Ручные жернова |
Чтобы совершать дальние переходы, стоять ночью на страже и сражаться с противником в бою, солдат должен быть накормлен. Если пренебречь этим правилом — война может закончиться, даже не начавшись. Вегеций, крупнейший теоретик римского военного дела, писал: «Чаще войско губит недостаток продовольствия, чем битва, голод страшнее меча». Что же ели римские легионеры в походах и находясь на постое?
Средиземноморская диета
Прекрасная картина утреннего завтрака крестьянина дана в приписываемый Вергилию небольшой поэме «Moretum». Герой её Симилл, пахарь малого поля, встав, размолол зерно и, замесив хлеб, сажает его в печь, «глиняной миской поверх накрывает и жар насыпает». Приправой к хлебу у него оказывается только кружок сыра, поскольку он человек бедный и потому «близ его очага не висели на крючьях для мяса окорока или туша свиньи, прокопчённая с солью». В огороде он набирает к завтраку растущий там чеснок, сельдерей, руту, кориандр и, подлив немного масла, стирает их в каменной ступке в единую плотную массу. Вместе с тёплым хлебом и сыром эта «толчёнка» (moretum) и составляет его завтрак.
Катон Старший приводит рецепты различных блюд, взятых им, очевидно, из крестьянского быта. Они включали ячменную и пшеничную крупу, овечий сыр, молоко и мёд. Из зерна варилась жидкая похлёбка наподобие супа, каша, выпекался хлеб или готовились сухари. Мясо, судя по этим рецептам, ели нечасто, однако с ростом благосостояния оно также появляется в рационе.
Военный хлеб (panis militaris)
Основу походного рациона у римлян, как и у греков, составлял хлеб (panis militaris). Он не портился на жаре, как мясо, рыба, овощи или фрукты, и его было легко достать, перевозить и хранить в больших количествах, невзирая на погодные или климатические условия. Во времена Полибия римский пехотинец получал в месяц довольствие в виде 26 кг хлеба. В некоторых случаях это могли быть сухари, особым образом выпеченные и высушенные. В эпоху Поздней империи такие сухари назывались буцеллатум (bucellatum). Однако гораздо чаще солдатам выдавалось зерно, которое они сами должны были молоть на ручных жерновах и выпекать на угольях. Получавшийся в результате хлеб грубого помола был более питательным и легче усваивался организмом в сравнении с дрожжевым белым хлебом.Суточная норма потребления калорий для человека возрастом между 18 и 30 годами и весом 65 кг колеблется между 2990 и 3530 килокалориями в день в зависимости от уровня его физической активности. Калорийное содержание зерна пшеницы составляет примерно 3340 килокалорий на килограмм, ячменя – 3240 килокалорий на килограмм, проса – 3780 килокалорий на килограмм. Таким образом, для удовлетворения минимальной суточной потребности в калориях воин должен был потреблять примерно 1,2 кг хлеба. Это несколько больше того количества зерна на месяц, о котором писал Полибий, однако следует помнить, что солдаты питались не одним только хлебом. В их рацион входили также бобы, овощи, зелень, сыр, масло и другие продукты, объём которых, впрочем, мог значительно варьироваться в зависимости от времени.
Хлеб оставался основой военного рациона и в армии императорской эпохи. Теми же сухарями, что и его солдаты, питался суровый наместник Британии в 180–184 годах Ульпий Марцелл. Император Каракалла, стремясь заручиться симпатиями своих солдат, часто разделял с ними трудности военного перехода. На привале вместе с ними он также молол зерно и запекал хлеб, как о том рассказывает историк Геродиан:
«У него был простой стол. Случалось, что для еды и питья он пользовался деревянной посудой. Хлеб ему подавали своего изготовления, он собственноручно молол зерно, ровно столько сколько нужно было на него одного, замешивал тесто и, испекши на углях, ел».
Ручные жернова, наподобие тех, которые использовались в римской армии. Современная реконструкция. Такие жернова имелись у каждого контуберния. Они возились вместе с палаткой на вьючном муле. |
Ели ли римские солдаты мясо?
Рассказ Аппиана о неудачной кампании Луция Лукулла в Центральной Испании зимой 151–150 годов до н.э. породил среди части историков ложное представление о том, что римские солдаты совсем не употребляли в походе мясо:«Они страдали от необычайности местной пищи: у них не было вина, соли, уксуса, растительного масла; питаясь пшеницей и ячменем, большим количеством мяса оленей и зайцев, печеным без соли, они страдали расстройством желудка, и многие из них от этого умирали».
Следует, однако, обратить внимание на исключительное стечение обстоятельств, которое породило такую ситуацию. В схожем положении в 59 году н.э. оказались воины Гнея Домиция Корбулона, которым во время перехода по бесплодной каменистой местности в восточной части Малой Азии при недостатке воды пришлось утолять голод одним только мясом, быстро портившимся в условиях изнуряющей летней жары.
При обычном положении вещей мясо являлось частью повседневного рациона римской армии. Публий Сципион Эмилиан, в 133 году до н.э. наводя порядок в своей армии, разложившейся под стенами Нуманции, запретил, по словам Аппиана, всю посуду, кроме вертела, медного горшка и чашки. Солдаты должны были есть мясо, варёное или жареное. Кроме мяса, по словам Плутарха, солдаты должны были питаться хлебом и похлёбкой. То же самое сделал Квинт Метелл Нумидийский в 109 году до н.э., запретив солдатам употреблять в пищу мясо кроме насухо жаренного или варёного.
Император Адриан, сам сторонник строгой военной дисциплины, подражал своим предшественникам, как о том рассказывает его биограф Элий Лампридий:
«Сам среди их манипул он исполнял обязанности военного начальника, с удовольствием питаясь на глазах у всех обычной лагерной пищей, то есть салом, творогом и поской по примеру Сципиона Эмилиана, Метелла и своего приемного отца Траяна».
Обуглившаяся буханка римского хлеба из Помпей. Хлеб имел вес около 1 фунта и стоил примерно 2 асса за буханку. Национальный музей археологии, Неаполь |
В римской армии существовал традиционный культ «дисциплины предков», сторонники которой считали своим долгом ограничивать рацион воинов, по крайней мере на время похода. Одним из таких полководцев был Авидий Кассий, который, по словам своего биографа:
«Во время похода запрещал воинам иметь при себе что-нибудь, кроме сала, солдатских сухарей и винного уксуса, а если находил что-либо другое, то подвергал роскошествовашего тяжелым наказаниям».
Похожие истории рассказывали также и о Песценнии Нигре:
«Он приказал, чтобы во время похода никто не пил вина, чтобы все довольствовались винным уксусом. Он запретил во время похода следовать за войском пекарям и велел воинам и всем прочим довольствоваться солдатскими сухарями. За похищение одного петуха он приказал отрубить голову десятерым воинам одного манипула, которые ели вместе этого петуха, похищенного одним, и он привёл бы этот приказ в исполнение, если бы не просьбы всего войска, которое угрожало чуть ли не мятежом. Пощадив осуждённых, он приказал, чтобы те десятеро, которые ели краденого петуха, заплатили за петуха провинциалу в десятикратном размере. Сверх того, он отдал приказ, чтобы в течение всего похода никто из воинов этого манипула не разводил огня, никогда не ел свежесваренной пищи, питался бы одним хлебом и холодной водой и назначил наблюдателей за выполнением этого приказа».
Мозаика II века с изображением продуктов. |
На квартирах
Вегеций в руководстве по военному делу даёт читателям подробные инструкции о том, как готовить город к осаде и как должны питаться осаждённые:«При малейшем подозрении на подобного рода возможность землевладельцы должны старательно свезти в город все запасы продовольствия, чтобы у них самих было изобилие пищи, врагов же недостаток продовольствия принудил бы уйти. Не только свиней, но и всех животных, которых нельзя продержать в заключении, надо зарезать и засолить, чтобы, имея поддержку в мясе, можно было меньше тратить хлеба. Домашняя же птица, которая не требует расходов, кормится в городе и необходима для больных. Особенно нужно запасать фураж для лошадей; чего нельзя увезти, то должно быть сожжено; нужно собрать запасы вина, уксуса и разных плодов и яблок, чтобы ничего из того, что может быть использовано, не оставлять врагу».
В другом месте он даёт схожие наставления:
«Нужно всячески наблюдать, чтобы не было затруднений зимой в дровах и в фураже, летом в воде. Во всякое время не должно существовать недостатка в зерне, винном уксусе, а особенно соли…».
Хорошее представление о запасах продовольствия, которыми римская армия питалась на зимних квартирах, даёт перечень продуктов, который в 39 году до н.э. Ирод потребовал предоставить у самарийских общин: «хлеба, вина, оливкового масла, скота и всего прочего, чтобы его войско не терпело ни малейшего недостатка».
Торговка хлебом, |
В условиях гарнизонной жизни добавлением к «походному пайку» являлись зелень, овощи, сыр, мясо различных сортов, оливковое масло и хорошее вино. Большинство необходимых продуктов поставлялось местными общинами в качестве взымаемых государством налогов. В случае нехватки припасов, вносимых таким образом, государство могло закупить необходимые продукты на рынке по фиксированным ценам. Наконец, активно использовалась частная благотворительность. Надпись из Македонии II в. рассказывает о человеке, пожертвовавшем на военные нужды 400 медимнов (1 медимн – около 50 литров) хлеба, 100 медимнов ячменя, 60 медимнов бобов и 100 мер вина.
В египетском папирусе, датируемом 199 годом, перечислены съестные припасы, которые местные жители были обязаны поставлять солдатам. Среди них – пшеничный хлеб, чечевица, ветчина, говядина, свинина, козлятина, вино и оливковое масло, необходимое для приготовления пищи, а также ячмень и другие разновидности фуража для лошадей и вьючных животных. Папирус из Оксиринха IV в. позволяет рассчитать рацион питания солдат, который включал 0,35 кг хлеба, 0,9 кг мяса, 1 литр вина и 100 г оливкового масла в день.
Охотники несут добытого ими кабана.
|
Важным источником пополнения мясной части рациона солдат являлась охота. Вегеций рекомендует набирать в армию охотников на оленей и кабанов. По надписям в составе армии известны охотники (venatores) и хранители зверинца (custos vivari). О военной охоте рассказывает в своём письме солдат какого-то вспомогательного отряда из египетской пустыни между Коптосом и Красным морем:
«Антоний Прокул Валериану. Начиная с месяца Агриппина до настоящего времени мы по приказу префекта охотимся на все виды диких животных и птиц. То, что мы добыли, мы отослали Цереалу, он отослал всё это, а также всё снаряжение, тебе…»
Известна также надпись Минициана, префекта алы из Вирдаля в Британии, который посвятил алтарь лесному богу Сильвану:
«Во исполнение обета за добычу огромного дикого кабана, которого не мог убить никто из ранее пытавшихся».
Наконец, при раскопках римских пограничных укреплений археологи регулярно находят в них в большом количестве и разнообразии кости диких животных, рыбьи кости и раковины моллюсков, а также косточки оливок, слив и винограда, которые привозились торговцами с юга и покупались у них военными.
Рецепты
В 1985 году Маркус Юнкельманн с группой из 11 реконструкторов предпринял 22-дневный переход от Вероны до Аугсбурга протяжённостью около 540 км. По результатам этого похода была написана книга «Легионы Августа. Римский солдат в археологическом эксперименте», в которой автор обобщил полученный им уникальный опыт. В книге предложен ряд рецептов римской походной кухни, взятых большей частью из римского кулинарного сборника Апиция.Солдатский хлеб
Тесто для 1,5 фунтов хлеба замешивается из 500 г грубой пшеничной муки, 300 г подогретой воды, 20 г соли и 20 г дрожжей. По возможности, в тесто добавляется измельчённый лук, а также мёд. После замешивания тесто оставляется на 20 минут в закрытой посуде рядом с огнём, чтобы оно поднялось, затем оно вновь интенсивно взбивается и запекается в закрытом горшке или на большом плоском камне в зависимости от объёма 30–50 минут.Солдатская похлёбка
Для изготовления похлёбки берётся 2 л воды, 500 г пшеничной муки, 1 столовая ложка соли, половина столовой ложки чёрного перца, 1 луковица, 3 зубца чеснока, 50 г нарезанного кубиками сала, 100 г нарезанной кубиками говядины. Всё это помещается в бронзовый горшок, перемешивается и варится на открытом огне примерно 45 минут.Праздничный напиток
Наконец, рецепт напитка (conditum paradoxum), который пили во время торжественных застолий. Для его приготовления следует взять 2 л сухого белого вина, по возможности приправленного по-гречески смолой, 500 г мёда, 30 г растёртого чёрного перца, 10 лавровых листьев, 10 г шафрана, 5 размоченных в вине фиников. Пол-литра вина и мёд смешивают в большом горшке и доводят до кипения, снимают пену, добавляют перец, лавр, шафран и очищенные от косточек финики, затем убирают с огня, доливают остальное вино и подают на стол в охлаждённом виде.Источники:
- Ошеров. С. А. Крестьянский быт в поэме Moretum / Быт и история в античности. Под ред. Г. С. Кнабе. – М.: Наука 1988 – c.114 – 124.
- Гнабе Г. С. Римский обед. / Избранные труды: теория и история культуры. – М. РОССПЭН, 2006 – с. 517–541.
- Уотсон Дж. Римский воин. / Пер. с англ. М.: Центрполиграф, 2010 – 189 с.
- Каркопино Ж. Повседневная жизнь древнего Рима. Апогей империи. М.: Молодая гвардия, 2008 – 420 с.
- Davies R. W. The Roman Military Diet // Britannia 1971, Vol. 2, p. 122–142
- Junkelmann M. Die Legionen des Augustus. Der romische Soldat im archaeologischen Experiment. Mainz am Rhein, 2003. – 342 S.
Alex Kozlenko
По теме:
- Походно-полевые жёны римской армии
- Дипломы древнеримских ветеранов
- Мулы Мария: тяжкое бремя римского солдата
- Диета легионеров
- Солдатские письма двухтысячелетней давности
- Солдатские слуги
- Ветераны римской армии
- Жить на одну зарплату
- Римское фехтование
- Медицинская карта римского солдата
- Исцеляющие руки
- Когда любовь ни при чём