Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Вязальщица. Последняя петля / The Last Knit


Некоторые люди живут бестолково, без смысла, просто потому, что живётся...Надо же чем-то заниматься?


Вязальщица. Последняя петля /
The Last Knit





Секрет величия главных произведений японского искусства

«Большая волна в Канагаве»,
гравюра из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»,
Кацусика Хокусай, 1831 год

«Большая волна в Канагаве» мастера Кацусики Хокусая (1760–1849) — одна из самых известных гравюр и первый лист серии «Тридцать шесть видов Фудзи». В начале 1830-х годов Кацусика Хокусай по заказу издательского дома «Эйдзюдо» приступил к созданию серии из 46 листов (36 основных и 10 допол­ни­тель­ных), и «Большая волна в Канагаве» была гравюрой, открываю­щей всю серию.

Подобные собрания гравюр служили для горожан того времени своего рода «виртуальными путешествиями», способом удовлетворить любопытство — удобным и недорогим. Гравюры, подобные видам Фудзи, стоили около 20 мон — примерно столько же, сколько двойная порция лапши в японской забегаловке того времени. Однако успех был так велик, что уже к 1838 году стоимость листов Хокусая выросла почти до 50 мон, а после смерти мастера одна лишь «Волна» перепечатывалась с новых досок более 1000 раз.

Удивительно, что, несмотря на заявленную тематику всей серии, Фудзи в «Волне» играет словно второстепенную роль. Главным «действующим лицом» на этой гравюре является волна, и на переднем плане разворачивается драматическая сцена борьбы человека со стихией. Края пенного гребня похожи на скрюченные пальцы фантастического гневного демона, а безликость и бездеятельность человеческих фигурок в лодках не оставляют сомнений в том, кто будет победителем в этой борьбе. Тем не менее вовсе не это противостояние является конфликтом, создающим сюжет гравюры.

Останавливая мгновение, вслед за которым произойдет крушение лодок, Хокусай позволяет зрителю словно на миг увидеть Фудзи на фоне серого неба, темнеющего к горизонту. Хотя японские художники-граверы были к тому времени уже знакомы с принципами европейской линейной и воздушной перспективы, они не испытывали потребности в этом приеме. Темный фон, так же как и длительное путешествие взгляда от переднего плана с лодками через движение волны к Фудзи, убеждают глаз в том, что священная гора отделена от нас морским простором.

Фудзи высится далеко на берегу как символ устойчивости и постоянства в противоположность бурной стихии. Единство и взаимообусловленность противоположностей лежали в основе представления о космическом порядке и абсолютной гармонии в мировоззрении Дальнего Востока, и именно они стали главной темой гравюры «Большая волна в Канагаве», открывающей серию Кацусики Хокусая.

«Красавица Нанивая Окита» Китагавы Утамаро,
1795–1796 годы
Китагава Утамаро (1753–1806) можно по праву назвать певцом женской красоты в японской гравюре укиё-э: он создал ряд канонических образов японских красавиц (бидзинга) — обитательниц чайных домов и знаменитого увеселительного квартала Ёсивара в столице Японии Эдо  .

В гравюре бидзинга все является не совсем тем, чем кажется современному зрителю. Богато наряженные благородные дамы занимались, как правило, постыдным ремеслом и относились к низшему сословию, а гравюры с портретами красавиц несли откровенно рекламную функцию. При этом гравюра не давала представления о внешности девушки, и хотя Окита из чайного дома Нанивая близ храма Асакуса и считалась первой красавицей Эдо, ее лицо на гравюре полностью лишено индивидуальности.

Женские образы в японском изобразительном искусстве начиная с X века подчинялись канону минимализма. «Линия-глаз, крючок-нос» — прием хикимэ-кагихана позволял художнику лишь указать, что изображена некая женщина: в японской традиционной культуре часто опускался вопрос о физической красоте. В женщинах благородного происхождения куда выше ценились «красота сердца» и образованность, а обитательницы веселых кварталов во всем стремились подражать самым высоким образцам. Если верить Утамаро, Окита была действительно прекрасна.

Лист «Красавица Нанивая Окита» был напечатан в 1795–1796 годах в серии «Прославленные красавицы, уподобленные шести бессмертным поэтам», в которой каждой красавице соответствовал один из литераторов IX века. На листе с портретом Окита в верхнем левом углу помещено изображение Аривара-но Нарихиры (825–880), одного из самых почитаемых поэтов Японии, которому традиционно приписывается роман «Исэ моногатари». Этот знатный вельможа и блистательный поэт прославился также и своими любовными похождениями, часть из которых легла в основу романа.

Этот лист — своеобразное использование приема митатэ (уподобления) в японской гравюре. На изображенную красавицу переносятся качества авторитетного «прототипа», и нарядная куртизанка, с безмятежным лицом подающая гостю чашку чая, уже прочитывается зрителем как дама искусная в поэзии и делах любви. Сравнение с Аривара-но Нарихирой поистине было признанием ее первенства среди эдоских красавиц.

При этом Утамаро создает удивительно лиричный образ. Уравновешивая темные и светлые пятна на листе и очерчивая форму певучими, элегантными линиями, он создает поистине идеальный образ грации и гармонии. «Рекламность» отступает, и красота, запечатленная Утамаро, остается вневременной.

Ширма «Ирисы» Огаты Корина, 1710-е годы
Пара шестистворчатых ширм с изображением ирисов — теперь национальное сокровище Японии — была создана Огатой Корином (1658–1716) около 1710 года для храма Ниси-Хонгандзи в Киото.

Уже с XVI века живопись на стенных панелях и бумажных створках ширм стала одним из ведущих жанров декоративного искусства Японии, и Огата Корин, родоначальник художественной школы Римпа, был одним из величайших его мастеров.

Ширмы в японском интерьере играли важную роль. Просторные дворцовые помещения конструктивно ничем не отличались от жилища простого японца: они почти не имели внутренних стен, и пространство зонировалось при помощи складных ширм. Всего чуть больше полутора метров высотой, ширмы были рассчитаны на обычную для японцев всех сословий традицию жить на полу. В Японии до XIX века не пользовались высокими стульями и столами, и высота ширмы, так же как и композиция ее росписи, рассчитаны на взгляд человека, сидящего на коленях. Именно при этой точке зрения и возникает удивительный эффект: ирисы будто обступают сидящего — и человек может почувствовать себя на берегу реки, в окружении цветов.

Самый старый в мире Коран


Ученые из университета города Бирмингема, утверждают, что в университетской библиотеке они обнаружили несколько частей Корана, который мог быть написан еще при жизни пророка Мухаммеда и является самой старой копией священного писания.

Каверза состоит в том, что данные части Корана находились в библиотеке почти столетие и оставались незамеченными. На все вышла воля случая, и один из исследователей был удивлен обнаруженным частям священного писания.

По оценкам экспертов, фрагментам не менее 1370 лет и написаны они были в промежутке между 568-м и 648-м годами. Написано все на коже животного. Скорее всего, овцы или козы.

Пророк Мухаммед умер в 632-м году, а свои откровения начал с 610-го года. Так что заявления британцев могут оказаться вполне справедливыми.

Что касается статуса самой старой копии, то здесь вопрос ограничен лишь официальными данными. Ученые не исключают, что в частных коллекциях могут быть и более старые фолианты.





Снежные обезьяны. Парк Джигокудани, Япония

Этот необычный обезьяний парк — Jigokudani Monkey Park - расположен в северной части префектуры Нагано, в долине реки Yokoyu. Этот парк является частью заповедника Joshinetsu Kogen National Park. Название парка Jigokudani переводится как «Долина Ада», возникло оно из-за пара и кипящей воды, выплескивающейся из небольших щелей в мерзлом грунте. 

Территория окружена отвесными скалами и очень холодными враждебными лесами.


Парк этот прославился благодаря макакам вида Макака Фуската (Macaca fuscata), обезьяны японские, более известны они под именем Снежные Обезьяны. Их тело покрыто коричнево-серым мехом, а на лице, руках и задней части кожа у них красная. Все лето макаки проводят в высокогорном лесу, прыгая по деревьям и собирая лакомства, но как приходит зима и лакомства эти исчезают под слоем снега, макаки опускаются по горным склонам ниже и греются в горячих источниках «Долины Ада». Период холодов достаточно продолжительный, так что обезьяны основательно оздоровляются в естественном спа-салоне, любезно предоставленной им самой природой.


Горячая вода для макак палка о двух концах. С одной стороны, принимать теплые ванны чрезвычайно приятно, особенно если вокруг сильно минусовая температура. С другой стороны, без еды все равно долго не высидишь, а мокрый голый зад на морозе замерзает намного быстрее чем сухой. Но умные макаки и тут выкрутились – они организовали подобие дежурств, когда пара животных с сухой шерстью постоянно находится «на раздаче» пищи, в то время как остальная братия парится в бассейне. После некоторого времени дежурные меняются. В группе обезьян строгая иерархия – дети перенимают статус матери. Только обезьяны с высшим статусом могут купаться в источнике. Вечером разомлевшие обезьяны убираются обратно под защиту леса. Эти приматы – самые холодоустойчивые на Земле. Они способны выживать при температуре ниже -15°C.


Геотермальные озера с макаками – популярный туристический объект. В рекламах гостиниц часто указывают, что оная находится в стольких-то метрах от парка, что несомненно служит хорошим бонусом – любоваться этим зрелищем можно долго и оно не надоедает. Макаки являются исчезающим видом, соответственно – охраняются на государственном уровне. Имеются данные, что своеобразный спа-вариант они начали организовывать для себя совсем недавно, где-то в 1963 году, что наверное связано именно с занесением их в Красную книгу и прекращением истреблений. Обезьяны почувствовали себя безопаснее и пошли на освоение новых земель. Порой в парке можно наблюдать до 200 особей.


Несмотря на сильные снегопады (снег покрывает землю 4 месяца в году), подъем на высоту 850 метров, и возможность попасть сюда только пройдя по узкой тропинке через лес 2 км, обезьяний парк остается одним из популярнейших мест в регионе. Сотрудники парка не советуют прикасаться к макакам или просто смотреть им прямо в глаза, так как в обезьяньем обществе это считается знаком враждебности.



Остров с лунным пейзажем

Остров Науру

Планете Земля пока ещё худо-бедно удаётся переваривать результаты той деятельности, которую разворачивает человек. Однако на примере небольших и достаточно замкнутых экосистем мы можем видеть, что произойдёт, если силы природы окончательно иссякнут, а человек так и не изменит своего отношения к окружающему миру.
В западной части Тихого океана, среди архипелагов Микронезии, примерно в 42 км южнее экватора находится остров Науру площадью 21,3 км² и населением 10 тысяч человек.

Расположенное на острове государство Науру является самым маленьким островным государством, самым маленьким государством Океании и самой маленькой независимой республикой. По площади Науру находится на четвёртом месте среди самых маленьких стран – после Мальтийского ордена, Ватикана и Монако. Кроме того, это единственная в мире республика без официальной столицы.

Науру не имеет общих границ с соседними государствами, так как значительно удалена от других островов Океании, располагается почти на 4000 км юго-западнее Сиднея и на 1500 км восточнее Новой Гвинеи.

Остров представляет собой поднятый коралловый атолл длиной 5,6 и шириной 4 км. Длина береговой линии составляет 18 км, и уже в километре от берега глубина океана превышает 1000 м. Остров окаймлён узким рифом шириной в 120-300 м, обнажающимся во время морского отлива и усеянным рифовыми пиками.

Науру был заселён микронезийцами и полинезийцами около 3000 лет назад. 8 ноября 1798 года его увидел первый европеец – плывший из Новой Зеландии в Китай капитан английского китобойного судна Джон Фирн. В 19 веке на острове начали селиться первые европейцы, в основном беглые каторжники, дезертиры с подходивших к острову китобойных судов, а позднее и некоторые торговцы.

В начале 20 века обнаружилось, что остров богат фосфоритами – полезными ископаемыми, используемыми для производства фосфорных удобрений. Произошло всё случайно – в 1897 году один австралийский предприниматель привёз с Науру камень и стал использовать его для подпирания двери. Через некоторое время его посетил друг-геолог, который споткнулся о камень и узнал в нём «камень плодородия» – фосфорит.

Высадившиеся на Науру геологи выяснили, что почти вся территория острова покрыта слоем фосфоритов толщиной до 10 метров, и в 1906 году австралийская компания Pacific Phosphate Company получила разрешение на их разработку. На острове заработали экскаваторы, а грузовые корабли всё большими и большими партиями принялись вывозить с Науру кусочки его поверхности.

Во время Первой мировой войны остров оказался в зоне боевых действий, и по её итогам получил статус мандатной территории Лиги Наций под совместным управлением Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. Эти страны выкупили у частной компании все права на залежи фосфоритов и создали совместное предприятие British Phosphate Commission для освоения месторождений фосфоритов и их продажи. Интенсивная разработка полезных ископаемых велась вплоть до Второй мировой войны, но коренным жителям выплачивалась лишь мизерная компенсация.

В 1940-1950-х годах на острове оформилось движение за независимость, и 31 января 1968 года она была получена. Численность населения страны на тот момент составляла 3 тысячи человек.

Новые власти собрали деньги со всего населения, выкупили карьеры и, национализировав фосфатную компанию, создали новую – Nauru Phosphate Corporation. После этого вырученные от продажи природных богатств средства стали поступать в государственный бюджет. Земля острова была разделена между науруанцами. Четверть выручки доставалась владельцам участков (а это около половины науруанских семей), а остальное шло в национальный трастовый фонд, дивиденды из которого получал каждый гражданин.

Добыча фосфоритов в Науру началась в 1906 году. Основной рабочей силой тогда были местные жители. Хорошо видно, что остров ещё покрыт густым лесом.

После того как остров стал самостоятельно торговать своими богатствами, буквально за пару лет он настолько разбогател, что жители Науру стали одними из самых обеспеченных людей на планете. С середины 1970-х годов ежегодно добывалось и экспортировалось до 2 млн тонн фосфоритов на сумму 9 млн долларов США. Средняя зарплата на острове была в 4 раза больше, чем в США, а доход на душу населения был вторым в мире после Саудовской Аравии и превышал 13 тысяч долларов. К 1986 году эта цифра выросла уже до 20 тысяч.

К этому времени эксперты оценивали запасы фосфоритов на острове в размере 100 млн тонн, истощение которых при текущих темпах освоения наступило бы через 30-40 лет. Местные жители перестали работать. Рабочая сила поставлялась соседними Кирибати и Тувалу, Индией и Китаем, а наиболее квалифицированная – Австралией, Европой и США. Жители острова могли позволить себе летать на самолёте в Австралию к стоматологу и каждый год менять автомобиль. Деньги островитяне тратили в основном на дорогие машины, технику, еду и путешествия, нанимали прислугу из-за границы. На острове построили большой аэропорт и железную дорогу протяжённостью 5 километров, по которой добытые фосфориты доставляли на перерабатывающие предприятия и в порт.

Многоликая плесень

Плесень – один из самых древних живых организмов на Земле. Она появилась 200 миллионов лет назад и научилась выживать в любых условиях: в радиации, арктических льдах и открытом космосе. Она спасает жизни и способна убить.


Умная плесень

Помните старый эксперимент, где крыса должна найти правильный путь в лабиринте, чтобы заполучить еду. Так вот, как выяснил японский ученый Тошуки Накагаки, плесень справляется с этим заданием не хуже. В 2000 году он провел эксперимент, поместив у входа в лабиринт плесневой гриб «Physarum polycephalum», а на выходе кусочек сахара.


Плесень сразу же пустила «ростки» именно в сторону сахара, споры гриба заполняли собой все пространство в лабиринте, раздваиваясь на каждом перекрестке. Как только какой-нибудь из отростков попадал в тупик, он поворачивал обратно и искал путь в другом направлении. Микроскопическому грибу понадобилось всего 4 часа, чтобы заполнить собой все ходы лабиринта и отыскать верную дорогу к сахару.


Но, что самое интересное, когда у уже прошедшего лабиринт грибного мицелия отщипнули кусок и вновь поставили у входа в лабиринт, положив в конце сахар, – один из ростков безошибочно выбрал самый короткий путь к выходу из лабиринта и сахару, а второй просто «вскарабкался» по стенам лабиринта и пополз по потолку. Таким образом, простая плесень обнаружила не только зачатки памяти, но и способности к нестандартному способу решения задач, что говорит о наличие у гриба интеллекта.


Опасная плесень

Плесень сопровождает нас повсюду, она огромными колониями обитает в ванных, квартирах, вентиляционных шахтах, и что самое неприятное, в наших холодильниках. Поэтому люди привыкли просто ее не замечать. И зря.


Помимо того, что микроскопический грибок способен уничтожать целые здания, он еще и ядовит для человеческого организма. В процессе роста он вырабатывает вещества, которые поражают легкие, кишечник, кожу. Их споры проникают в дыхательные пути и «оседают» внутри нас, открывая дорогу бактериям и вирусам. Аллергия – чуть ли не самое безобидное следствие проживания с плесенью в качестве соседа. Микроскопический грибок способен разрушать структуру ДНК и приводить к раковым заболеваниям.

Дикие кошки манул

Манул — единственный дикий кот, схожий по размеру с домашними котами. Он может казаться несколько большим только из-за своего очень густого меха. Несмотря на то, что он выглядит несколько неловким, он очень грациозен, ловок и быстр. У него есть все черты, присущие семейству кошачьих, он отлично выживает в природных условиях и может постоять за себя в борьбе с другими хищниками.


Главной причиной выживания манула на протяжение миллионов лет была его изоляция. Он обитает в дикой местности азиатских степей, на высотах до 4 километров. Манул обитает в Индии, Пакистане, западном Китае и Монголии, а так же в Афганистане и Туркменистане. Недавно этот кот был обнаружен также в дебрях Саянской Сибири. В этих местах он предпочитает скалистые области. полупустынные и бесплодные склоны гор. Иными словами, это места, где есть наименьшая вероятность встречи со своим врагом. Я думаю, Вам не составит труда догадаться, что на данном этапе главный его враг — это человек.


В настоящее время известно три подвида манула: номинальный, или сибирский, обитающий в северной части ареала и характеризующийся в общем серой окраской меха; среднеазиатский, отличающийся рыжим мехом (характерен для Туркмении, Афганистана и Северного рана); тибетский, которому свойственна более темная окраска меха с наличием черных полос на туловище и хвосте и более ярких пятен на голове (обитает в Северном Пакистане, Северной Индии, в Тибете, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане).


Манул, в общем-то, небольшая кошка весом от 2 до 5 кг и длиной тела до 65 см – почти как домашняя, пушистый широкий хвост имеет длину всего 23-30см. В целом он похож на обычную кошку, но с плотным телом на коротких толстых лапах и очень густым светло-серым мехом.


Манул наиболее пушистый среди всех представителей рода кошачьих — на 1 кв.см его спины расположено до 9000 волос. Каждый волос имеет белый кончик, отчего мех кажется как бы посыпанным снегом. Длина волос мех манула достигает 7см. Окрас чередуется светло-серыми и палево-рыжими тонами, тонкие чёрные полосы есть на хвосте, на задней части тела и на мордочке. На лбу манула - крапины тёмного цвета, а кончик хвоста красавца окрашен в чёрный цвет.


У манула большие жёлтые глаза – быстрые, подвижные, живые. В отличие от домашних кошек, зрачки круглые, а не вертикальные, подобные, например, тигриным. У манула очень хорошее зрение и слух, а вот обоняние у него развито хуже.

Манулы - животные стенотопные, т.е. обитающие только в местах с определенным ландшафтом и климатом.

Манулы не приручаются и, даже прожив долгие годы в зоопарке, не идут на контакт с людьми.


Алхимия

В 1666 году, в Гааге, в Голландии, к Гельвецию, врачу принца Вильгельма Оранского, явился незнакомец и показал ему вещество, которое, по его словам, могло превращать свинец в золото. Гельвеции незаметно соскреб несколько крошек и провел опыт.  Ничего не получилось. Вскоре гость вернулся, и Гельвеции попросил дать ему кусочек побольше. Незнакомец выполнил просьбу, но больше не возвращался. Гельвеции повторил опыт и получил золото…
Слово Алхимия (позднелатинское alchemia, alchimia, alchymia) восходит через арабское к греческому chemeia от cheo — лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование — от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам.

Этим иероглифом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века.


Распространение алхимии приходится на 4 — 16 века, время развития не только «умозрительной» алхимии, но и практической химии. Несомненно, что эти две отрасли знания влияли друг на друга. Знаменитый немецкий химик Либих писал про алхимию, что она «никогда не была ничем иным, как химией».

Таким образом, алхимия относится к современной химии так, как астрология к астрономии. Задачей средневековых алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания (трансмутации) металлов.


Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и такие, например, металлы, как свинец, ртуть и т. д., носил название философского камня, красного льва, великого эликсира (от араб. аль-иксир — философский камень).

Он также именовался философским яйцом, красной тинктурой, панацеей и жизненным эликсиром. Это средство должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, так называемый золотой напиток, должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь.


Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры, имело способность превращать в серебро все неблагородные металлы. Боясь, что открытия попадут в недостойные руки и будут употреблены во зло, алхимики прятали свои секреты, используя для записей тайные символы.

В Европе алхимия появись лишь в XII столетии. Западные алхимики разделяли взгляды Аристотеля, полагавшего, что материальный мир состоит из первичной материи в различных формах. “Первовеществами” были стихии — земля, воздух, огонь и вода, каждая из которых характеризовалась двумя качествами (из двух пар): сухой — мокрый и горячий — холодный.

Поэтому воздух (горячий и мокрый) можно было превратить в огонь (горячий и сухой), просто высушив его.


Соотношение “первовеществ” и качества определяло форму объекта. Так, можно было превращать одну форму материи в другую, изменяя соотношение стихий. Это достигалось многократным нагреванием, сжиганием, выпариванием и перегонкой.

На Востоке алхимия была связана с даосизмом и поисками эликсира бессмертия. Там признавалось существование пяти стихий: воды, огня, дерева, металла и земли — и двух принципов: инь (женское, пассивное, водяное) и ян (мужское, активное, огненное). Алхимики достигли успехов в получении сплавов, а метод перегонки положил начало производству спирта и духов.


Свои алхимики существовали и в России. В XVII веке алхимией занимались монахи-старообрядцы Выговской пустыни, расположенной у Онежского озера. Под покровительством основателя пустыни Андрея Денисова был переведен на русский язык труд знаменитого алхимика XIII века Раймонда Луллия «Великое Искусство».