Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Ритуальные бегуны моче: Зачем они бегут и куда держат путь

Сосуд с бегунами. Моче, Перу, 100 гг. до н.э. - 500 гг. н.э. Коллекция Art Institute Chicago

Сосуд с бегунами.
Моче, Перу, 100 гг. до н.э. - 500 гг. н.э.
Коллекция Art Institute Chicago


Сцена ритуального бега достаточно часто встречается в искусстве моче (мочико). Ее значение доподлинно неизвестно, но существует ряд предположений на этот счет. Все они базируются на различных деталях изображений и их трактовках.

Описание сцены

Как правило, фигуры бегунов расположены друг за другом, иногда слегка накладываясь. Таким образом, вероятно, изображался бег наперегонки.

Действие происходит в пустынной местности, на что указывает песок под ногами участников забега и пустынные растения, чаще всего тилландсии, на заднем плане. Однотипный пейзаж в иконографии моче, вероятно, символизирует длительное время забега, дальний путь, который необходимо преодолеть.

В качестве участников забега изображались люди, боги, мифические существа, антропоморфные животные и т.д.

Удивительно точно прорисованы детали одежды и, особенно, головные уборы. Последний элемент одеяния по-видимому играл важную роль. Обычно на одном изображении присутствовало либо два типа головных уборов, которые, чередуясь, делили всех бегунов на две команды, либо все головные уборы были уникальными.

В руках участники забега несли небольшие мешочки или веточки.

Сосуд с бегунами. Моче, Перу, 450-550 гг. н.э. Коллекция The Cleveland Museum of Arts.

Сосуд с бегунами.
Моче, Перу, 450-550 гг. н.э.
Коллекция The Cleveland Museum of Arts.

Что в мешочках?

Предположение о содержимом мешочков строится на трактовке второстепенных, на первый взгляд, моментов. Так, на заднем плане в сценах ритуального бега часто прорисованы зерна фасоли обыкновенной. Очевидно, что это растение не может быть частью пейзажа, т.к. оно довольно требовательно к поливу, а потому не растет в пустыне, где совершается забег. Более того, сами бегуны иногда представлены в виде бобов, либо как-бы появляются из них.

Исследователи пришли к выводу, что эта деталь изображения, вероятно, является указанием на то, что в мешочках находятся фасолины.

Бегуны, появляющиеся из фасолин.

Бегуны, появляющиеся из фасолин.

Изображение с сосуда культуры Моче, Перу, 500 - 700 гг. н.э. Коллекция Übersee-Museum, Bremen. Прорисовка Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, 1963-2011

Может это посыльные?

Выдвигались теории о том, что в данных сценах изображены гонцы, в руках которых находятся послания. Действительно, существует мнение, что индейцы моче передавали сообщения в виде комбинаций окрашенных различными способами бобов. Также для этих целей использовались и кипу, которые могли выглядеть как веточки.

Однако в этом случае не вполне объясняется массовость забега. Содержимое нескольких мешочков, как и ветки, вполне мог перенести и один человек. У тех же инков посыльные перемещались по одному.

Кроме того, образы богов, прорисовка пути бегунов в виде змея, а также птицы и животные, сопровождающие участников забега, - все эти признаки указывают на ритуальную значимость изображаемой сцены.

Бегуны - кто они такие?

Несмотря на в целом схематичные образы участников забега, некоторые элементы одеяния вполне различимы.

Так, головные уборы бегунов встречаются на фигурной керамике в виде антропоморфных животных в ритуальных позах. Таким образом изображали жрецов/шаманов под воздействием галлюциногенных веществ, которые в процессе трансформации приобретали зооморфные признаки.

Антропоморфная лиса. Моче, Перу, 400 - 700 гг. н.э. Коллекция Brooklyn Museum.

Антропоморфная лиса. Моче, Перу, 400 - 700 гг. н.э.
Коллекция Brooklyn Museum.


На ногах бегунов выделены наколенники и характерные сандалии/окраска стоп и голеней. Такие особенности изображения в искусстве мочико свойственны фигурам воинов.

Также бросаются в глаза предметы, подвешенные на талии бегунов сзади. Чаще всего они имеют форму трапеции. Это украшения воинов мочико. Погремушки, встроенные в украшения, и форма, напоминающая туми, указывают на принадлежность к элите обладателей предметов.

Украшение с погремушками. Моче, 625-645 гг. н.э. Коллекция Museo de la Nación, Lima.

Украшение с погремушками. Моче, 625-645 гг. н.э.
Коллекция Museo de la Nación, Lima.


Сцены ритуального бега изображены и на таких уникальные изделиях, как ушные украшения из коллекции Музея искусств "Метрополитен". Сложный мозаичный узор, техника исполнения и впечатляющий размер (диаметр 8 см) подчеркивают статус носителя.

Ушные украшения с крылатыми бегунами. Моче, Перу, 400 - 700 гг. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.

Ушные украшения с крылатыми бегунами.
Моче, Перу, 400 - 700 гг. н.э.
Коллекция The Metropolitan Museum of Art.


Таким образом, мастерство исполнения и ценность предметов, на которые нанесена сцена церемониального бега, а также характерные детали изображения бегунов, позволяют предположить участие в этом ритуале исключительно представителей высшей знати.

Смысл ритуала

Зерна фасоли, зачастую прорисованные на заднем плане, могут свидетельствовать о связи ритуала с плодородием. Однако вовлеченность в церемонию исключительно знатного сословия, вызывает сомнения в такой трактовке.

Сосуд с бегунами. Моче, Перу, IV-VII вв. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.

Сосуд с бегунами. Моче, Перу, IV-VII вв. н.э.
Коллекция The Metropolitan Museum of Art.


Вероятнее всего, ритуальный бег был частью некоего обряда инициации юношей. Участники наперегонки бегут в конечную точку маршрута, находящуюся в святилище, храме или, например, на вершине холма. В зависимости от проявляемых качеств, бегуны, по всей видимости, награждались некими знаками отличия.

В этом контексте вполне логичным видится церемониальное облачение участников забега, а также зооморфные признаки, указывающие на животных, олицетворяющих родовые эмблемы, либо знаки отличия. Также данная трактовка объясняет и участие в состязании мифических существ, которые, вероятно, символизировали первопредков.

Источники:
  • Березкин Юрий Евгеньевич. Мифология мочика (Перу). «Советская Археология», № 4, 1972.
  • Tomi S. Melka. The Moche Lima Beans Recording System, Revisited. 2010.
  • Joanne Pillsbury, Andrall E. Pearson Curator of the Arts of the Ancient Americas, The Metropolitan Museum of Art. Pair of Ear Ornaments with Winged Runners. 2017.
  • Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche archive, 1963-2011. Dumbarton Oaks Research Library and Collection.








A-Gallery - арт-дилер, созданный в 2017 году. Специализация: археологические предметы, древнее искусство, антиквариат. Ориентируется на предметы старше 500 лет. В текущий момент в Галерее представлены направления:
  • доколумбовое искусство Южной Америки и Мезоамерики,
  • искусство Древней Греции и Древнего Рима,
  • Древний Египет и Копты.