Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Демонические экзорцизмы в храмовых школах Месопотамии

Древний экзорцизм

Древний экзорцизм


В храмовых школах Месопотамии ученики обучались ритуалам экзорцизма, тому, как смешивать исцеляющие искупления, проводить астрологию и как излечиваться от одержимости демонами. Хотя эти навыки сейчас могут показаться архаичными, храмовые школы фактически служили первыми медицинскими школами. Они даже обучали своих студентов изучению договорного права, этики, медицинских счетов и бухгалтерского учета. Они были центрами интеллектуальной деятельности. Храмовые жрецы издавали учебники для обучения молодежи. Благодаря тщательному ведению документации шумерами археологи могут изучать их ранние медицинские знания и религиозные верования.

Шумеры: система понимания духовных болезней

Ученые обнаружили, что шумеры считали, что определенные духи вызывают определенные болезни, которые можно было идентифицировать по симптомам пациента. Эта духовная сущность входила в тело через голову пациента. Священнику было важно знать имя сущности, чтобы он мог назначить правильное лечение. Как будто имена демонов были названиями болезней. Например, в одной табличке говорится о практике натирания чьей-то головы маслом и молоком, чтобы очистить его от «небесной головной болезни».

Статуя демона Пазузу

Статуя демона Пазузу,
первое тысячелетие до нашей эры,
Месопотамия/Ассирия. Музей Лувр.


Понятия одержимости в Месопотамии не ограничивались болезнями головы. Симптомы бесовской одержимости ощущались во всем теле. Согласно другой табличке , симптомы одержимости демонами могут начаться в мышцах тела. У одержимого может быть лихорадка и озноб, а также проблемы с кишечником, боль в животе, отдающая в спину, а также боль в груди. В этом случае демон не нападал на голову, однако лечение предусматривало очищение больного водой, затем обматывание головы повязкой и листьями можжевельника. Он должен оставить эту повязку на целый день, а затем сбросить ее. Этот метод якобы вытягивал демона из черепа пациента.

Табличка заговора против злой богини Ламашту

Табличка заговора против злой богини Ламашту, именуемой «Плитой Преисподней». Неоассирийское время. (Музей Лувр, Париж, Франция).

Месопотамская адская табличка

Один конкретный обряд изгнания нечистой силы подробно описан на бронзовой фигуре демона Пазузу , чьи вытянутые руки держат табличку с символами, похожими на символы на пограничных камнях, тип используемого каменного документа, в котором записан конец одной земли и начало другой. . Это небольшой амулет , всего около 5 с половиной дюймов (14 см) в высоту и 3 с половиной дюйма (9 см) в ширину. Его называют Адской табличкой.

Демон Ламашту, жена Пазузу

Известный как «Адская табличка», этот амулет демона Пазузу клали у постели одержимого. На лицевой стороне тарелки изображен демон Ламашту, жена Пазузу.


В верхнем первом ряду находятся божественные символы, подобные тем, которые обычно встречаются на пограничных камнях, включая символ Уту. Уту (позже известный как Шамаш) был древним месопотамским богом солнца. Он представлял правду, справедливость и мораль. Согласно шумерской мифологии, Уту был братом-близнецом богини Инанны, царицы небес. Он проводил свои дни, путешествуя по небу в солнечной колеснице, бдительно наблюдая за всеми людьми внизу. Считалось, что он был очень могущественным и вмешивался между демонами и людьми, чтобы помочь тем, кто попал в беду, и добиться божественного возмездия.

Обрезанное изображение Скрижали Шамаша (Уту), показывающее фигуру Шамаша (Уту) на троне

Обрезанное изображение Скрижали Шамаша (Уту),
показывающее фигуру Шамаша (Уту) на троне


Уту изображали в виде солнечного диска. Это выглядело как круг с четырехконечной звездой, указывающей стороны света, как компас. Это пересекались четыре волнистые линии, исходящие из центра между каждой из точек на четырехконечной звезде. Этот символ можно увидеть во всем месопотамском искусстве, поскольку он символизировал тепло и свет солнца, а также силу.

Также вверху расположены символы других божеств, таких как Эа, изображенный в виде булавы с бараньей головой, Мардук в виде наконечника копья, Адад в виде вилки-молнии, Небо в виде его двойного посоха, Иштар в виде восьмиконечной звезды. , Грех в виде полумесяца и Сибитти, отождествляемые с плеядеанской звездной системой и изображаемые в виде семи кругов.

Верхний ряд изображает символы шумерских божеств, второй ряд изображает 7 галлу (упырей)

Верхний ряд изображает символы шумерских божеств,
второй ряд изображает 7 галлу (упырей)


Обряд экзорцизма на Адской табличке
Обряд экзорцизма на Адской табличке

Обряд экзорцизма адской таблички

Третий ряд Адской таблички показывает настоящий обряд изгнания нечистой силы. Посередине на кровати лежит одержимый. У изголовья и изножья кровати сидят жрецы, которых можно узнать по их рыбоподобным одеждам, указывающим на то, что они жрецы водного бога Эа. За правым священником стоит демон, который сдерживает двух других демонов. Другой священник держит лампу, символизирующую бога огня Нуску.

В нижней части плакетки изображены демон Ламашту и ее муж Пазузу.

В нижней части плакетки
изображены демон Ламашту и ее муж Пазузу.


В последнем ряду показаны такие предметы, как миска, водяной пузырь, две банки и различные продукты. Это подношения демонам. В самом центре этого последнего ряда находится большое изображение демона Ламашту, которая держит по змее в каждой руке. Она кормит грудью двух свиней и стоит на коленях на осле, который является ее символом. Осел отдыхает на корабле, плывущем по воде, где слева направо плавают рыбы.

Слева от Ламашту находится ее угрожающий муж Пазузу, который пытается напасть на нее с кнутом. Пазузу вызвали жрецы, чтобы защитить от нее пациента. Демона Пазузу часто призывали для защиты беременных женщин и матерей от Ламашту, потому что она крала их детей из ревности. Это было объяснением выкидышей, мертворожденных младенцев и внезапной детской смерти, что сделало таблички и амулеты Пазузу одними из самых популярных в древней Месопотамии.

Бронзовая голова Пазузу, Месопотамия

Бронзовая голова Пазузу, Месопотамия
(вероятно, из Нимруда), 900-612 гг. до н.э.,
сейчас в зале 56 Британского музея


Шумеры не верили только в один тип духа. Они верили в сущностей, похожих на демонов, дьяволов и даже призраков, которые могли проникнуть в человека через одержимость. Некоторые из них были демонами из подземного мира, а другие были просто грустными, заблудшими душами. Чтобы узнать разницу, экзорцист обращал пристальное внимание на симптомы пациента, а также обращался к его руководству.

Например, если человека в жизни не любили, подвергали насилию и пренебрегали до такой степени, что он умер от голода, эта измученная душа будет стремиться вселиться в тело кого-то другого. Однако, оказавшись в этом теле, их оклеветанная природа будет выражаться в пациенте. Это может вызвать у пациента симптомы депрессии, одиночества, тошноты, потери аппетита, озноба и слабости. Таким образом, обряд исцеления, или экзорцизм, может включать в себя приготовление хорошей еды для духа и предложение ему положительных утверждений в дополнение к лекарственным травам.

Эта практика позволяет заглянуть в умы и сердца древних шумеров. Независимо от науки или логики, одна вещь, которую она действительно показывает, — это уровень сострадания со стороны древних людей.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Heather Lynn*,
«Demonic Exorcisms in the Temple Schools of Mesopotamia»



* Dr. Хизер Линн — писатель, историк и археолог-ренегат; в поисках истины, скрывающейся за древними тайнами. Она имеет несколько степеней и сертификатов как по истории, так и по археологии и является членом профессиональных организаций, в том числе: Американской исторической ассоциации, Общества исторической археологии (SHA), Ассоциации древних историков и Всемирного археологического конгресса. (Примеч. Louiza Smith)




По теме: