Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Имир в скандинавской мифологии: история сотворения космоса

Символ Одина, ворон, наложенный на космический фон

Символ Одина, ворон, наложенный на космический фон.
Один и его братья победили Имира в скандинавской мифологии
и использовали его тело для создания Мидгарда


История Имира и сотворения вселенной олицетворяет акцент на жертвоприношении как теме в скандинавских мифах и в историях о сотворении мира. В скандинавской мифологии Имир был первобытным ледяным великаном, а также существом, чья смерть привела к созданию человечества, а также природных элементов самой Земли.

Gylfaginning или Одурачивание Гюльфи

Основной источник по Имиру и сотворению вселенной согласно скандинавской мифологии был написан исландским ученым Снорри Стурлусоном, жившим в 13 веке. Его текст «Gylfaginning» («Одурачивание Гюльфи») содержится в более крупной книге, известной как «Прозаическая Эдда» .

Стурлусон, как и многие писатели, записавшие древние мифы, черпал вдохновение из более ранних записей. Возможно, самым большим источником вдохновения была Поэтическая Эдда. Это был сборник историй, которые, как считалось, были намного старше из-за используемого языка и содержания. Хотя старая Поэтическая Эдда существует, историкам все еще трудно точно знать, какое содержание было составлено Стурлусоном, а что было оригинальным, потому что в целом отсутствует документация. Это, конечно, относится ко всем записанным древним мифам.

Тем не менее, если воспринимать его с долей скептицизма, Стурлусон предлагает нам интересную историю о сотворении Вселенной. Gylfaginning рассказывает о легендарном короле по имени Гюльфи, который правил Швецией. Однажды он отправился в Асгард (где жили боги), чтобы задать им вопросы, чтобы понять, использовали ли они магию. После долгих мучений он наконец получил ответы, которые искал.

Гюльфи и чиновники

В Прозаической Эдде Гюльфи, король Швеции до прибытия асов под предводительством Одина, отправляется в Асгард, расспрашивает трех чиновников, изображенных на иллюстрации, относительно асов, и оказывается одураченным (исландская рукопись 18 века).


Когда Стурлусон писал об Имире, он ссылался на первый текст Поэтической Эдды, названный Völuspá . В нем говорилось, что до создания известной вселенной не было ничего, кроме пустоты, вероятно, полной магии. Существовало также ледяное царство, известное как Нифльхейм , источник одиннадцати (или двенадцати) рек. В тексте также упоминается Муспельхейм , раскаленное царство.

Стурлусон также черпал вдохновение из двух других стихотворений в Поэтической Эдде, названных Vafþrúðnismál и Grímnismál . Оба носят скорее энциклопедический характер и наполнены именами и фактами, а не историями.

Vafþrúðnismál состоит из разговора между Одином (самым могущественным скандинавским богом) и великаном по имени Вафтруднир. Целью беседы было выяснить, кто мудрее. Чтобы прийти к выводу, они обсудили создание известной вселенной. Вафтруднир упомянул историю Имира и заявил, что земля произошла из его плоти. Vafþrúðnismál также упомянул персонажа по имени Аургельмир. Историки сегодня думают, что это, вероятно, было другое имя Имира, потому что Вафтруднир дал ему ту же историю создания, что и Имир.

Гримнисмаль рассказал историю ошибочных пыток Одина королем, не знающим личности Одина. У Одина был разговор с сыном царя, которого звали Агнар. В ходе беседы Один пересказал историю создания вселенной и упомянул Имир.

Каменная статуя Имира в Сент-Джонсе, Честер, Великобритания

Каменная статуя Имира в Сент-Джонсе, Честер, Великобритания

Сказки об Имире в скандинавской мифологии

По словам Стурлусона, Имир был создан, когда реки из Нифльхейма замерзли, в результате чего в пустоте образовался лед. Затем этот лед встретили волны тепла, формирующиеся в Муспелле. Когда лед растаял, он принял форму человека: Имира. Имир станет первым великаном. Таким образом, он был предком всех гигантов и, соответственно, многих скандинавских богов. В некоторых записях пустота, в которой образовался Имир, носит название Гиннунгагап.

Чтобы остаться в живых, Имира вскормила корова по имени Аудумла. Эта корова также была сформирована слиянием льда и огня между двумя царствами. Когда Имир насытился, он заснул. Пока он спал, его потомство образовалось из его пота. Под мышкой у него образовались мужчина и женщина, а из ног вышел шестиголовый сын.

В скандинавской мифологии Имира вскормила корова Аудумлу на заре богов. Картина Николая Абильдгаарда, 1777 г.

В скандинавской мифологии Имира вскормила корова Аудумлу на заре богов.
Картина Николая Абильдгаарда, 1777 г.


Чтобы прокормить себя, корова Аудумла лизала соль со скалы. Из этой скалы явился человек по имени Бури, который станет первым из богов асов. В первый день проявились его волосы, во второй голова, а в третий он проявился полностью.

Скульптура Имира и Аудумлы работы исландского скульптора Эйнара Йонссона, 1909 г.

Скульптура Имира и Аудумлы
работы исландского скульптора Эйнара Йонссона, 1909 г.


Бури произвел на свет сына по имени Борр, который затем соединился с великаншей по имени Бестла, потомком Имира. Вместе они произвели на свет вождя асов Одина, а также двух его братьев Вили и Ве. Хотя мало что известно о Вили и Ве, Один стал одним из самых известных скандинавских богов. Он занимал самое высокое место в божественном мире. Одину поклонялись все, и его часто связывали с такими атрибутами, как лидерство, мудрость, сила и колдовство.

Братья Один, Вили и Ве уничтожили Имира и создали вселенную из самой его сущности. Grímnismál записал ужасные события. Боги поместили тело Имира в пустоту ( Гиннунгагап ) и использовали его тело для образования Земли и природных элементов. Например, они использовали его зубы для изготовления камней. Из Гримнисмаля:

Из плоти Имира была создана земля,
И от его пота море,
Горы из кости,
Деревья из волос,
И из его черепа небо.

И из его бровей блаженные боги сделали
Мидгард, дом сыновей человеческих
И из его мозгов
Они лепили мрачные облака.

Один, Вили и Ве убили Имира и создали из его тела мир Мидгард

Один, Вили и Ве убили Имира и создали из его тела мир Мидгард


Мидгард был царством, где жили люди в скандинавской мифологии, и его граница была образована бровями Имира. Для создания звезд боги брали искры, вылетевшие из Муспельхейма, и бросали их в небо. Затем они установили свои курсы.

Когда поток крови Имира (или, по некоторым версиям, пота) образовал море, все остальные ледяные гиганты погибли, кроме одной пары, Бергельмира и его неназванной жены. Им удалось выжить, построив ковчег, в котором они нашли убежище, чтобы восстановить расу ледяных великанов.

Один и его братья убивают Имира

После того, как Один и его братья убивают Имира в скандинавской мифологии, реки крови дают возможность зародиться человеческой жизни.


Некоторые источники утверждают, что затем Один и его братья нашли у берега моря два бревна, которые они использовали для создания первых людей. Один из братьев подарил паре жизнь и возможность дышать; другой дал им сознание и движение, а последний дал им способность говорить, видеть и слышать. Все люди, которые последуют за ними, могут быть прослежены до этой пары.

Вырезание Аска и Эмблы, первых людей

Вырезание Аска и Эмблы, первых людей


Пока боги создавали вселенную, они оставили небеса во тьме. Через пару поколений родились два прекрасных потомка тех первых двух людей. Этим потрясающим детям дали имена Сол и Мани. Боги завидовали отцу этих детей, и когда они сочли его неадекватным, они украли детей.

Затем боги поместили детей в небо. Солу было приказано управлять колесницей, чтобы тащить солнце по небу. Говорили, что она путешествовала так быстро, потому что ее преследовал гигантский волк. Затем Мани последовал за своей сестрой по небу по тому же пути, но он не торопился, как она.

Во время создания вселенной боги также проложили путь между небом и землей. Этот путь принял форму радуги и служил мостом между двумя мирами.

Волки преследуют Сола и Мани по небу

Говорят, что волки преследуют Сола и Мани по небу.
Картина Джона Чарльза Доллмана, 1909 г.

Сходства между Имиром и другими
древними мифологическими персонажами

Имир был гермафродитом, матерью и отцом своего потомства. В этом смысле Имир похож на других древних мифических персонажей. В зорванитском зороастризме, например, бог Зорван является и матерью, и отцом близнецов по имени Ахура Мазда и Ангра Майнью. Близнецы продолжали создавать вселенную. В древнеиндийской Ригведе есть история о существе по имени Пуруша. В этой сказке Пурушу также разрезают и приносят в жертву, чтобы сформировать известную вселенную.

Сравнительный мифолог Майкл Витцель указал на некоторое сходство между историей Имира и мифологией Южной Азии. Примером может служить великан по имени Пангу , появившийся из космического яйца и сформировавший Землю, а также раса, населявшая ее потом.

Есть и другие, более тонкие сравнения. В кашмирской мифологии есть гигантский демон по имени Ракшаса. Ракшаса убивают, а из его останков строят речную набережную. Другой пример — бог маори Тангароа, сотворивший вселенную из открытой им раковины.

Зорван, зороастрийский бог света и времени

Зорван, зороастрийский бог света и времени,
имеет сходство с Имиром в скандинавской мифологии

Тема жертвоприношения в скандинавской мифологии

Тема жертвоприношения распространена не только в большом мире, но и в других скандинавских мифологических историях. Многие из богов покрыты шрамами от насильственных жертв, которые они претерпели ради всего мира. Пожалуй, самый яркий пример — отсутствующий глаз Одина , который он отдал, чтобы видеть будущее и испытания человечества. Кроме того, Тир пожертвовал своей рукой, чтобы получить рабство у гигантского волка Фенрира.

Уроки Имира и наследие в искусстве и культуре



История Имира имеет повествовательную связь между принесением в жертву чего-то или кого-то и созданием вселенной. Эти жертвенные отношения занимают центральное место в мифе об Имире, потому что только после смерти Имира могли появиться люди. Кровь (или пот) Имира утопила старых великанов и проложила путь человеческой жизни на Земле, а его волосы стали растительностью земли, питавшей человеческое тело. Возможно, это также относится к круговороту жизни и смерти, который каждый год происходит в природе в гораздо большем масштабе.

Для многих мороз в начале сказки символизирует лишения, очень похожие на суровые скандинавские зимы, которые пережили зрители этих мифов. Из этой невзгоды выросла жизнь. В этом смысле некоторые также считают, что смерть Имира должна была продемонстрировать укрощение дикой природы.

История Имира говорит о непреодолимой силе людей, которая была необходима для создания вселенной и с тех пор необходима для нашего прогресса. Смерть Имира также можно рассматривать как метафору разрушения, ведущего к созданию чего-то поистине прекрасного и внушающего благоговение.


В произведениях искусства Имир обычно изображается рядом со своей коровой, которая считается его главным символом. Со временем они стали компаньонами, а Аудумла остался источником пищи для Имира. Его злополучная битва с богами также была частым источником художественного вдохновения.

К сожалению, наследие Имира не отражает его важности в создании вселенной. Сегодня он не так известен, как другие персонажи скандинавских мифов. Одно из немногих, но самых известных изображений гиганта находится во вселенной Marvel Comics, где есть персонаж с таким же именем. Там он изображен гигантом, целиком состоящим из льда, целью которого является уничтожение всего живого на Земле.

Имир

Изображение Марвелом Имира как ледяного монстра,
стремящегося разрушить мир, имеет мало
отношения к его роли в скандинавской мифологии


Тем не менее, скандинавский миф о сотворении представляет собой интересную историю, прославляющую жертву ради общего блага. Из-за этого он считался важным для многих скандинавов и выдержал испытание временем.




(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Molly Dowdeswell,
«Ymir in Norse Mythology: A Cosmic Creation Story»