Эльфы и другие волшебные народы (Comus by John Milton, 1921) |
Подобно тому, как человеческая культура менялась на протяжении веков, сверхъестественные существа также меняются со временем. Например, эльфы изначально были типом природного духа, подобного нимфам в греческой мифологии. Однако в Средние века они приобрели более зловещую репутацию как источник озорства и болезней. Их часто считали либо подменышами, либо скрытым народом. Отчасти это могло быть связано с тем, что эльфов пришлось изменить, чтобы они соответствовали христианскому мировоззрению.
Стать менее человечным
Нимфы или наяды заманивали мужчин в свои водные могилы. |
В Средние века эльфы стали менее человечными. Во-первых, их стало меньше. Эльфы-мужчины считались уродливыми обманщиками, в то время как эльфы-женщины были прекрасными девушками, которые могли быть такими же коварными. Они были известны тем, что заманивали мужчин в укромные места своей красотой и убивали их. Во многих болезнях и странных происшествиях обвиняли эльфов. Например, некоторые болезни называли «эльфийскими выстрелами», потому что считалось, что они вызваны стрелами, выпущенными из волшебных эльфийских луков. Младенцы, рожденные с необычными деформациями или родимыми пятнами, считались «отмеченными эльфами».
«Эльфийское кольцо» (1905), приписываемое Кейт Гринуэй. |
Во многих местных традициях средневековые эльфы также были оборотнями или подменышами, что позволяло им иногда похищать человеческих младенцев и заменять их эльфом-оборотнем, который сначала был идентичен младенцу. Одним из признаков того, что младенец был заменен подменышем, было то, что младенец начал вести себя странно, стал необычно больным или суетливым, или если он начал выглядеть уродливым, или имел задержку умственного или физического развития. Средневековые тексты описывают некоторые довольно причудливые способы проверки того, был ли ребенок подменен подменышем, например, кипячение молока в треснувшей яичной скорлупе в надежде, что подменыш будет настолько сбит с толку странной процедурой, что случайно заговорит и раскроет свои чувства, истинную форму.
Дьявол крадет ребенка и оставляет после себя замену, и |
Есть свидетельства того, что в средние века верили в то, что эльфы иногда могли быть полезны из-за своей мудрости. Например, имя Альфред (имя нескольких английских исторических деятелей Средневековья, включая Альфреда Великого /849–899 гг. н.э./) означает «тот, кого советуют эльфы», что подразумевает, что эльфы могли время от времени передавать знания людям. Было ли это знание полезным, конечно, неизвестно, особенно учитывая характер эльфов той эпохи.
Ричард Дойл. «Лесные эльфы прячутся и наблюдают за женщиной», ок. 1840 – 80. |
Исландский «Скрытый фолк»
В средневековой Исландии существовали эльфы, похожие на фей, но исландские предания также описывают другую версию эльфов. Считалось, что у этих эльфов есть зловещая сторона, но они были более похожи на людей. В Исландии они были и до сих пор известны как «скрытый народ». Говорят, что они напоминают людей, но невидимы и частично обитают в другом измерении или плане существования. Однако они могут сделать себя видимыми для людей, когда того пожелают, и иногда у них будут романтические связи между людьми и эльфами.Гравюра, изображающая мужчину, прыгающего за женщиной (эльфийкой) в пропасть. Это иллюстрация к исландской легенде о Хильдуре, королеве эльфов. |
В одной истории, происходящей из Исландии, эльфы были потомками Адама. Согласно этой конкретной истории происхождения, Бог однажды посетил Адама и Еву, чтобы увидеть их детей. Были дети, которых Еве было слишком стыдно показать Господу, поэтому она спрятала их. В ответ Бог сказал ей, что дети, которых она спрятала, навсегда останутся невидимыми и будут жить отдельно от всех других потомков Адама, живя в горах и лесах.
Одним из основных способов отличить скрытого народа от человека была религия. Эльфы обычно считались язычниками и поклонялись старым богам, в то время как люди считались христианами. Возможно, это могло отражать медленный процесс христианизации в Исландии.
Исландские истории об эльфах, появившиеся после прихода христианства, по-видимому, отражают растущую невидимость и маргинализацию скандинавского язычества. Исландские эльфы исчезли в невидимости точно так же, как затянувшиеся исландские язычники могли исчезнуть в социальной и культурной невидимости в процессе христианизации.
Старая исландская церковь |
Демонизация эльфов
Другой способ, которым средневековые христиане вписывали эльфов в свое мировоззрение, заключался в том, чтобы соотносить их с демонами или существами, которые были где-то между ангелами и демонами и отличались от людей. В результате эльфы превратились либо в демонических существ, либо в существ, примерно эквивалентных людям.Причина, по которой их никогда не считали ангелами, возможно, заключалась в том, что дохристианские скандинавские эльфы были связаны с определенными богами. Из-за этого они не могли быть служителями иудео-христианского Бога и должны были быть либо злыми, либо в чем-то отклоняющимися.
Мужчина «Темный эльф» |
Изменение восприятия эльфов
На протяжении веков эльфы превратились из могущественных, но человекоподобных в старых скандинавских легендах в более похожих на фей в средневековой литературе. Сегодня эльфы, кажется, снова становятся более похожими на людей, за исключением, возможно, эльфов Санты. Эльфы из высокого фэнтези и «Властелина колец» гораздо больше похожи на эльфов из древних скандинавских легенд или, возможно, на легенды из раннехристианской Исландии, чем на сказочных или демонических эльфов, встречающихся в большей части средневековых преданий.Красивый эльф Средиземья, придуманный художником |
Это также может отражать то, как изменилось наше представление о другом. В Средние века к тем, кто находился за пределами христианского мира, относились с подозрением, и в результате их считали очень нечеловеческими, даже чудовищными. Эта тенденция в той или иной степени характерна для всех культур. Древние греки делали то же самое, когда создавали легенды о безголовых или варварах с собачьими мордами в отдаленных местах, таких как Индия и Ливия.
Однако сегодня мы склонны очеловечивать чужаков и сопереживать им, даже если они очень разные. Даже оборотни и вампиры в современной художественной литературе часто изображаются как персонифицированные жертвы непонимания, а не как звероподобные монстры, как это было в более ранней художественной литературе. История о том, как со временем менялись эльфы, не меньше говорит нам о том, как изменились мы, смертные люди.
( Перевод с англ. Louiza Smith)
Источник:
By Caleb Strom,
«Divine, Demonic, or Something In-Between:
How the Changing Face of Elves Reflects the Zeitgeist»