Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Возвращение к жизни древней афинской триремы – история HS Olympias

Реплика Триремы «Олимпия»

Реплика Триремы «Олимпия»


Военно-морской флот Греции проводит полномасштабную действующую реконструкцию древнегреческой триеры, которая плавает в водах Саронического залива и которую обязательно нужно увидеть всем, кто посещает Афины или порт Пирей. Ее последний рейс состоялся 28 и 29 сентября 2018 года в ознаменование битвы при Саламине, решающей победы древнегреческого флота над персидским флотом, в которой трирема сыграла ключевую роль в победе Греции.

Трирема — быстрая, маневренная галера с тремя рядами весел и грозным тараном на носу, которая использовалась несколькими различными культурами Средиземноморья. Конструкция военного корабля этого типа была усовершенствована афинянами, и благодаря этому их флот доминировал в Эгейском море.

Трирема «Олимпия»

Трирема «Олимпия»: предположительная реконструкция по работам Дж. С. Моррисона, Дж. С. Коутса и Ф. Уэлша. Сейчас находится в Музее древнего мореплавания Палеона Фалирона.


В 1982 году военно-морской архитектор Джон Ф. Коутс объединил усилия с историком Дж. С. Моррисоном и преподавателем классики Чарльзом Уиллинком, чтобы создать Фонд Триремы с целью создания точной копии настоящей триеры. К 1987 году судно HS Olympias, построенное за два года судостроителем в Пирее, было готово к своим первым ходовым испытаниям.

Древние греки представляли собой совокупность городов-государств, объединенных своим языком и культурой, и, что наиболее важно, своим флотом. Несмотря на широкое использование триремы, ни одного сохранившегося экземпляра обнаружено не было. В 2018 году Черноморский морской археологический проект объявил об обнаружении неповрежденного 75-футового судна, датируемого 400 г. до н. э., которое могло быть греческой триерой, однако обломки слишком хрупкие, чтобы их можно было поднять на поверхность.

Корма Триремы «Олимпия»

Корма Триремы «Олимпия»


Коутс разработал чертежи для своего проекта на основе любых ресурсов, которые он смог найти, включая исторические сочинения с описанием кораблей, археологические свидетельства и древнее искусство, такое как книжные иллюстрации и расписная керамика.

Проект был очень дорогим и финансировался военно-морским флотом Греции, а также отдельными донорами, такими как Фрэнк Уэлш, банкир и энтузиаст трирем, который был крупным финансовым спонсором Trireme Trust.

Реплика Триремы «Олимпия»

Реплика Триремы «Олимпия»


Частично команда была вдохновлена приступить к реализации проекта просто для того, чтобы доказать, что это возможно. Как сообщает сайт Trireme Trust:
«Серия из шести ходовых испытаний в период с 1987 по 1994 год продемонстрировала, что судном можно грести эффективно и быстро, несмотря на почти повсеместное академическое мнение о том, что трехуровневое расположение весел совершенно непрактично».
Во время ходовых испытаний ее экипаж состоял из добровольцев, взявших в руки 170 весел. Реконструированная триера смогла развивать максимальную скорость в девять узлов. По словам Совы, они не смогли поддерживать крейсерскую скорость в семь узлов, которой достигали древние греки.

Реплика Триремы «Олимпия»
Реплика Триремы «Олимпия»

«Олимпия» также может выполнять некоторые хитрые маневры, например, поворачиваться на 180 градусов всего за одну минуту, подтверждая подлинность исторических свидетельств.

Для изготовления триеры использовались дуб Вирджиния, сосна Орегон и корпус ироко. Его украшал бронзовый лук-таран весом 441 фунт. Баран был создан на основе оригинальной модели, являющейся частью коллекции археологического музея Пирея.

«Олимпия» была построена как тестовая модель, приспособленная для прогулочного плавания, а не для нападения. Первоначально триеры были агрессивными и быстрыми кораблями, а это означало, что их строили как можно легче. Кроме того, они были очень длинными, чтобы вместить такое количество гребцов.

Реплика Триремы «Олимпия»
Реплика Триремы «Олимпия»

Единственное, что делало триеры восприимчивыми к стрессовым повреждениям, — это волны. Поэтому под палубой прочно закрепляли гипозомату (стяжной канат), связывавшую два конца корабля (носовой и кормовой) вместе. На Олимпии в качестве гипозоматы использовался стальной канат из-за отсутствия канатов из натуральных волокон, обладающих такой же эластичностью, как конопля, материал, который первоначально использовался для изготовления связующего каната.

Вместо того, чтобы оказывать постоянное натяжение, как канат из натуральных волокон, натяжение стальных тросов менялось по мере того, как корпус изгибался на волнах. Следовательно, пришлось принять защитные меры, поскольку существовала тревожная возможность разрыва троса и возникновения опасности для экипажа.

В 1993 году «Олимпию» с гордостью отправили в Великобританию, где она приняла участие в праздновании 2500-летия со дня начала демократии. В 2004 году она пронесла олимпийский огонь из Керацини в Пирей на летние Олимпийские игры в Афинах.

Успешная реконструкция триеры имеет огромное археологическое значение. Чтобы уберечь корабль от ухудшения, пишет Owlcation, греческий флот теперь держит его в сухом доке в Палео Фалиро в Афинах.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Tijana Radeska,
«Bringing the Ancient Athenian Trireme Back to Life – The Story of HS Olympias»