Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Беовульф и Грендель: монстры, неправильные переводы и генетическая интерпретация

Беовульф сражается с тенью
Беовульф сражается с тенью

Эпическая поэма VI века «Беовульф» звучит сегодня так же громко, как и тогда, когда она была написана полторы тысячи лет назад. Были пролиты чернила, сделаны карьеры, сняты фильмы и велись академические войны при анализе и интерпретации этой монументальной истории. Вполне уместно, что эта великая история битвы и славы, которая стирает грань между историей и легендой, сама стала полем интеллектуальной битвы.

В то время как одна фракция искала и нашла археологические свидетельства исторической достоверности, другая укоренилась в своей позиции, согласно которой эпос о Беовульфе не имеет исторической ценности, а представляет собой изысканную литературную метафору о человеческой испорченности из-за тщеславия, богатства и власти. Но если первая фракция верна, и отчет имеет некоторую степень исторической точности, может ли быть ядро правды в существовании Гренделя и его матери? Может ли конфликт между датчанами и этими обитающими в пещерах троллями-людоедами быть стилизованным воспоминанием о межвидовой войне гоминидов?

История Беовульфа:
краткий обзор литературы

Для тех, кто, возможно, уклонился от обязательного чтения или кого по понятным причинам раздражала староанглийская неуклюжесть, Беовульф — знаменитый шведский герой. В эпопее Беовульф плывет на помощь датскому королю Хротгару, чей большой пиршественный зал терроризируют людоедские ночные набеги гротескного тролля, известного как Грендель.

Сила и доблесть Беовульфа подчеркнуты в эпической поэме, в которой рассказывается о его героических подвигах: он убивает Гренделя, свою порочную мать, и, в конце концов, Беовульф становится королем геатов. Эпическая поэма достигает кульминации, когда Беовульф уничтожает дракона, но смертельно ранен в бою. Он умирает со славным наследием и, подобно королям Дании и Швеции до него, был погребен в большом кургане, богатом сказочными сокровищами.

Грендель Джона Генри Фредерика Бэкона

Грендель Джона Генри Фредерика Бэкона

Кем или чем были Грендель и Модор?

Переводы, относящиеся к характеристикам Гренделя, и ограниченные описания вызывают споры. Тем не менее, некоторые подсказки существуют, например, слово sceadugenga, означающее «бродячий в тени». Когда Гренделя отслеживают до его жилища, это подземная пещера, вход в которую скрыт болотом.

Ни Грендель, ни его мать не выходят на поверхность днем, а когда они это делают, они устраивают набеги из засады, а затем быстро отступают обратно в свое подземное убежище. Таким образом, термин «теневой ходок» может относиться к их ночному образу жизни или общему предпочтению жить в темноте. Хотя, кажется, в рассказе есть смутные ссылки на сверхъестественную пелену тьмы, окутывающую Гренделя.

Лауреат Нобелевской премии, ирландский поэт и переводчик Симус Хини расшифровал описания Гренделя, которые указывают на то, что он был примерно человеком, но очень большим и с твердой кожей, покрытой какими-то наростами или чешуей.

«Другой, исковерканный в образе человека, выходит за черту больше, чем любой человек, неестественное рождение, называемое деревенскими жителями в прежние дни Гренделем. Каждый гвоздь, чешуя когтя и шпора, каждый шип и рубец на руке этого языческого зверя были подобны колючей стали. Все говорили, что не существует отточенного железа, достаточно твердого, чтобы пронзить его насквозь, нет проверенного временем клинка, который мог бы разрезать его жестокий окровавленный коготь.”
Описания матери Гренделя, которую он называет Модор, еще более скудны, и точно так же у ученых есть множество переводов и интерпретаций этого персонажа. К ним относятся уродливая женщина-тролль, ведьма, демон, женщина-воин и даже чудовищная ведьма-негодяй. Но опять же, помимо этих описаний, видно, что она очень мощная. На самом деле Беовульф едва побеждает ее, и только благодаря древнему мечу. Также ясно, что она живет под землей и что она устроила ночной налет из засады на датчан в отместку за смерть своего сына.

Научные баталии из-за различных переводов

Суть научной дискуссии - слово áglæca. Самый распространенный перевод этого слова — монстр; однако то, как оно используется для описания Беовульфа, а также Гренделя, его матери и дракона, ставит под сомнение негативные коннотации, связанные с чудовищностью. Основная функция стихотворения — прославление героических подвигов Беовульфа, и в этом проблема перевода чудовища.

В качестве альтернативы ученые-оппоненты предположили, что это слово означает что-то больше похожее на воина или бойца. Этот перевод также оставляет желать лучшего из-за реальности того, что дракон, хотя и участвует в битве, безусловно, больше похож на зверя или монстра, чем на воина.

Также важно иметь в виду, что ни один из других солдат в сказке не упоминается этим словом, хотя Беовульф в этой истории постоянно окружен подчиненными солдатами. Только Грендель, его Модор, Беовульф и дракон упоминаются этим словом, за одним исключением. Эпическая поэма содержит историю в истории, в которой это слово применяется к Зигмунде, скандинавскому/германскому герою, прославившемуся легендами.

Битва между Беовульфом и ужасным чудовищем по имени Грендель

Эпическая поэма «Беовульф барр» описывает битву в Дании между Беовульфом и ужасным чудовищем по имени Грендель. Могло ли случиться так, что Грендель на самом деле был представителем архаического вида?

Альтернативная генетическая интерпретация?

Как можно согласовать это слово? Возможно, причина столь неуловима в том, что существует физический, научный и даже генетический компонент, который отличает эти символы от других. Беовульф, по сюжету, необычный парень. Кажущиеся нечеловеческими способности Беовульфа легко отвергнуть как преувеличение героя рассказа; однако, если это игнорирование будет отложено и будет применена биологическая линза, существует вероятность того, что Грендель, его Модор, дракон и даже, в некоторой степени, Беовульф могли быть генетическими реликвиями архаичных видов.

Архаичные гоминины были дикими и смертоносными охотниками с физическими способностями, особенно связанными с боевыми действиями, которые намного превосходили возможности Homo sapiens. Биолог-эволюционист и палеонтолог из Батского университета доктор Николас Лонгрич описывает сценарий конфликта между Homo sapiens и неандертальцами следующим образом:

«У неандертальцев, вероятно, были тактические и стратегические преимущества. Они оккупировали Ближний Восток на протяжении тысячелетий, несомненно, хорошо зная местность, времена года, как жить за счет местных растений и животных. В бою их массивное, мускулистое телосложение, должно быть, делало их разрушительными бойцами в ближнем бою. Их огромные глаза, вероятно, давали неандертальцам превосходное зрение при слабом освещении, позволяя им маневрировать в темноте для засад и набегов на рассвете».

Теории вымирания и распространения
неандертальцев/ архаичных гоминидов

Официально задокументированных открытий архаичных людей в Дании не было. Давний антропологический консенсус заключался в том, что условия ледникового периода в Скандинавии не позволяли даже холодному климату неандертальцам добраться до этого далекого севера. Есть также, конечно, проблема океанских путешествий, все из которых, кажется, указывают на то, что в Дании не было архаичных гоминидов.

Между тем, преобладающие теории вымирания неандертальцев предполагают, что это произошло примерно от 45 000 до 50 000 лет назад. Но, несмотря на все это, недавние открытия бросают вызов этим парадигмам. Это не редкость, когда речь заходит о неандертальцах. Всего несколько десятилетий назад эксперты считали неандертальцев небольшим шагом вперед по сравнению с человекообразными обезьянами, королем видов, ходящих на костяшках пальцев, без языка и культуры.

Из-за этой предвзятости подтверждения из учебника «эксперты» искали человека-обезьяну. Однако сегодня наука научила нас, что эти основные понятия неверны. По словам доктора Лонгрича:

«В поведении неандертальцы были удивительно похожи на нас. Они разводили огонь, хоронили умерших, делали украшения из ракушек и зубов животных, делали произведения искусства и каменные святыни. Если неандертальцы разделяли так много наших творческих инстинктов, они, вероятно, разделяли и наши деструктивные инстинкты. Археологические данные подтверждают, что жизнь неандертальцев была далеко не мирной. Неандертальцы были искусными охотниками на крупную дичь, используя копья для охоты на оленей, горных козлов, лосей, бизонов, даже носорогов и мамонтов. Трудно поверить, что они не решались бы применить это оружие, если бы их семьям и землям угрожала опасность. Археология предполагает, что такие конфликты были обычным явлением».

Артефакты неандертальцев
обнаружены на датском острове

Лассе Соренсен, руководитель отдела исследований Национального музея в Копенгагене, недавно объявил о возможной находке артефактов неандертальцев на датском острове. «Я не думал, что мы вообще что-нибудь найдем, но мы действительно нашли несколько камней, которые, возможно, имеют следы обработки человеком, и это само по себе удивительно», — пояснил он.

Важность этого открытия для понимания распространения неандертальцев по всему миру и в Дании нельзя недооценивать. «Если мы узнаем, что эти камни были обработаны неандертальцами, мы напишем историю Дании, и она найдет отклик во всем мире», — подчеркнул Соренсен. Но это не все. Недавно опубликованная статья о климатических моделях из Орхусского университета в Дании указывает на то, что климат был достаточно теплым для того, чтобы неандертальцы могли процветать сотни тысяч лет назад.

Быть или не быть (вымершие)?
Хитрый вопрос о вымирании

Золотой стандарт научных рассуждений заключается в том, что гипотеза должна быть проверена экспериментами и наблюдениями. Это делает окончательную науку о вымирании видов в лучшем случае очень сложной, а в худшем невозможной. Разумное предположение о вымирании вида понятно, но эти предположения имеют свойство становиться воспринимаемыми фактами. На самом деле, многие другие виды считались вымершими только для того, чтобы казаться живыми и здоровыми.

В некоторых случаях считалось, что предполагаемое вымирание произошло сотни миллионов лет назад. Акулы-гоблины, древесные лангусты, араканские лесные черепахи, латимерии, ночные попугаи, чакоанские пекари, новогвинейские ушастые летучие мыши, новогвинейские поющие собаки. Все эти виды считались вымершими. Другие, такие как гигантский кальмар, веками считались несуществующими, кроме как в воображении моряков и сказителей. В целом, наш вид склонен переоценивать наше понимание окружающей среды, и мы, кажется, быстро делаем предвзятые выводы относительно потенциального существования или исчезновения различных видов, населяющих нашу планету.

Беовульф обезглавливает Гренделя

Беовульф обезглавливает Гренделя.

Архаичные гоминиды скрещивались
и боролись с Homo sapiens

Смитсоновский палеонтолог Бриана Побинер недавно высказала предположение, что неандертальцы не совсем вымерли.

«Кто-то скажет, что неандертальцы не вымерли, потому что все живущие сегодня, чьи предки происходят из-за пределов Африки (где неандертальцы никогда не жили), несут в своих генах немного неандертальской ДНК».
Территориальное соперничество между неандертальцами и Homo sapiens также упоминалось доктором Побинером (и всеми другими экспертами в этой области) как основной фактор, способствующий гибели архаичных видов гоминидов, таких как неандертальцы. Возвращаясь к повествованию о Беовульфе, рассказ начинается с расширения географического присутствия датчан, когда они возводят огромный новый медовый зал. Согласно рассказу, звук веселящихся датчан каким-то образом вызывает людоедские ночные набеги Гренделя.

Антропологи на многих континентах обнаружили свидетельства каннибализма в кучах костей неандертальцев, и произошедшее скрещивание, по всей вероятности, не было романтическим делом по обоюдному согласию. Антропологи подозревают, что это совокупление, вероятно, произошло в результате похищений во время ночных набегов неандертальцев на лагеря Homo sapiens, в результате которых женщины были взяты в плен и оплодотворены.

Grendel // Грендель

«Грендель»
В ролях Бен Кросс, Крис Бруно, Марина Сиртис. Режиссер Ник Лайон. Автор Рон Фернандес. Продюсеры: Джефф Бич, Ти Джей Сасакегава, Филлип Рот.
Фильмы об НЛО. Трейлер

Понимание Беовульфа

Исследователи Беовульфа в основном согласны с тем, что главные герои истории были, по крайней мере, основаны на подлинных исторических личностях шестого века. Эпическая поэма ссылается на местонахождение курганов, принадлежащих королю Гитланда Эдгилсу, и на фактическое место раскопок Галма-Уппсала в Швеции в 1874 году. Аккаунт Беовульфа.

Когда вид достигает грани исчезновения, с точки зрения человека, эти виды становятся очарованием и легендами. Если бы Homo sapiens случайно столкнулся с редким реликтом гоминина, это, скорее всего, было бы ужасающим испытанием, как встреча с монстром . Даже сегодня, глядя на изображения акул-гоблинов в Интернете, этот ушедший вид акул выглядит абсолютно отвратительно по сравнению с обычными породами акул, с которыми мы более знакомы.

Возможно, нечеловеческая сила Беовульфа и его обозначение áglæca отражают его генетическое происхождение, возможно, Беовульф был гибридным потомком архаичных гоминидов и Homo sapiens. Возможно, Грендель был ближе к полнокровному архаичному гоминину, вроде неандертальца, или даже к какому-то другому человеческому виду, вроде денисовца, гейдельбергского или таинственно забытого кроманьонца.

Беовульф лицом к лицу с огнедышащим драконом

Беовульф лицом к лицу с огнедышащим драконом
на иллюстрации Логана Маршалла

А Дракон?

Если Homo sapiens сходит с ума от реликвий архаичного вида, это относится не только к гомининам, но и к мегафауне, а гигантская чудовищная мегафауна определенно существовала. Наши предки контактировали со всеми видами этих огромных и диких существ. Не будет большим преувеличением предположить, что по мере того, как Homo sapiens расширялся в геометрической прогрессии и распространял свою цивилизацию во все более отдаленные районы, они сталкивались с редкими, древними, реликтовыми видами, которые, несомненно, казались бы чудовищными.

Таким образом, термин áglæca можно понимать как описывающий остатки древнего вида, большинство из которых показались бы Homo sapiens чудовищными. Это также освобождает поэта от любого оскорбления Беовульфа, потому что признание редкого, архаичного происхождения Беовульфа не является оскорблением.

Дело не в том, что Беовульф, Грендель, Модор, дракон, Зигмунде — все «чудовища». Дело в том, что в глазах современного Homo sapiens они казались бы причудами природы. Если бы современный Homo sapiens увидел акулу-гоблина в аквариуме, он мог бы применить термин áglæca точно так же, как он применялся к любому пугающему реликтовому виду, которым мог быть этот «дракон».

Вероятно, самым ярким из всех ученых, переводивших «Беовульфа», был Дж. Р. Р. Толкин. Толкин в свое время, по-видимому, не был доволен стремлением обнаружить историческую ценность сказки, вместо этого предпочитая восхищаться ею за ее литературное влияние. Рефлексивное вдохновение и тесная связь между историей и мифологией в этой тайне напоминают подлинную историю Трои и великого Генриха Шлимана, археолога-любителя, открывшего древний город Трою именно там, где его описал Гомер. А для Толкина, возможно, «некоторые вещи, которые не должны были быть забыты, были утеряны. История стала легендой. Легенда стала мифом.»




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Mark A. Carpenter,
«Beowulf & Grendel: Monsters, Mistranslations & A Genetic Interpretation»