Изображение боннакона в средневековом бестиарии |
Боннакон — странный зверь, который, как полагают, существовал в древнем мире. Первое свидетельство существования причудливого существа восходит к римскому естествоиспытателю Плинию Старшему. Вера в его существование сохранилась и в Средние века, и он был заметной фигурой во многих средневековых бестиариях — возможно, из-за грубого и необычного способа защиты.
Защита зверя
Мифический зверь не может использовать свои рога в бою |
Поскольку рога существа практически бесполезны в бою, Боннакон перед лицом опасности будет бежать, вместо того, чтобы стоять на своем и сражаться. Самым причудливым аспектом боннакона является механизм, с помощью которого он убегал от преследователей. Согласно Плинию, «во время полета он (Боннакон) выбрасывает свои экскременты иногда на расстояние даже трех югеров (104 римских фута, что составляет примерно 31 метр); соприкосновение с которым обжигает тех, кто преследует животное, подобно огню».
Еще одно упоминание о боннаконе можно найти в сочинении, известном как « Об услышанных чудесных вещах» , которое иногда приписывают философу Аристотелю, хотя ученые обычно считают его продуктом перипатетической школы. Описание мифического животного в этом произведении согласуется с описанием Плиния, хотя и представлены дополнительные подробности.
Согласно этой работе, среда обитания Боннакона находится конкретно в «горе под названием Гесенус , которая отделяет Пэонию от Медики». Пинт и черны как смоль, но они блестят, как если бы они были очищены», «когда шкура снята, она покрывает пространство восьми лож», и «ее мясо сладкое». В этой работе также говорится, что экскременты Боннакона горят только тогда, когда существо потревожено.
Рочестерский бестиарий (Британская библиотека) |
Популярность существа Боннакон
По той или иной причине боннакон стал довольно популярным существом и нашел свое отражение во многих средневековых бестиариях. Одним из них, например, является Абердинский бестиарий, в котором говорится, что зверь является местной фауной Азии (а не Пеонии, как указано в «Естественной истории» и «Об услышанных чудесных вещах»).Кроме того, в этом бестиарии отмечается, что жар экскрементов существа настолько силен, что поджигает все, с чем сталкивается. В этих иллюстрированных работах люди часто видят Боннакона, за которым охотятся люди, и поэтому на этих иллюстрациях показано существо, стреляющее огнем из-за спины. Преследователи в этих сценах часто изображаются с выражением отвращения на лицах.
Боннакон;защищается |
Боннакон также кратко упоминается в «Золотой легенде», средневековом сборнике биографий святых. В агиографии святой Марфы (фигуры, упомянутой в Евангелиях, сестры Марии и Лазаря) говорится, что святая покинула Иудею со своими братьями и сестрами после воскресения Христа и в конце концов прибыла во Францию. Записано, что в лесу между Арлем и Авиньоном святой встретил похожего на дракона монстра, которого местные жители называли Тарасконом, который, как полагают, был потомком Левиафана и Боннакона.
Модель Тараскона в процессии Корпус-Кристи в Валенсии |
Нет веских доказательств существования этого странного существа, но существо действительно может быть основано на реальном животном. Было высказано предположение, что основой Боннакона мог быть вид зубра, когда-то обитавший в Центральной Азии, или европейский зубр, который существует до сих пор.
Европейский бизон в игровом парке Wisentgehege Springe недалеко от Шпринге, Ганновер, Германия |
(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Wu Mingren,
«Do Not Attack the Bonnacon, A Medieval Beast with a Toxic Defense»