Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Легенды, тайны, свет и тьма: тайная история библейской пещеры патриархов

Израиль, Хеврон, Пещера Патриархов с юга.   Более заметный известный вход в пещеры

Израиль, Хеврон, Пещера Патриархов с юга.
Более заметный известный вход в пещеры


Пещера Патриархов — очень известное место на Ближнем Востоке. Известная сегодня как мечеть Ибрагима или святилище Авраама, она фигурирует в Библии, Торе и Коране. Легенды рассказывают о секретном входе, ведущем к могилам библейских персонажей, однако туннели, которые, как говорят, проходят внизу, закрыты для современных туристов и исследователей. Таким образом, необходимо обратиться к древним текстам и расшифровать мифы, окружающие это темное место.

Пещера Патриархов была покрыта иудейской структурой в эпоху Ирода. Позже Саладин превратил его в мечеть. На протяжении истории старые пещеры были свидетелями таинственных встреч и были главным фоном легендарных заговоров и паломничеств. Говорят, что захоронения патриархов, включая Авраама, Сарру и многих других, расположены внутри подземных туннелей.

Это гробница, символизирующая древние идеи, и ее даже можно назвать основой духовности на Ближнем Востоке. Но никто точно не знает, является ли Пещера Патриархов легендарным или реальным кладбищем древних патриархов и духовных наставников. Библия утверждает, что некоторые люди, погребенные в пещере, умерли в глубокой старости. Например, говорят, что Исаак прожил 180 лет, а Иаков 130. Эта информация кажется нереальной.

Гробница Авраама

Гробница Авраама

Пещеры забытых историй

Пещера, упомянутая в Библии, известна по записям, относящимся к правлению Ирода Великого. Он построил на этом месте строение, тесно связанное с эллинистическим иудаизмом. Это была ограда с потайным входом (который до сих пор не найден). Это сооружение, сделанное по заказу знаменитого короля, добавило легенд и интереса к таинственным пещерам.

Каменный навес над более заметным входом в пещеры

Каменный навес над более заметным входом в пещеры


Евреи и христиане делили это место в византийский период, когда здесь была небольшая церковь или базилика. Но храм всегда был связан с легендами о Пещере Патриархов. Невозможно проверить многие из древних и средневековых теорий, связанных с этим местом, потому что пещеры недоступны для посетителей, и профессионалам также очень сложно их исследовать. Судя по всему, тоннели, входившие в систему пещер, частично разрушены.

Мусульманская история пещеры началась в 614 году. Тогда о пещерах как будто забыли на многие десятилетия. Но они были заново открыты монахом в 1119 году нашей эры. Этот монах, известный в истории как Арнул (это не его настоящее имя, а то, как его зовут), как говорят, вошел в узкий проход пещеры и обнаружил большую круглую комнату.

До исследования в 1119 году история пещеры больше похожа на легенду, и нет никаких записей, предполагающих исследование. Однако есть очень интересный текст, датированный XI веком, написанный Вениамином Тудельским , в котором описаны некоторые известные факты о пещерах того времени:

В Сахаре

В Сахаре.
Художник Вениамин Тудельский


«На расстоянии шести парасангов находится Святой Аврам де Брон, то есть Хеврон; старый город стоял на горе, а теперь лежит в руинах; а в долине у поля Махпела лежит нынешний город. Здесь находится большая церковь, называемая Св. Аврамом, и это было иудейским местом поклонения во времена правления магометан, но язычники воздвигли там шесть гробниц, соответственно называемых гробницами Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Лия.

Хранители сообщают паломникам, что это гробницы Патриархов, за информацию паломники дают им деньги. Если приходит еврей и дает особую награду, то смотритель пещеры открывает ему железные ворота, построенные нашими предками, и тогда он может спуститься вниз по ступеням, держа в руке зажженную свечу.

Затем он достигает пещеры, в которой ничего нельзя найти, и пещера за ней, которая также пуста, но когда он достигает третьей пещеры, вот шесть гробниц Авраама, Исаака и Иакова, соответственно, напротив гробниц Сары, Ревекки и Лии. А на могилах высечены в камне надписи;
  • на могиле Авраама выгравировано «Это могила Авраама»;
  • на Исаака: «Это могила Исаака, сына Авраама, Отца нашего»;
  • на могилу Иакова: «Это могила Иакова, сына Исаака, сына Авраама, Отца нашего»;
  • а на других: «Это могила Сары», «Это могила Ревекки» и «Это могила Лии».
Светильник горит день и ночь на могилах в пещере».

Захоронение Сары в пещере

Ксилография Гюстава Доре,
изображающая захоронение Сары в пещере.


Могила Исаака, ок. 1911

Могила Исаака, ок. 1911

Память о религиозном пространстве

Правление Сулеймана Великолепного было особенно хорошо для древних памятников Святой Земли.

В следующий раз мир вспомнил о важности Пещеры Патриархов, когда это место стало частью Израиля в 1967 году. Это место находится в зоне конфликта между палестинцами и израильтянами, но по-прежнему очень привлекательно для религиозного туризма.

Вход в пещеры

Вход в пещеры


Тем не менее, это место оставалось священным местом для многих поколений. Теперь оно известен как место мечети Ибрахима вместе с Пещерой Патриархов. Будущие исследования, если они будут разрешены, могут доказать, что это одно из самых замечательных кладбищ в мире, но на данный момент это все еще увлекательное место для библейской археологии.



(Copyrighted © Перевод с англ. Louiza Smith)



Источник:

By Natalia Klimczak,
«Legends, Mysteries, Light and Darkness: The Secret History of the Biblical Cave of the Patriarchs»



Natalia Klimczak — историк, журналист и писатель, кандидат наук. Кандидат факультета языков Гданьского университета. Наталья занимается исследованиями в области нарратологии, историографии, истории Галиции (Испания) и древней истории Египта, Рима и кельтов. Она египтолог, полиглот, автор сотен статей и трех книг. (Примеч. Louiza Smith)