некоторые элементы декора. Но после опустошительного монгольского нашествия Румский султанат распался, возникшее через некоторое время на части его территории новое государство нанесло сокрушительный удар по слабеющей Византийской империи, в результате чего сначала в Малой Азии, а затем и на обширном пространстве Ближнего и части Среднего Востока и Балканского полуострова возникла Османская империя.
Мечеть
Ахмедие (Голубая мечеть, Мечеть Султана Ахмета, Sultanahmet Camii)
|
В XVII в. была воздвигнута мечеть Ахмедие в честь султана Ахмеда I (1601–1617), автором которой стал зодчий Мехмед Ага (1540–1620). Эту мечеть иногда называют «голубой», так как попадающий через окна свет отражается в голубых, зеленых и белых изразцах, которые сплошным ковром покрывают стены от пола и до арок. На стенах развешаны щиты с именами сподвижников пророка Мухаммада работы знаменитого каллиграфа Касима Губари, а в михраб вмонтирован небольшой осколок черного камня из меккской аль-Ка'бы.
Среди выдающихся сооружений османской эпохи следует назвать и дворцы. Характерно, что архитекторы следовали парковой планировке, воздвигая небольшие дворцовые постройки внутри парка, который делился на зоны. Павильоны (например, Чинили Кёшк («фаянсовый павильон» – турецк.) или Багдад Кёшк на территории дворцового комплекса Топкапы («пушечный двор» – турецк.) представляют собой небольшие здания с колоннадами, богато украшенные внутри керамической облицовкой с растительным орнаментом и эпиграфическими фризами.
Излюбленным сюжетом орнаментации османских дворцовых помещений были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. Во времена Ахмеда II стали рисовать лютик и листья гороха, которые вскоре стали главным мотивом османского орнамента. Действительно, это растение с гибким вьющимся стеблем необыкновенно пригодно для орнамента, что позволяет избежать в нем монотонности.
Архитектор Ильяс Али в орнаменте использовал куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды. Султан Мехмед Челеби (1413–1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Кроме того, мечети и дома богатых горожан украшались фресками, которые османские мастера заимствовали у византийцев, эта живопись называлась калем. Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи.
Современная мусульманская архитектура пытается сегодня использовать весь накопленный за века архитектурный опыт при сооружении новых мечетей. Естественно, что новые технологии позволяют облегчить строительство, поэтому огромные купольные перекрытия уже перестали быть трудной задачей. В то же время нынешние мечети утратили очарование рукотворности, ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготовляются не вручную, а с помощью современной техники. Тем не менее, при реставрации памятников архитектуры специалистам нередко приходится обращаться к старинным методикам, воспроизводить орнаменты, эпиграфические надписи и каскады сталактитов в соответствии с традициями мусульманского зодчества прошлых веков.
Среди выдающихся сооружений османской эпохи следует назвать и дворцы. Характерно, что архитекторы следовали парковой планировке, воздвигая небольшие дворцовые постройки внутри парка, который делился на зоны. Павильоны (например, Чинили Кёшк («фаянсовый павильон» – турецк.) или Багдад Кёшк на территории дворцового комплекса Топкапы («пушечный двор» – турецк.) представляют собой небольшие здания с колоннадами, богато украшенные внутри керамической облицовкой с растительным орнаментом и эпиграфическими фризами.
Излюбленным сюжетом орнаментации османских дворцовых помещений были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. Во времена Ахмеда II стали рисовать лютик и листья гороха, которые вскоре стали главным мотивом османского орнамента. Действительно, это растение с гибким вьющимся стеблем необыкновенно пригодно для орнамента, что позволяет избежать в нем монотонности.
Архитектор Ильяс Али в орнаменте использовал куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек. Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых рисовали вьющиеся растения, цветы или плоды. Султан Мехмед Челеби (1413–1421) организовал производство изразцов и изделий из керамики в Нике, Бурсе и других городах. Кроме того, мечети и дома богатых горожан украшались фресками, которые османские мастера заимствовали у византийцев, эта живопись называлась калем. Фрески делались не только на стенах, но и на потолках, чаще всего это были пейзажи.
Современная мусульманская архитектура пытается сегодня использовать весь накопленный за века архитектурный опыт при сооружении новых мечетей. Естественно, что новые технологии позволяют облегчить строительство, поэтому огромные купольные перекрытия уже перестали быть трудной задачей. В то же время нынешние мечети утратили очарование рукотворности, ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготовляются не вручную, а с помощью современной техники. Тем не менее, при реставрации памятников архитектуры специалистам нередко приходится обращаться к старинным методикам, воспроизводить орнаменты, эпиграфические надписи и каскады сталактитов в соответствии с традициями мусульманского зодчества прошлых веков.
Мечеть
Ларабанга в Гане
«Меккой Западной Африки» называют древнюю мечеть Ганы, которая органично вписывается в местную архитектуру деревушки Ларабанга.
Идея создать место поклонения появилась у зодчих в начале XV века, строительство здания, имеющего восемь метров в длину и ширину, завершили в 1421 году, но до сегодняшнего дня мечеть пережила множество реставраций. Лишь в начале XX века она приобрела нынешний облик. Теперь во владениях мечети сосредоточены две пирамидальные башни, михраб и минарет, подле которых возвышается конусообразная выступающая стена с элементами, вырезанными из дерева.
По легенде исламский торговец Аюба, путешествующий по Африке, весьма успешно решал деловые вопросы. Но нигде не нашел местечка, где мог бы помолиться Богу и поблагодарить пророков за сопутствующий ему успех. Однажды Аюба забрел в деревеньку Ларабанга – здесь ему приснилось, что именно он должен выполнить священный долг и построить мечеть на этом самом месте. Строительству торговец посвятил всю свою жизнь, и его останки захоронены под баобабом, растущим неподалеку. Что касается самой святыни, то она построена из специального строительного материала адоба, где глина смешана с соломой. Адоб, который также называют саманом, считался самым лучшим материалом, способным выдержать любой натиск – его использовали при строительстве оборонных укреплений. Неудивительно, что эта мечеть сохранилась до наших дней, правда, современные архитекторы порекомендовали выкрасить ее в белый цвет, чтобы не слишком выделяться на фоне построек, свойственных этой местности. В свою очередь Всемирный фонд памятников внес мечеть в список сотни объектов, «подвергающихся опасности». Пристальное внимание к святыне неудивительно: с 1650 года за ее стенами хранится древнейший Коран.
Идея создать место поклонения появилась у зодчих в начале XV века, строительство здания, имеющего восемь метров в длину и ширину, завершили в 1421 году, но до сегодняшнего дня мечеть пережила множество реставраций. Лишь в начале XX века она приобрела нынешний облик. Теперь во владениях мечети сосредоточены две пирамидальные башни, михраб и минарет, подле которых возвышается конусообразная выступающая стена с элементами, вырезанными из дерева.
По легенде исламский торговец Аюба, путешествующий по Африке, весьма успешно решал деловые вопросы. Но нигде не нашел местечка, где мог бы помолиться Богу и поблагодарить пророков за сопутствующий ему успех. Однажды Аюба забрел в деревеньку Ларабанга – здесь ему приснилось, что именно он должен выполнить священный долг и построить мечеть на этом самом месте. Строительству торговец посвятил всю свою жизнь, и его останки захоронены под баобабом, растущим неподалеку. Что касается самой святыни, то она построена из специального строительного материала адоба, где глина смешана с соломой. Адоб, который также называют саманом, считался самым лучшим материалом, способным выдержать любой натиск – его использовали при строительстве оборонных укреплений. Неудивительно, что эта мечеть сохранилась до наших дней, правда, современные архитекторы порекомендовали выкрасить ее в белый цвет, чтобы не слишком выделяться на фоне построек, свойственных этой местности. В свою очередь Всемирный фонд памятников внес мечеть в список сотни объектов, «подвергающихся опасности». Пристальное внимание к святыне неудивительно: с 1650 года за ее стенами хранится древнейший Коран.
Мечеть
Ларабанга в Гане
|
Большая
мечеть Бобо-Диуласов в Буркина-Фасо
Еще одно западноафриканское государство, знаменитое исламскими святынями, – Буркина-Фасо. Самая большая мечеть этой страны была построена в 1880 году в городе Бобо-Диуласо. Ее строительство оставило значимый след в истории. По легенде два африканских короля – Сья и Кенедугу – враждовали так долго, что растеряли собственную военную силу. Тогда Сья попросил помощи у исламского деятеля Альмами Сидики Сана, и благодаря чужому войску ему удалось победить Кенедугу. В благодарность за оказанную услугу Сья построил мечеть, которой нынче любуются туристы и паломники. Монарх позаботился о долговечности исламского памятника и применил метод строительства, не дающий крыше размокнуть от сильних ливней и иссушиться от палящего солнца. Суданский стиль постройки предполагал, что остов сооружают из стволов красного дерева, а сверху покрывают глиной и соломой.
Эта мечеть знаменита не только историей военных баталий, но и оригинальной архитектурой. Со стороны она похожа на более чем экзотическое сооружение – в каждый сантиметр несущей стены вонзаются бревна. Служит эта концептуальная идея не только экстраординарности, есть в ней и практическая цель – по бревнам очень просто карабкаться строителям в период ремонтных работ. Заходя внутрь, не увидишь комнат, зато, если поднять голову, замечаешь характерную черту мечети – отверстия для циркуляции воздуха. От главного входа ответвлениями скользят коридоры, увенчанные гигантскими колоннами. Здесь молятся мужчины, женщинам же доводится возводить молитвы к небу в прямом смысле этого слова – в женской молельне крыши практически нет.
Эта мечеть знаменита не только историей военных баталий, но и оригинальной архитектурой. Со стороны она похожа на более чем экзотическое сооружение – в каждый сантиметр несущей стены вонзаются бревна. Служит эта концептуальная идея не только экстраординарности, есть в ней и практическая цель – по бревнам очень просто карабкаться строителям в период ремонтных работ. Заходя внутрь, не увидишь комнат, зато, если поднять голову, замечаешь характерную черту мечети – отверстия для циркуляции воздуха. От главного входа ответвлениями скользят коридоры, увенчанные гигантскими колоннами. Здесь молятся мужчины, женщинам же доводится возводить молитвы к небу в прямом смысле этого слова – в женской молельне крыши практически нет.
Большая
мечеть Бобо-Диуласов в Буркина-Фасо
|
Мечеть
Хуайшэн в Гуанчжоу
Известнейшая китайская мечеть расположена в Гуанчжоу и носит несколько имен на любой вкус, словом – называй, как хочешь. Название, проникнувшее в письмена истории, звучит как Хуайшэн, в переводе – «Помни о пророке». Среди европейцев эта мечеть, основанная в 672 году, более известна под именем «Башня-Маяк». Высокий минарет, приводящий башню к острому наконечнику, называли «Гуанта» – «Башня света» (второй вариант – «Гладкая Башня). Как и в предыдущем названии, здесь подразумевалась история о том, как суда во время плавания вдоль Жемчужной реки ориентировались на этот минарет как на маяк.
Лишь через несколько столетий после того, как был воздвигнут фундамент, появились рукописи, засвидетельствовавшие существование мечети –согласно письменам XIII века, храм основал дядя пророка Мухаммеда, Саадибн Абу Ваккас. В пользу этой точки зрения говорят захоронення миссионеров, которых, как утверждает азиатская мудрость, пророк Мухаммед отправил на Восток, чтобы способствовать распространению ислама. Есть и другая версия, по мнению историков, более реалистичная. Согласно ей, мечеть построили представители китайской императорской династии Тан, и случилось это в начале X века.
Это священное место интересно не только древностью истории, но и переплетением культур. Так, архитектура мечети Хуайшэн изысканно сочетает элементы несочетаемого – китайский и арабский стили.
Мечеть
Хуайшэн в Гуанчжоу
|