Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Древние каучуковые народы Мезоамерики

Голова ольмеков

Эта скульптура высотой почти восемь футов и весом около 24 тонн типична для колоссальных голов ольмеков. Сейчас она находится в парке-музее Ла-Вента в Вильяэрмосе, столице мексиканского штата Табаско.


Древние цивилизации в Мексике и Центральной Америке производили каучук за десятилетия до того, как Michelin занялась этим бизнесом. Для ацтеков, майя и ольмеков производство каучука было необходимо для их цивилизаций. Фактически, название ольмеков, которые были первой известной мезоамериканской цивилизацией, буквально означает «резиновые люди» и является термином, данным им ацтеками.

Эти каучуковые ольмеки доминировали в Мезоамерике между 1200 и 400 годами до нашей эры. н.э., и их влияние продолжалось через ацтеков и майя, и все же они были совершенно неизвестны историкам до середины 19 века. Так как же они производили каучук и насколько они были влиятельны?

Castilla elastica, или панамское каучуковое дерево

Castilla elastica, или панамское каучуковое дерево, произрастает в Мексике и Центральной Америке. Оно было основным источником латекса и использовалось ольмеками и другими народами Мезоамерики для изготовления каучука путем смешивания его с соком лозы ипомеи.

Как ольмеки делали каучук?

Ольмеки жили в жарких и влажных низинах вдоль Мексиканского залива, в очень суровых условиях. Чтобы сделать каучук, они извлекли латекс из каучуковых деревьев Панамы, castilla elastica , и смешали его с соком лозы ипомеи, что сделало затвердевший латекс менее хрупким. Растения ипомеи, как правило, растут рядом с каучуковыми деревьями, и оба растения считались священными в мезоамериканских культурах. В частности, растения ипомеи, вероятно, считались священными, потому что они использовались из-за их галлюциногенных свойств в религиозных церемониях.

Группа исследователей из Массачусетского технологического института обнаружила, что, изменяя пропорции двух ингредиентов, можно получать каучуковые изделия с разными свойствами. Было даже высказано предположение, что некоторые из наиболее эластичных каучуков могли использоваться для изготовления мячей для легендарных мезоамериканских игр с мячом. Эти игры с мячом часто имели религиозное значение, противопоставляя добро злу, и часто заканчивались человеческими жертвоприношениями, обычно обезглавливанием.

Более мягкая и прочная резина могла использоваться для создания резиновых сандалий, которые носили ацтеки. Эти резиновые сандалии были описаны завоевателями, прибывшими в 16 веке, но так и не были найдены при раскопках. Смесь 50-50 создавала наибольший отскок, в то время как смесь латекса и ипомеи 75-25 создавала самую прочную резину.

Игроки в мяч, привезенные в Европу Эрнаном Кортесом

Игроки в мяч, привезенные в Европу Эрнаном Кортесом

В игры с мячом играли доколумбовые народы древней Мезоамерики, в том числе ольмеки. Эта иллюстрация была нарисована Кристофом Вейдицем в 1528 году, когда ацтекские игроки играли для Карла V в Испании.


Резиновый мяч, изготовленный по традиционной технологии, использовавшейся доколумбовыми народами.

Резиновый мяч, изготовленный по традиционной технологии,
использовавшейся доколумбовыми народами.

Кто такие резиновые?

На самом деле ольмеки получили свое название от каучука. Слово, обозначающее натуральный каучук, Олли соединилось со словом, обозначающим людей, mecatl , чтобы создать Olmecatl , слово науатль, обозначающее ольмеков, каучуковых людей. Самые ранние свидетельства ольмекского стиля искусства датируются примерно 1200 годом до нашей эры. C. в Сан-Лоренцо, Мексика, на старейшей известной строительной площадке. На этом месте находится множество невероятных каменных памятников, в том числе 17 массивных каменных голов, высота которых может достигать 3,4 метра (11,15 футов). Головы вырезаны из базальта, имеют плоские лица и носят похожий на шлем шлем.

Эти головы считались портретами важных правителей ольмеков, поскольку каждая фигура, хотя и похожа внешне, носит разные прически. Эта теория подкрепляется тем фактом, что огромные камни были доставлены из Сьерра-де-лос-Тустлас в Веракрус. Это означает, что их перевозили на большое расстояние, что потребовало бы больших усилий и ресурсов, которые мог себе позволить только правитель.

В городе Каскахаль, недалеко от Сан-Лоренцо, была найдена каменная плита с символами, которые, по-видимому, принадлежат ольмекской письменности. Система известна как Эпи-Ольмек или Перешеек. Камни датируются примерно 900 годом до нашей эры. C. и являются старейшим известным образцом письма в Америке. Были найдены и другие объекты, содержащие глифы языка ольмеков, в том числе статуэтка Тустла, фрагмент Чьяпа Корсо, маска О'Бойла и стела Ла Мохарра (резной памятник).

В цивилизации ольмеков были найдены и другие артефакты, которые могут помочь нарисовать картину их жизни, в том числе реалистичные керамические фигурки. Они представляют собой очень невысоких и коренастых людей с широкими лицами и круглыми головами. Исследователи считают, что тон их кожи напоминает тон кожи современных коренных американцев.

Ольмеки жили во многих типах поселений, некоторые из которых насчитывали до 7000 человек, другие - просто небольшие города. Более крупные поселения были редкостью и использовались в основном для церемониальных целей или элитной деятельности. Сайт Сан-Лоренцо является примером одного из таких поселений. Большинство людей жили в небольших городах. Дома ольмеков часто имели рядом сарай и яму для хранения овощей, а также сады для выращивания лекарственных трав и мелких культур.

Большинство людей были фермерами, которые выращивали кукурузу, бобы, кабачки и семена подсолнечника. Они охотились на оленей и ели собак, как и большинство древних народов, а также ели различные виды моллюсков, обеспечивая разнообразную диету. Наряду с крестьянами жило меньшинство религиозных лидеров, купцов и правителей.

Среди ольмеков не было класса воинов, вероятно, потому, что когда шла война, в ней участвовали все. Эти люди жили более комфортной жизнью, чем фермеры, и могли позволить себе такую ​​роскошь, как украшения из нефрита и изысканные костюмы. Правда в том, что их общество было сложным и неравным.

Колоссальная каменная голова ольмеков обнаружена в Сан-Лоренцо. Эксперты считают, что эти каменные головы — портреты важных правителей ольмеков. Национальный музей антропологии, Мехико

Колоссальная каменная голова ольмеков обнаружена в Сан-Лоренцо.
Эксперты считают, что эти каменные головы —
портреты важных правителей ольмеков.
Национальный музей антропологии, Мехико

Предшественник культуры майя и ацтеков?

Хотя ученые многое узнали об ольмеках, многое еще предстоит открыть. Сегодня ведется много споров о том, были ли ольмеки матерью всех более поздних мезоамериканских обществ, таких как ацтеки и майя, или общества ацтеков, майя и ольмеков просто смешались, что привело к упадку влияния ольмеков. в артефактах около 400 года до Р.Х.

Исследователь культуры ольмеков доктор Ричард Диль считает, что теория «материнской культуры» ближе к истине. Диль утверждает, что, как минимум, «совершенно очевидно, что ольмеки имели гораздо большее влияние на своих соседей, чем их соседи на них самих». Они определенно развили обширную торговую сеть, их культурное влияние простиралось от северо-западной долины Мексики до юго-востока Центральной Америки между 1100 и 800 годами до нашей эры.

Об этом свидетельствует наличие таких артефактов, как нефрит из Оахаки в Мексике и Гватемале и обсидиан из высокогорья Мексики на севере. Какая бы теория ни была верна, жвачки, безусловно, и по сей день оказывают огромное влияние на мезоамериканскую культуру.




(Copyrighted © Перевод с испанского яз. Louiza Smith)



Источник:

Por Mark Brophy,
«Los Antiguos Pueblos del Caucho de Mesoamérica»