Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Чему ацтеки учили своих детей до прихода испанцев

Различные типы школ. Фрагмент кодекса Мендоса. Коллекция Bodleian Library, Oxford

Различные типы школ.
Фрагмент кодекса Мендоса.
Коллекция Bodleian Library, Oxford


Мексиканские индейцы в современных фильмах, в художественной литературе, да и во многих публикациях в интернете представлены как дикие варвары, жившие в джунглях и лишь по какой-то непонятной случайности сумевшие построить посреди этих первозданных лесов свои пирамиды. Стоит отметить, что и пирамиды зачастую приписываются вовсе не индейцам, а неким инопланетным или неизвестным древним цивилизациям. В этом контексте вполне естественно, что об удивительной для своего времени ацтекской системе образования не знает практически никто, хотя она достаточно хорошо описана в профессиональной литературе.

Стоит начать с того, что образование было доступно даже рядовым жителям. Большинство детей посещало занятия в школах тельпочкалли и ичпочкалли, которых было множество, и находились они в каждом районе города. Название первых можно перевести как «дом юношей», название вторых – как «дом девушек».

Предполагается, что базовая программа обучения в этих школах не сильно различалась, но гендерные различия все-таки учитывались. К сожалению, про ичпочкалли нам известно довольно мало благодаря тому, что испанцев, как представителей патриархального общества, мало интересовало образование женщин. Гораздо подробнее они описывали обучение в школах для юношей, но и здесь сведения зачастую противоречат друг другу.

Тельпочкалли. Флорентийский кодекс
Тельпочкалли. Флорентийский кодекс.
Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг.
Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze

Тельпочкалли были посвящены Тескатлипоке – великому воину, олицетворению неизвестного, случая. Мальчиков отдавали в школу в возрасте 6-7 лет, хотя некоторые исследователи считают, что это происходило в тот момент, когда ребенок начинал ходить, либо в 10, в 12 или даже в 15 лет. Предполагается, что в тельпочкалли обучали в основном ратному делу. Однако выпускники не всегда становились воинами, и это даже изначально не предполагалось. Помимо воинского искусства в школе также преподавали основы профессиональной подготовки: ученикам давали знания о сельском хозяйстве, рыбной ловле, ремеслах, торговле и т.д. Обучение продолжалось вплоть до 20 лет, что удивительно даже для Европы того времени.

Несмотря на то, что школы были организованы по принципу интерната, часть дня юноши и девушки проводили дома, где перенимали у своих родителей знания и навыки в ремесле, которым займутся после окончания учебного заведения.

Родители обучают детей ремеслу. Фрагмент кодекса Мендоса

Родители обучают детей ремеслу.
Фрагмент кодекса Мендоса.
Коллекция Bodleian Library, Oxford


В тельпочкалли учеников не только обучали и тренировали, но и привлекали к ежедневным работам на благо школы или города: они подметали полы, поддерживали огонь, запасали и заготавливали дрова, возводили стены, рыли каналы, работали в полях и т.д.

Некоторые из обязанностей учеников. Фрагмент кодекса Мендоса.

Некоторые из обязанностей учеников.
Фрагмент кодекса Мендоса.
Коллекция Bodleian Library, Oxford.


Навыки публичных выступлений были очень важны в ацтекском обществе, а потому этому также обучали в школе. Кроме того, учеников заставляли наизусть учить различные тексты и песни, т.к. письменности, а соответственно, и чтения в нашем понимании у ацтеков не было. Среди прочих наук можно упомянуть основы религии и ритуалов, изучение истории, приучение к дисциплине и правильному поведению.

Если тельпочкалли посещали дети из обычных семей, то школы калмекак предназначались для отпрысков знатного сословия, хотя, согласно свидетельствам Бернардино де Саагуна, двери этих элитных учреждений были открыты и для особо одаренных детей из самых низших социальных слоев населения.

Калмекак. Флорентийский кодекс

Калмекак. Флорентийский кодекс.
Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг.
Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.


Калмекак были посвящены Кецалькоатлю – богу, олицетворявшему мудрость и знания. Обучение здесь предполагало воспитание будущей элиты, как религиозной, так и политической.

Точное количество калмекак неизвестно, можно утверждать лишь, что их было очень мало. Бернардино де Саагун упоминает семь таких учебных заведений, которые находились внутри обнесенного стеной церемониального квартала Теночтитлана.

Здесь обучали медицине, математике, механике, астрологии, истории, географии, законам и искусству, а также религии, генеалогии и мифологии. Кроме того, изучали и сложнейший календарь. Внимание уделялось искусству публичной речи и поэзии. Для обучения использовали священные манускрипты, в том числе Книги Дней и Книги Сновидений.

В отличие от тельпочкалли, где во главу угла ставилась боевая и физическая подготовка, в калмекак в первую очередь старались развивать интеллектуальные качества учеников. Получаемые в этих элитных школах знания позволяли выпускникам сразу принимать активное участие в управлении государством на разных уровнях и в разных сферах.

Список учебных заведений на этом не заканчивается. Существовал третий тип – куикакалли, что переводится как «школа песни». В этих заведениях обучали и юношей, и девушек, и знатных, и простолюдинов. Дети начинали посещать занятия в куикакалли примерно в 12-15 лет.

Как и следует из названия, здесь учили петь, но также и танцевать. Помимо прочего здесь изучали поэзию, искусство игры на музыкальных инструментах. Так как песня и танец считались священными, придавалось большое значение тому, чтобы процесс обучения осуществлялся в красивом месте, а потому школа представляла собой несколько необычайно искусно украшенных зданий, расположенных вокруг живописного центрального внутреннего двора. Именно в этом дворе и проводили уроки.

Обучение игре на музыкальных инструментах. Фрагмент кодекса Мендоса

Обучение игре на музыкальных инструментах.
Фрагмент кодекса Мендоса.
Коллекция Bodleian Library, Oxford.


Занятия начинались незадолго до заката и продолжались до глубокой ночи. Бернардино де Саагун так описывает происходившее там:

Они разжигали священный огонь, в доме школы пели песни и после начинали танцевать, и танцевали до тех пор, пока не проходила полночь.
Такое ночное расписание занятий позволяло сочетать обучение в калмекак/тельпочкалли/ичпочкалли и в школе песни.

Песни не случайно считались священными. В них были изложены исторические события, мифы, мировоззрение ацтеков. Они также содержали восхваления богов, описания важных ритуалов и церемоний. Песни были важной частью передачи знаний следующим поколениям, а потому значимость куикакалли не стоит недооценивать.

К сожалению, с приходом испанцев вся стройная система образования ацтеков пришла в упадок. Европейцы уничтожали храмы, жгли книги-кодексы, убивали жрецов и учителей. В качестве замены системе школ испанцы предложили миссионерство, которое никогда не имело своей целью обучить индейцев. Европейцы скорее старались таким образом стереть культурную самоидентификацию и память о родной религии индейцев, попутно уничтожая и все их научные достижения. Как итог, уровень образованности постепенно падал все ниже и ниже к тому самому дикарскому состоянию, столь выгодному для колонизаторов, жаждавших золота, земли и рабского труда.


Источники:

  • Soustelle, J. Daily life of the Aztecs on the eve of the Spanish conquest. Stanford: Stanford University Press, 1961.
  • Bethell, L. The Cambridge history of Latin America (Volume I). Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
  • Leon-Portilla, M. Aztec thought and culture. Norman, OK: University of Oklahoma Press, 1963.
  • Townsend, R. The Aztecs. London: Thames and Hudson, 1992
  • Hassig, R. Aztec warfare, Imperial expansion and political control. Norman, OK: University of Oklahoma Press, 1988.
  • Carrasco, D. Daily life of the Aztecs: People of the sun and earth. Westport: Greenwood Press, 1998.
  • Sahagun, B. El Mexico antiguo: Seleccion y reordenacion de la historia general de las cosas de nueva espana. Caracas: Biblioteca Ayachucho, 1981.
  • Yaocihuatzin. Analysis of 45 Nahua/Mexica/Aztec Children's Books. University of Rhode Island and Rhode Island College, 2011.