Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

8 древних университетов, которые процветали по всей древней Индии

Древняя Индия

Древняя Индия


В древние времена Индия была центром высшего образования, поскольку это одна из старейших цивилизаций в мире. Следовательно, исторически университеты и библиотеки были важной частью цивилизации долины Инда. Два знаменитых древних университета Индии и старейшие университеты мира — Такшашила (Таксила) и Наланда. Но это были не единственные центры знаний, существовавшие в древней Индии.


📚 Древние университеты Индии

Образованию всегда уделялось большое внимание в индийском обществе со времен ведической цивилизации, при этом Гурукул и ашрамы были центрами обучения. И с течением времени по всей древней Индии было создано большое количество центров обучения, из которых наиболее известными из известных сегодня являются Такшашила и Наланда. Вот список крупнейших древних университетов Индии, которые процветали по всей древней Индии.

➡️ 1. Наланда

Наланда

Наланда


Наланда — один из известных древних университетов Индии . Наланда расположена в индийском штате Бихар, примерно в 55 милях к юго-востоку от Патны, и была буддийским учебным центром с 427 по 1197 год нашей эры. Его также называют «одним из первых великих университетов в истории человечества». Это большой буддийский монастырь в древнем королевстве Магадха (современный Бихар) в Индии. На пике своего развития университет привлекал ученых и студентов из таких далеких стран, как Китай, Греция и Персия. Археологические данные также свидетельствуют о контакте с династией Шайлендра в Индонезии, один из королей которой построил на территории комплекса монастырь. Однако позже он был разграблен тюркскими мусульманскими захватчиками под предводительством Бахтияра Халджи в 1193 году, что стало важной вехой в упадке буддизма в Индии.

Университет Наланда был основан Шакрадитьей из династии Гуптов в современном Бихаре в начале V века и процветал в течение 600 лет до XII века. Библиотека этого университета была крупнейшей библиотекой древнего мира и содержала тысячи томов рукописей по различным предметам, таким как грамматика, логика, литература, астрология, астрономия и медицина. Библиотечный комплекс назывался Дхармаганджа и состоял из трех больших зданий: Ратнасагара, Ратнададхи и Ратнаранджака. Ратнададхи имел высоту девять этажей и хранил самые священные рукописи, включая Сутру Праджняпарамиты и Самаджгухью.

В 2010 году парламент Индии принял закон, одобряющий планы по восстановлению древнего Университета Наланды как современного Международного университета Наланды, предназначенного для последипломных исследований. Многие страны Восточной Азии, включая Китай, Сингапур и Японию, выступили с просьбой профинансировать строительство возрожденного университета Наланда. Согласно Кеватта Сутте, во времена Будды Наланда уже была влиятельным и процветающим городом, густонаселенным, хотя лишь позже он стал центром обучения, благодаря которому впоследствии прославился. Махавира несколько раз упоминается как останавливавшийся в Наланде, который, очевидно, был центром деятельности джайнов.

Весьма вероятно, что Наланда была разграблена и разрушена армией династии мамлюков Мусульманского Делийского султаната под командованием Бахтияра Хилджи в ок. 1200 г. н.э.[20] Хотя некоторые источники отмечают, что Махавихара продолжала функционировать временным образом еще какое-то время, в конечном итоге она была заброшена и забыта до 19 века, когда это место было обследовано и предварительные раскопки были проведены Археологической службой Индии. Систематические раскопки начались в 1915 году, в результате чего было обнаружено одиннадцать монастырей и шесть кирпичных храмов, аккуратно расположенных на территории площадью 12 гектаров (30 акров). В руинах также было обнаружено множество скульптур, монет, печатей и надписей, многие из которых выставлены в Археологическом музее Наланды, расположенном неподалеку. Наланда в настоящее время является известным туристическим направлением и частью буддийского туристического маршрута.

➡️ 2. Такшашила

Такшашила

Такшашила


В 2006 году газета The Guardian назвала его лучшим туристическим направлением Пакистана. Таксила или Такшашила была древней столицей буддийского королевства Гандхара и центром обучения на территории нынешнего северо-западного Пакистана. Это один из самых известных древних университетов Индии. Таксила была ранним центром обучения, датируемым по крайней мере V веком до нашей эры. Индуисты и буддисты считают его местом религиозной и исторической святости и местом ведического обучения, куда Чанакья отвез императора Чандрагупту Маурью для обучения в этом учреждении. Это учреждение имеет большое значение в буддийской традиции, поскольку считается, что именно здесь сформировалась секта буддизма Махаяны. Таксила известна из упоминаний в индийских и греко-римских литературных источниках, а также из рассказов двух китайских буддийских паломников, Фасяня и Сюаньцзана. Согласно индийскому эпосу «Рамаяна», написанному Бхаратой, младшим братом Рамы, воплощением индуистского бога Вишну. Город был назван в честь сына Бхараты Такши, его первого правителя. Буддийская литература, особенно Джатаки, упоминает его как столицу королевства Гандхара и великий центр обучения. Греческие историки, сопровождавшие македонского завоевателя, описывали Таксилу как «богатую, процветающую и хорошо управляемую».

Таксила находилась на стыке Южной и Центральной Азии. Его возникновение как города восходит к ок. 1000 г. до н.э. Некоторые руины в Таксиле относятся ко времени империи Ахеменидов в VI веке до нашей эры, за которой следовали последовательно периоды Маурьев, индо-греческий, индо-скифский и кушанский периоды. Благодаря своему стратегическому расположению, Таксила на протяжении веков много раз переходила из рук в руки, и за контроль над ней боролись многие империи. Когда великие древние торговые пути, соединявшие эти регионы, перестали быть важными, город пришел в упадок и был окончательно разрушен кочевниками-гунами в V веке. Археолог Александр Каннингем заново открыл руины Таксилы в середине 19 века.

Некоторые ученые относят существование Такшашилы к 6 веку до нашей эры или 7 веку до нашей эры. Он стал известным центром обучения, по крайней мере, за несколько столетий до Рождества Христова и продолжал привлекать студентов со всего старого мира до разрушения города в 5 веке нашей эры. . Такшашила, пожалуй, наиболее известен благодаря своей связи с Чанакьей. Говорят, что знаменитый трактат «Арташастра» («Экономическое знание» на санскрите) Чанакьи был написан в самой Такшашиле. Чанакья (или) Каутилья, император Маурьев Чандрагупта и аюрведический целитель Чарака учились в Таксиле.

Обычно в Такшашилу поступал студент в шестнадцать лет. Помимо юридической школы, медицинской школы и школы военных наук преподавали Веды и восемнадцать искусств, которые включали такие навыки, как стрельба из лука, охота и знание слонов.

➡️ 3. Викрамашила

Викрамашила

Викрамашила


Викрамашила был одним из двух наиболее важных центров буддийского обучения в Индии во времена Империи Пала. Викрамашила была основана королем Дхармапалой (783–820 гг.) в ответ на предполагаемое снижение качества науки в Наланде и процветала в течение 400 лет до 12 века, пока не была разрушена войсками Мухаммада бин Бахтияра Хильджи около 1200 года. Атиша, известный Пандит иногда упоминается как известный настоятель. Викрамашила (деревня Античак, район Бхагалпур, Бихар) расположена примерно в 50 км к востоку от Бхагалпура и примерно в 13 км к северо-востоку от Кахалгаона, железнодорожной станции на участке Бхагалпур-Сахебгандж Восточной железной дороги. До него можно добраться по автомобильной дороге длиной 11 км, отходящей от NH-80 в Анадипуре, примерно в 2 км от Кахалгаона. Интересно, что это составило прямую конкуренцию Университету Наланда, в котором зарегистрировано более 100 преподавателей и более 1000 студентов.

Этот университет был хорошо известен своей специализированной подготовкой по предмету Тантра (тантризм). Одним из самых популярных выпускников этого университета был Атиша Дипанкара, основатель шарма-традиции тибетского буддизма, который также возродил буддизм в Тибете.

Остатки древнего университета были частично раскопаны в районе Бхагалпур, штат Бихар, Индия, и этот процесс все еще продолжается. Тщательные раскопки на этом месте сначала проводил Б. П. Синха из Университета Патны (1960–69), а затем Археологическая служба Индии (1972–82). Он обнаружил огромный квадратный монастырь с крестообразной ступой в центре, зданием библиотеки и группой вотивных ступ. К северу от монастыря было обнаружено несколько разбросанных построек, в том числе тибетский и индуистский храм. Вся территория занимает площадь более ста акров.

➡️ 4. Валабхи

Университет Валабхи был основан в Саураштре современного Гуджарата примерно в 6 веке и процветал в течение 600 лет до 12 века. Университет Валабхи был важным центром буддийского обучения и отстаивал дело буддизма Хинаяны между 600 и 1200 годами нашей эры. Китайский путешественник Итсинг, посетивший этот университет в VII веке, описывает его как великий центр обучения. Некоторое время университет был настолько хорош, что его даже считали конкурентом Наланды в Бихаре в области образования.

Говорят, что Гунамати и Стирамати, два знаменитых буддийских учёных, окончили этот университет. Этот университет был популярен благодаря обучению светским предметам, и студенты со всей страны приезжали учиться в этот университет. Благодаря высокому качеству образования выпускники этого университета получали высшие руководящие должности. Хотя известно, что Валабхи отстаивал буддизм Хинаяны, он не был ни исключительным, ни обособленным. Наряду с доктринами буддизма здесь также преподавали брахманические науки. Были найдены упоминания о студентах-брахманах, приехавших учиться в этот университет с равнин Ганги. Помимо религиозных наук, предлагаемые курсы включали Нити (политические науки, государственное управление), Варту (бизнес, сельское хозяйство), администрирование, теологию, право, экономику и бухгалтерский учет. Студенты, окончившие Валабхи, обычно нанимались королями для помощи в управлении своими королевствами.

Выдающееся положение Валабхи было известно по всей Северной Индии. Катхасарицагара рассказывает историю брахмана, который был полон решимости отправить своего сына в Валабхи, а не в Наланду или Банарас. Гунамати и Стирамати были двумя его пандитами; О других знаменитых учителях и учёных, живших здесь, известно очень мало. Совершенно очевидно, что печать одобрения доктрин, проповедуемых различными учеными, авторитетными пандитами Валабхи высоко ценилась в ученых собраниях многих королевств. Валабхи посетил Сюаньцзан, китайский паломник, в VII веке, а в конце века - Ицзин. Ицзин описал университет как равный буддийскому монашескому центру Наланда.

Когда Хиуэн Цзян (также известный как Сюаньцзан) посетил университет в середине VII века, там обучалось более 6000 монахов. Для их размещения было предоставлено около 100 монастырей, поскольку граждане Валабхи, многие из которых были богатыми и щедрыми, предоставили средства, необходимые для управления учреждением. Покровителями университета выступили цари Майтрака, правившие страной. Они предоставили огромные гранты на работу учреждения и оснащение его библиотек.

В 775 году н.э. короли-покровители поддались нападению арабов. Это привело университет к временной неудаче. Даже после этого работа университета продолжалась непрерывно, поскольку преемники династии Майтрака продолжали покровительствовать ему щедрыми пожертвованиями. Во время и после этого периода об университете было получено не так много информации. Поражение королей-покровителей определенно привело к медленному упадку всей образовательной деятельности в XII веке. В сентябре 2017 года центральное правительство Индии начало рассматривать предложение о возрождении древнего университета.

➡️ 5. Сомапура

Сомапура

Сомапура


Сомапура Махавихара была основана Дхармапалой из династии Пала в конце 8 века в Бенгалии и процветала в течение 400 лет до 12 века. Университет располагался на 27 акрах земли, из которых главный комплекс площадью 21 акр был одним из крупнейших в своем роде. Это был крупный центр обучения Бауддхарме (буддизм), Джина Дхарме (джайнизм) и Санатана Дхарме (индуизм). Даже сегодня на его внешних стенах можно увидеть орнаментальную терракоту, отражающую влияние этих трех традиций. Это один из крупнейших и самых известных буддийских монастырей на Индийском субконтиненте, площадь которого составляет более 20 акров, почти миллион квадратных футов (85 000 квадратных метров). Своими простыми, гармоничными линиями и обилием резных украшений он оказал влияние на буддийскую архитектуру даже в Камбодже. Эпиграфические записи свидетельствуют, что культурная и религиозная жизнь этой великой Вихары была тесно связана с современными буддийскими центрами славы и истории в Бодхгае и Наланде, многие буддийские трактаты были завершены в Пахарпуре, центре, где практиковалось направление Ваджраяны буддизма Махаяны. . Махавихара важна для трех основных исторических религий региона, служа центром джайнов, индуистов и буддистов.

Раскопки показывают, что он был построен вторым царем Палы, Дхармапалой, около 781-821 годов нашей эры. Это происходит из обнаруженных глиняных печатей с надписями. Это один из пяти великих махавихар, или монастырей, которые были основаны в древней Бенгалии в период Пала. Как уже говорилось выше, эти пять монастырей существовали вместе, образуя между собой систему координации. Сомапура Махавихара была постоянно заселена в течение нескольких столетий, прежде чем была заброшена в 12 веке после неоднократных нападений и почти сожжена дотла в 11 веке армией Ванги. Примерно столетие спустя Випулашримитра отремонтировал Вихару и добавил к ней храм Тары.

В течение следующих столетий Сомапура Махавихара неуклонно приходила в упадок и распадалась, оставленная новыми мусульманскими правителями региона, пока не достигла нынешнего состояния упадка. Махавихара была полностью покрыта травой на протяжении столетий после того, как была заброшена, и на тот момент о ней более или менее забыли. В 1920-х годах на этом месте начали раскопки, и в последующие десятилетия их было обнаружено все больше и больше. После обретения независимости объем работ резко увеличился, и к началу 1990-х годов раскопки на этом месте достигли примерно нынешнего уровня. В небольшом музее-сайте, построенном в 1956-57 годах, представлена ​​репрезентативная коллекция предметов, найденных в этом районе. Раскопанные находки также сохранились в Исследовательском музее Варендра в Раджшахи. Древности музея включают терракотовые доски, изображения различных богов и богинь, керамику, монеты, надписи, декоративные кирпичи и другие мелкие глиняные предметы. Важность Сомапура Махавихара привела к тому, что она была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня это одно из главных туристических направлений Бангладеш.

➡️ 6. Джагаддала

Джагаддала

Джагаддала Махавихара


Джагаддала Махавихара был буддийским монастырем и центром обучения в Варендре, географической единице на территории современной Северной Бенгалии в Бангладеш. Он был основан более поздними королями династии Пала, известными как король Рамапала (ок. 1077-1120), и это было крупнейшее строительное строительство, предпринятое королями Пала.

О Джагаддале мало что известно по сравнению с другими махавихарами той эпохи. В течение многих лет его местонахождение не удавалось установить. АКМ Закария проинспектировал пять вероятных мест, все они называются Джагдал или Джагадал, в регионе Раджшахи-Малда: в Панчагархе; в Харипуре Упазиле Тхакургаона; в Бочагандж-Упазиле в Динаджпуре; в Дхамойрхат Упазиле из Наогаона; Блок Бамангола в Мальде, Индия. Из них значительные древние руины присутствовали только возле Джагдала в районе Наогаон. Раскопки под эгидой ЮНЕСКО, проведенные за последнее десятилетие, сделали это место буддийским монастырем.

Большое количество монастырей или вихар было основано в древней Бенгалии и Магадхе в течение четырех столетий правления Пала на северо-востоке Индии. Говорят, что Дхармапала сам основал 50 вихар, включая Викрамашилу, главный университет той эпохи. Джаггадала была основана ближе к концу династии Пала, скорее всего, Рамапалой. Согласно тибетским источникам, выделялись пять великих Махавихар: Викрамашила, Наланда, пережившая расцвет, но все еще прославившаяся, Сомапура, Одантапура и Джагаддала. Пять монастырей образовали сеть; «все они находились под контролем государства», и среди них существовала «система координации… Судя по свидетельствам, различные центры буддийского учения, действовавшие в восточной Индии при Пале, вместе рассматривались как образующие сеть, это взаимосвязанная группа институтов», и великие ученые обычно легко перемещались с одной позиции на другую среди них.

Джагаддала специализировался на буддизме Ваджраяны. Известно, что большое количество текстов, которые позже появятся в Канджуре и Тенгжуре, были составлены или скопированы в Джагадале. Вполне вероятно, что самая ранняя датированная антология санскритских стихов, Субхашитаратнакоша, была составлена ​​Видьякарой в Джаггадале в конце XI или начале XII века.

Говорят, что Шакьяшрибхадра, кашмирский ученый, который был последним настоятелем Наланды Махавихары и сыграл важную роль в распространении буддизма в Тибете, бежал в Тибет в 1204 году из Джагаддалы, когда мусульманское вторжение казалось неизбежным. Историк Сукумар Датт предварительно отнес окончательное разрушение Джагадалы к 1207 году; в любом случае, похоже, это была последняя захваченная махавихара.

В 1999 году Джаггадала была представлена ​​в качестве предварительного объекта для включения в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. ЮНЕСКО сообщает, что в ходе раскопок был обнаружен «обширный курган длиной 105 и 85 метров, который представляет собой археологические остатки буддийского монастыря. . . Находки включали терракотовые бляшки, декоративные кирпичи, гвозди, золотой слиток и три каменных изображения божеств.

➡️ 7. Одантапури

Одантапури

Одантапури


Руины древнего университета Одантапури, расположенные на Хиранья Прабат в Бихар Шарифе, также известны как оданпури вихар или одантапури буддийский махавира. Основанный в 8 веке императором Гопалой из династии Пала, он процветал 400 лет до 12 века. По сути, это был один из шестых университетов древней Индии, созданный в первую очередь с целью распространения буддийских знаний и учений. Помимо этого, он также считается вторым старейшим университетом после Наланды, основанного в древние времена. Это сравнительно менее известное и важное туристическое направление в Бихаре, поскольку мы до сих пор мало знаем об этом месте.

То, что мы знаем сегодня об истории Одантапури, в первую очередь основано на источниках книг, написанных тибетскими и китайскими путешественниками в тот период. Согласно тибетским книгам, в Оданпури обучалось 12 000 учеников. Ачарья Шри Ганга, который раньше был студентом университета Викрамшила, был профессором университета Викрамашила, был выпускником этого университета Одантапури, а позже он присоединился к Одантапури и считался одним из известных выпускников этого университета.

Он существовал как крупный центр изучения буддийских учений на протяжении почти четырех столетий. В 1193 году нашей эры, когда печально известный турецкий захватчик-мусульманин Бхахтияр Хильджи нашел этот университет, он ошибочно принял его за крепость из-за ее длинных стен и приказал своей армии разрушить его. Это было в то же время, когда его армия подожгла и университет Наланды. Его проступки оказались последним гвоздем в гроб обоих славных университетов древней Индии. Это привело к тому, что они были почти забыты на протяжении более шести столетий, пока в 19 веке не начались раскопки. В древних тибетских текстах он упоминается как один из пяти великих университетов своего времени, а остальные четыре — это университеты Викрамашилы, Наланды, Сомапура и Джагаддалы — все они расположены в древней Индии.

➡️ 8. Пушпагири

Пушпагири

Пушпагири


Университет Пуспагири был выдающимся центром обучения, который процветал в Индии до 11 века. Сегодня его руины лежат на вершине холмов Лангуди, невысоких холмов примерно в 90 км от дельты Маханади, в районах Джаджпур и Каттак в Ориссе. Настоящий университетский городок, раскинувшийся на трех вершинах холмов, содержал несколько ступ, монастырей, храмов и скульптур в архитектурном стиле периода Гуптов. Река Келуа, приток реки Брахмани в Ориссе, течет к северо-востоку от холмов Лангуди и, должно быть, служила живописным фоном для университета. Весь университет распределен по трем кампусам на вершине трех прилегающих холмов: Лалитгири, Ратнагири и Удаягири. Недавно здесь было обнаружено несколько изображений императора Ашоки, и было высказано предположение, что университет Пушпагири был основан самим императором Ашокой.

Раскопки, проведенные на холмах Лалитгири-Ратнагири-Удаягири, подняли на поверхность руины чудесного кирпичного монастыря с красивой резьбой, храма с дугообразными арками, четырех монастырей и огромной ступы. Буддийские сокровища, обнаруженные здесь, также включают большое количество золотых и серебряных изделий, каменный контейнер, глиняный горшок и следы династии Кушана и письменности брахми. Массивное изображение Будды – уникальная находка, у изображения поджатые губы, длинные уши и широкий лоб.

Иконографический анализ показывает, что Лалитгири был основан уже в период Сунга во 2 веке до нашей эры, что делает его одним из старейших буддийских учреждений в мире. Архитектурные остатки, найденные в Лалитгири, напоминают мастерство Гандхара и Матхуры. Расположенный в долине двух рек, Бирупы и Читротпалы, монастырь был «обнаружен» местным британским чиновником в 1905 году. Семилетние раскопки этого места, проведенные Археологической службой Индии, начавшиеся в 1985 году, выявили множество каменных надписей и печатей. , печати и обломки горшков, которые установили, что это место процветало между 2-3 и 14-15 веками нашей эры. Лалитгири особенно интересен тем, что здесь можно наблюдать эволюцию буддизма от секты Тхеравады с ее строгим и простым поклонением ступе к росту сект Махаяны и Ваджраяны (тантрических) с их сложным пантеоном бодхисаттв и других божеств. Множество прекрасных примеров этих божеств можно найти в небольшом сарае для скульптур, построенном рядом с главной ступой Лалитгири. К ним относятся изображения Тары, Апараджиты, Праджняпарамиты и Майтрейи, а также изображения Будды Мучалинды, Будды в позах Бхумиспарса (касания земли) и Дхьяни (медитации), а также барельеф, изображающий сошествие Будды с небес. Рядом с руинами монастыря разбросано несколько случайных изображений, в том числе великолепный лежащий Будда в своем последнем месте упокоения, лежащий под огромным баньяновым деревом. Главная ступа Лалитгири имеет диаметр 15 метров и построена в стиле Санчи. Это видно издалека. В близлежащем районе были обнаружены руины четырех монастырей.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

by Aayush,
«8 Ancient Universities That Flourished Across Ancient India»