Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Символизм взрослых в «Приключениях Алисы в Стране чудес»

Символизм взрослых в «Приключениях Алисы в Стране чудес»

Несмотря на то, что слухи о том, что Льюис Кэрролл написал «Приключения Алисы в Стране чудес» во время галлюциногенного путешествия, не соответствуют действительности, книга по-прежнему остается захватывающим исследованием реальности и ярким примером жанра бессмысленного фэнтези.

Если что-то бессмыслица, это не значит, что вы не можете извлечь из этого урок, и вам не нужно иметь степень по литературе, чтобы заметить, что роман изобилует символизмом. Хотя и книга, и экранизация Диснея на поверхностном уровне странные, любой, кто внимательно присмотрится, заметит необузданный символизм в обоих: взрослая жизнь.

Алиса в Стране чудес

Алиса в Стране чудес,
иллюстрация Гертруды А. Кей, 1923 г.


Главная героиня, Элис, маленькая девочка неопределенного возраста (хотя в сиквеле она утверждает, что ей семь с половиной лет, так что мы можем предположить, что ей не менее семи), у которой впереди годы физических и умственных перемен.

Приключения в Стране чудес начинаются с того, что юная Алиса сидит в саду. Идиллическое и прекрасное, это зеленое пространство проводит параллели с Эдемским садом. Однако вместо того, чтобы сорвать запретное яблоко, Алиса поддается желанию и заползает на дерево.

Алиса в Стране чудес

Алиса в Стране чудес,
иллюстрация Джона Тенниела, 1865 г.


Это отступление от реальности отражает желание Алисы оставаться ребенком, а не сталкиваться с наступающими песками времени. Однако это не Питер Пэн, и ее путешествие самопознания затрагивает пугающие темы старения и сексуальности, поскольку она все больше приближается к половой зрелости и подростковому возрасту.

Попав в Страну чудес, ее приключение оказывается чревато осложнениями, и она больше не знает невинной или мирной жизни. Через несколько странных событий тело Алисы становится непропорционально большим и маленьким, часто без всякой причины, и она не может понять, почему. Хотя семь лет — это немного рановато для таких резких изменений, это, без сомнения, намек на половое созревание.

Алиса пытается играть в крокет с фламинго

Алиса пытается играть в крокет с фламинго


Во время своих приключений Алису неоднократно просят доказать то, что она знает, и она часто пересказывает полученные ею уроки другим, кого встречает на своем пути. В викторианскую эпоху экспериментальный язык был в моде, и Кэрролл широко его использовал.

Однако несколько персонажей противоречат ей, и Элис обнаруживает, что задается вопросом о собственном разуме. Эти взаимодействия, без сомнения, соотносятся с любым ребенком, который когда-либо боролся за то, чтобы получить доверие, не говоря уже о сочувственном ухе, от взрослого.

Приключения Алисы в Стране чудес

Иллюстрация Джесси Уиллкокс Смит с изображением
Алисы в окружении персонажей Страны чудес, 1923 г.


Знакомство с гусеницей приводит к любопытному событию, в котором Алисе приходится бороться с таинственным грибом, чтобы поддерживать свой постоянно меняющийся размер.

Это можно интерпретировать двумя способами: представляет ли гриб искушение в форме употребления наркотиков, поскольку некоторые говорят, что подростки видят незаконную деятельность как единственный способ контролировать свою собственную жизнь в контролируемой родителями обстановке? Или это фаллический символ, представляющий искушение и предпоследнее препятствие на пути к женственности?

Приключения Алисы в Стране чудес

Цветная иллюстрация из издания «Приключений Алисы в
Стране чудес» 1907 года: Глава 7 – Безумное чаепитие


Миф о связи ЛСД и Кэрролла легко развенчать, учитывая, что этот препарат был официально анонсирован лишь в 1930-х годах, но нельзя отрицать, что этот волшебный гриб обладает психоделическим эффектом.

Также было бы натяжкой подразумевать неподобающие отношения с гусеницей, поскольку она уходит до того, как Алиса попробует гриб. В менее рискованном анализе гриб мог бы просто представлять молодую девушку, обучающуюся навыкам принятия решений, решению проблем, чтобы прийти к решению (в случае Алисы, сохранению своего нормального размера).

Алиса в Стране чудес,

Алиса в Стране чудес,
«Омут слёз» Майло Уинтера


Отходя от более непристойных тем, путаница является центральным элементом всей истории и очень распространенным фактором взросления. Кажется, что все, что делает или видит Элис, не имеет смысла.

Головоломки есть везде, будь то гонка за место в парламенте, загадки, придуманные Безумным Шляпником, или игра в крокет, в которую Алиса втягивается против Королевы Червей. Ни одно из этих событий не имеет определенного результата, и Алиса, похоже, не может понять, как или почему они происходят. Любой, кто уже достиг совершеннолетия, может подтвердить, что замешательство — довольно обычное чувство.

Белый Кролик

Белый Кролик


Хотя для маленькой девочки это может показаться просто фантастическим путешествием, в «Приключениях Алисы в Стране чудес» заложен глубокий посыл, который подразумевает неизбежную потерю детства.

Причудливые образы диснеевской адаптации могут скрыть это депрессивное осознание, но этот анализ будет понятен любому, кто прочтет оригинальный текст.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Samantha Flaum,
«The Adult Symbolism in Alice’s Adventures in Wonderland»



📗 По теме: