Спарта атакует |
Технологический прогресс человечества в спектре истории часто отражался в эволюции оружия на протяжении тысячелетий и столетий. Этот особый аспект ведения войны был удачно представлен The Altantic в поразительной визуальной форме в следующем коротком мультфильме. В видео показан ассортимент оружия, начиная от рудиментарного ручного топора, который является самым продолжительным инструментом в истории человечества (и Homo erectus), до электрошокеров и дронов нашей современной эпохи.
Краткая визуальная история оружия
с 1 000 000 лет до нашей эры
1️⃣ Чу-Ко-Ну (вероятно, изобретен в 4 веке до н.э.) –
Китайцы разработали древнюю оружейную систему, которая вышла за рамки ограничений арбалетов и времени их взведения, чтобы учесть полуавтоматический механизм. Конечным результатом стал Chu-Ko-Nu (или Zūgě nǔ по-китайски), многозарядный арбалет, который мог выстрелить последовательно до десяти болтов со стальным наконечником всего за 15 секунд! Как можно понять из приведенного выше изображения, этим полуавтоматическим оружием управляли, удерживая приклад в левой руке, а затем управляя прямоугольным рычагом (вперед и назад) правой рукой. Таким образом, в отличие от обычного арбалета, который обычно поддерживался плечом, баланс для Чу-Ко-Ну удерживался только с помощью рук.
Этот недостаток был более чем компенсирован высокой скорострельностью механизма, который обычно мог выпускать последовательные стрелы с интервалом в 2 секунды. Однако это сократило его эффективную дальность примерно до 75 ярдов, учитывая ограниченную потенциальную энергию, производимую внутренним механизмом. Это привело к гипотезе о том, что Чу-Ко-Ну, вероятно, использовалась специализированными командами с рассыпным строем (чтобы уменьшить дружественный огонь) против массированных рядов врагов — например, с вершины городской стены. В связи с этим самые ранние свидетельства существования оружия датируются 4 веком до нашей эры; хотя его эффективная конструкция, вероятно, была усовершенствована Чжугэ Ляном (181–234 гг. Н.э.) в период Троецарствия в Китае. Есть также литературные источники, повествующие о том, как всего 1000 китайских арбалетчиков выпустили более 500,
2️⃣ Гигантские военные корабли
(вероятно, построенные в 3 веке до н.э.) –
Согласно описанию, составленному Афинеем, Птолемей (Птолемей) IV Филопатор, правивший царством Птолемеев в Египте с 221 по 204 г. футов) в длину, 18 м (57 футов) в ширину и 22 м (72 фута) в высоту, что составляет гигантский объем около 52 000 кубических метров. Чтобы дополнить этот гигантский размер, военный корабль предположительно «приводился в движение» четырьмя рулевыми веслами длиной 14 м (45 футов) и сопровождался 40 ярусами весел. Эти весла также были уравновешены свинцом, что облегчало гребцам обращение с ними.
Согласно отчету, на гигантском эллинистическом военном корабле с семью таранами предположительно находилось 400 матросов (для снаряжения и регулировки парусов); 4000 гребцов (для работы с веслами); и 2850 вооруженных морских пехотинцев, что составляет в общей сложности 7250 человек, что превышает количество экипажа, необходимого на борту самого большого существующего авианосца в мире! Что еще более важно, этот, казалось бы, непрактичный корабль был построен с использованием огромного количества древесины, которая, вероятно, была импортирована из Ливана, поскольку в Египте было не так много лесов, которыми можно было бы похвастаться. И более того; есть и другие сведения о таких внушительных ремеслах древнего мира,
3️⃣ Корвус (вероятно, использовался в 3 веке до н.э.) -
Во время Первой Пунической войны между Римом и Карфагеном (264–241 гг. До н.э.) карфагеняне были известны своей доблестью в военно-морской области, отчасти из-за их морского опыта в торговле и заморских колониях, который простирался на протяжении столетий. С другой стороны, римляне считались относительными новичками в сфере влияния Средиземноморья. Несмотря на это, именно изобретательность инженеров римской армии принесла победу римлянам в, возможно, крупнейшем морском сражении в истории человечества. Речь идет о битве у мыса Экному (256 г. до н.э.), в которой участвовало около 350 карфагенских кораблей (более 150 000 гребцов и морских пехотинцев) против 330 римских кораблей (около 140 000 гребцов и солдат); все (возможно, завышенные) цифры согласно сообщению Полибия (вВсемирная история ).
Стремясь свести на нет численное преимущество противника, римская армия изобрела механизм, известный как corvus (что означает «ворона» или «ворон» на латыни) или гарпаго. Механизм представлял собой своего рода посадочный мост, который можно было поднять с прочной деревянной стойки высотой 12 футов, а затем повернуть в любом нужном направлении. На конце этого моста был тяжелый шип (сам «корвус»), который цеплялся за палубу вражеского корабля, таким образом соединяя два корабля вместе. Римские солдаты пересекли этот импровизированный мост и прямо на абордаж вражеского корабля. Эта морская тактика дала римлянам преимущество, поскольку они были известны своим опытом ведения ближнего боя, в отличие от карфагенян, которые в основном полагались на наемников. К сожалению, корвус, по-видимому, был заброшен после 255 г. до н.э., возможно, из-за его разрушительного воздействия даже на римские военные корабли.
4️⃣ Наземная мина
(вероятно, изобретена в 13 веке нашей эры) –
По словам Джозефа Нидхэма в его книге «Наука и цивилизация в Китае», китайские войска при династии Сун действительно использовали взрывные наземные мины в качестве оборонительной стратегии против мародерствующих монголов. Конкретный инцидент в это время относится к 1277 году нашей эры, когда некий Лу Цянься изготовил «огромную бомбу», которая была успешно взорвана, когда монголы осаждали поселение на юге Китая. Последствия таких военных действий привели к документированию указанной технологии в знаменитом китайском руководстве 14-го века Хуолунцзин. Объяснение этих фугасов в основном связано с использованием полых чугунных шариков, предположительно наполненных порохом.
Любопытно, что в Хуолунцзин также есть подробный отрывок, описывающий использование тактических противопехотных мин, которые могут взорваться при движении противника (таким образом, отражая наши современные технологии). В соответствии с текстом
💣💥 Эти мины чаще всего устанавливаются у пограничных ворот и перевалов. Кусочки бамбука распиливают на секции длиной девять футов, удаляя все перегородки из бамбука, кроме последней; затем его перевязывают свежей тесьмой из воловьей кожи. Затем в (трубку) наливают кипящее масло и оставляют там на некоторое время, прежде чем удалить. Запал начинается снизу (трубки), и (черный порох) впрессовывается в нее, образуя разрывную мину. Порох заполняет трубку на восемь десятых, остальное пространство занимают свинцовые или железные шарики; затем открытый конец запечатывается воском. Выкапывается траншея пяти футов глубиной (чтобы мины были скрыты). Взрыватель соединен с запальным устройством, которое поджигает их при воздействии.
И что интересно, были случаи, когда противника заманивали в «зону непроходимости» мин, размещая оружие на насыпях, скрывающих огневые устройства (как правило, медленногорящие чаши). Подпитываемый нашим врожденным желанием достать блестящие (и бесплатные) предметы, бедняга запускал установку, переворачивая эту чашу, что приводило к зажиганию предохранителей для неминуемой детонации.
5️⃣ Лодки-черепахи
(спроектированы в конце 16 века нашей эры) –
Когда японские войска под командованием императора Хидэёси вторглись в Корею в 1592 году, они хвастались двумя значительными преимуществами перед своими противниками: мушкетами, поставленными португальцами, и агрессивной тактикой абордажа вражеских кораблей (при поддержке артиллерийского огня). Однако у корейского адмирала Сун-Шин И был ответ на эти уловки в виде недавно разработанной лодки-черепахи ( Гебуксон на корейском языке). Построенный на недавно собранные частные деньги, этот относительно небольшой флот состоял из кораблей длиной около 120 футов (с шириной 30 футов), покрытых железными пластинами. Несущий каркас был сделан из прочной красной сосны или ели, а сама огромная конструкция включала в себя устойчивый U-образный корпус, три бронированных палубы и две массивные мачты — все это «подпитывалось» группой из более чем 80 мускулистых гребцов.
Тем не менее, частью сопротивления Черепашьей лодки была ее особая крыша, состоящая из множества металлических шипов (иногда спрятанных соломой), которые препятствовали японцам садиться на корабль. Эта устрашающая конструкция была подкреплена системой из 5 типов корейских пушек, выходящих из 23 иллюминаторов, которые имели эффективную дальность стрельбы от 300 до 500 м (от 1000 до 1600 футов). И, наконец, внушающее благоговейный трепет судно было сделано еще более устрашающим — с головой дракона на носу корабля, который якобы испускал серный дым, чтобы скрыть тяжелое движение шумной лодки.