🔷 Золотой систрум:
Хатхор часто изображалась держащей систрум
Субтитры на youtube
В самом сердце Древнего Египта, где пески шептали сказания о богах и фараонах, хранился священный артефакт огромной силы и притягательности: Золотой Систр. Считалось, что этот изысканный инструмент, украшенный замысловатыми иероглифами и мерцающий небесным сиянием, хранил в себе саму сущность богини Хатхор.
Хатхор, небесная богиня-корова, почиталась как защитница женщин, дарующая радость и владычица музыки. Её изображение украшало бесчисленные храмы и гробницы, часто изображаясь с систром в руке – священным музыкальным инструментом, символизирующим её божественную силу.
Считалось, что Золотой Систр обладает способностью отгонять злых духов, призывать благословения Хатхор и даровать защиту тем, кто им владеет. Считалось, что его мелодичный звук, симфония звенящих колокольчиков и ритмичных погремушек, успокаивает душу и приносит гармонию в мир.
В один роковой день, когда солнце освещало землю своими золотыми лучами, молодая жрица по имени Нефертари была избрана хранительницей Золотого Систра. Дрожащими руками она приняла священный инструмент от верховного жреца, её сердце было полно благоговения и трепета.
Нефертари была преданной последовательницей Хатхор и осознавала огромную ответственность, возложенную на неё новой ролью. Она поклялась защищать систр ценой своей жизни и использовать его силу на благо своего народа.
С годами Нефертари прославилась на весь Египет своей мудростью и благочестием. Она использовала Золотой Систр, чтобы исцелять больных, утешать скорбящих и приносить мир страждущим. Его мелодичный звук стал маяком надежды и символом божественного присутствия Хатхор. Однако Золотой Систр также привлекал внимание тех, кто стремился использовать его силу в своих корыстных целях.
Одним из таких людей был амбициозный колдун Имхотеп. Движимый жадностью и жаждой власти, Имхотеп задумал украсть систр и использовать его, чтобы контролировать разум фараона и его двора.
Нефертари, чувствуя злые намерения Имхотепа, поклялась защищать систр любой ценой. Она собрала группу верных последователей, и вместе они разработали план, как помешать планам Имхотепа.
Безлунной ночью, когда звезды мерцали над рекой Нил, Нефертари и её спутники столкнулись с Имхотепом в его тайном логове. Завязалась жестокая битва, звон мечей и магические заклинания наполнили воздух.
Нефертари, владеющая Золотым Систром, обрушила на Имхотепа всю его мощь. Звон колокольчиков и трещоток разнесся по логову, разбивая заклинания колдуна и отбрасывая его приспешников.
В последнем отчаянном рывке Имхотеп бросился на Нефертари, занеся кинжал наготове. Но как только он приблизился, систрум испустил ослепительный свет, окутав Нефертари защитной аурой.
Кинжал Имхотепа разлетелся на куски о божественную энергию, и он с криком боли отбросил его назад. Побеждённый и сломленный, Имхотеп бежал во тьму, его мечты о власти были навсегда разрушены. Нефертари и её спутники одержали победу, сохранив Золотой Систрум и обеспечив, что его священная сила продолжит защищать народ Египта.
С того дня Золотой Систр стал символом надежды, стойкости и непреходящей силы богов. Он передавался из поколения в поколение жрицами, каждой из которых была доверена священная обязанность охранять его божественную сущность.
Итак, легенда о Золотом Систруме продолжала жить, свидетельствуя о непреходящей силе веры, торжестве добра над злом и непоколебимом присутствии богини Хатхор в сердцах ее народа.
Древнегреческий историк Плутарх в своем сочинении «Об Исиде и Осирисе» говорит о могущественной роли систра:
«Систрум ясно показывает, что всё сущее нуждается в сотрясении, или потрясении, и никогда не должно прекращать движение, но как бы пробуждаться и возбуждаться, когда оно становится сонным и вялым. Говорят, что систрами они отвращают и отталкивают Тифона, указывая тем самым на то, что когда разрушение стесняет и сдерживает Природу, рождение освобождает и пробуждает её посредством движения».
Систр состоит из ручки и каркаса, изготовленных из латуни, бронзы, дерева или глины. При встряхивании небольшие кольца или петли из тонкого металла на его подвижных перекладинах издавали звук, варьирующийся от тихого дребезжания до громкого звона. Его основная форма напоминала анкх, египетский символ жизни, и несла в себе значение этого иероглифа . Археологические находки выявили два различных типа систра.
Древнейшая разновидность систра имеет форму наоса (внутреннего помещения храма, где помещается культовая фигура). На рукоятке часто изображалась голова Хатхор, а рога коровы обычно включались в дизайн (Хатхор часто изображается как богиня-корова). Этот систрум, известный как «наос-систр» или «сешешет» (звукоподражательное слово), восходит, по крайней мере, к эпохе Древнего царства (III тысячелетие до н. э.). В древнеегипетском искусстве систрум-сешешет часто изображался в руках высокопоставленной женщины.
В греко-римский период стал популярным второй тип систра. Известный как сехем или сехам, этот систрум имел простую, похожую на обруч, раму, обычно металлическую. Сехем напоминал закрытую подкову с длинной ручкой и свободными металлическими перекладинами над головой Хатхор.
В Древнем Египте систрум использовался в музыкальном поклонении нескольким египетским божествам, включая Амона, Бастет и Исиду , но особенно он был связан с поклонением великой богине Хатхор. Систр использовался в ритуалах и церемониях, включая танцы, богослужения и празднества, в честь Хатхор . Он также, по-видимому, нес эротический или связанный с плодородием смысл, что, вероятно, связано с мифологическими качествами Хатхор. Из-за своей связи с Хатхор систрум стал символом и её сына Ихи, которого часто изображали как архетипического музыканта на систруме.
Систр продолжал использоваться в Египте и после правления фараонов . Завоевание Египта Римом в 30 г. до н. э., после смерти Клеопатры и Марка Антония, способствовало распространению культа богини по всему Средиземноморью и остальному римскому миру. Головы Хатхор интерпретировались как Исиды и Нефтиды, олицетворявших жизнь и смерть соответственно.
Поклонение богине Исиде стало чрезвычайно популярным в греко-римский период, и в этот период систр стал неразрывно связан с Исидой. Храмы Исиды строились в каждом крупном городе, и, пожалуй, самый большой и богато украшенный находился в Риме, рядом с Пантеоном. Храм и окружающие его портики были украшены прекрасными настенными росписями, на некоторых из которых изображены жрецы или служители Исиды с систром в руках. В греческой культуре не все систровые инструменты предназначались для игры. Скорее, они выполняли чисто символическую функцию, используясь во время жертвоприношений, праздников и погребальных обрядов. Глиняные версии систров также могли использоваться в качестве детских игрушек. В наши дни систры по-прежнему используются в обрядах коптской и эфиопской церквей.
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
Ву Joanna Gillan,
«Rattling the Divine: The Mystical Role of the Sistrum»




