Навахо и апачи - тесно связанные племена, происходящие от единой группы, которая, по мнению ученых, мигрировала из Канады. И навахо, и языки апачей принадлежат к языковой семье под названием «атабаскский», на которой также говорят коренные народы Аляски и западно-центральной Канады. Когда предки навахо и апачей, охотники-собиратели, мигрировали на юг, они принесли с собой свой язык и кочевой образ жизни.
Ученые расходятся во мнениях относительно точного времени этих миграций, но кажется вероятным, что носители языка атабасков прибыли на юго-запад после 1450 года нашей эры и находились в регионе Меса-Верде, по крайней мере, в начале 1500-х годов. Хотя они были единой культурной группой, когда они впервые прибыли на Юго-Запад, их различный опыт и различная среда, в которой они поселились, в конечном итоге привели к их разделению на две отдельные группы: навахо и апачи. Навахо остались в том месте, которое впоследствии станет северо-западом Нью-Мексико и прилегающих районах Колорадо, сажая зерновые и принимая более оседлый образ жизни, который в конечном итоге включал пастбище (после того, как овцы были завезены испанцами). Народ, ставший апачем, двинулся дальше на юг и восток, продолжая свой образ жизни охотников-собирателей.
Народ навахо называет себя дине или «народом». В рассказах о происхождении дине говорится, что они вышли из четвертого мира в горы Сан-Хуан на юго-западе Колорадо, которые граничат с регионом Меса-Верде на северо-востоке. Традиционная родина навахо, которую они называют Динета, ограничена четырьмя священными горами , соответствующими четырем сторонам света : пик Гесперус (Дибе Нцаа) на севере, пик Бланка (Сиснааджини) на востоке, гора. Тейлор (Цоодзил) на юге и пики Сан-Франциско (Дук'о'ослид) на западе. Северная часть Динеты попадает в регион Меса-Верде.
Самые ранние археологические памятники в регионе Меса Верде и прилегающих районах, которые явно принадлежат навахо, датируются серединой 1500-х годов. На этих участках сохранились остатки традиционных домов навахо, называемых «хоганами». В течение большей части периода постпуэбло преобладали конические хоганы с «вилкой»; очень поздно в этот период появилась круглая кладка или хоганы из колючих бревен, которые со временем стали более распространенной формой. Кроме того, археологи находят черепки простой глиняной посуды, манос и метатес, небольшие обломки камня и наконечники для снарядов.
Самые ранние археологические памятники в регионе Меса Верде и прилегающих районах, которые явно принадлежат навахо, датируются серединой 1500-х годов. На этих участках сохранились остатки традиционных домов навахо, называемых «хоганами». В течение большей части периода постпуэбло преобладали конические хоганы с «вилкой»; очень поздно в этот период появилась круглая кладка или хоганы из колючих бревен, которые со временем стали более распространенной формой. Кроме того, археологи находят черепки простой глиняной посуды, манос и метатес, небольшие обломки камня и наконечники для снарядов.
Более двухсот лет понадобилось им для переселения по Великим равнинам на юго-запад США. Здесь основными занятиями навахо стало земледелие и — по мере проникновения испанской колонизации на север — скотоводство; были позаимствованы такие ремёсла как ткачество, гончарство и др. Северное происхождение навахо подтверждается не только языковой близостью с атабасками Канады, но и наличием жилища-хогана, а также рядом других особенностей материальной и духовной культуры.
Первые, исторически достоверные упоминания испанскими хронистами народа Apachu de Nabajo относятся к двадцатым годам XVII века. Экзоним "Аpachu" на одном из языков индейцев пуэбло (вероятно, индейцев племени зуни) означало "враги", "Nabajo" - "возделанные поля". Таким образом, первоначальное название народа навахо, позаимствованное испанцами у местных индейцев, по существу означало "враги, занимающиеся земледелием", в отличие от других племенных групп апачей, еще не перешедших на оседлый образ жизни. Место расселения навахо на тот момент локализуется историческим регионом Чама (Chama, New Mexico) расположенным в центральной части границы между современными штатами Нью-Мексико и Колорадо.
В конце XVII — начале XVIII веков на земли, ранее занятые навахо, с территорий, полностью подконтрольных испанской администрации, переселяются представители племён пуэбло. Это приводит к тому, что навахо заимствуют от автохтонного населения ряд традиций пуэбло, в частности, начинают сооружать крепости-пуэблито, напоминающие крепости древних пуэбло. Пуэблито служат для защиты как от испанцев, так и от набегов ютов и команчей. Традиционные жилища навахо - хоганы — представляют собой сооружения из брёвен, обмазанные глиной.
Испанские хроники конца 1500-х и начала 1600-х годов отличают навахо от их кузенов-апачей более оседлым образом жизни и полями кукурузы и других культур. Навахо заимствовали и адаптировали черты своих испанских соседей и пуэбло в гораздо большей степени, чем апачи. Овцы и козы, завезенные испанцами, предоставили новые источники пищи и сырья, в том числе шерсть для текстиля. Расписная керамика навахо этого периода была украшена орнаментом в стиле пуэбло, и ученые считают, что навахо научились земледелию и ткачеству у своих соседей-пуэбло. Заимствование черт пуэбло продолжилось после восстания пуэбло 1680 года, когда некоторые индейцы пуэбло из долины Рио-Гранде укрылись среди своих соседей навахо на севере и западе.
В начале и середине 1700-х годов в Динете, в основном на северо-западе Нью-Мексико, появилась отличительная архитектурная форма пуэблито. Пуэблито - это многоквартирные каменные сооружения, часто расположенные в местах, которые можно было бы легко защитить, например, на краях каньонов и выступающих скалах. Недавние исследования показывают, что, несмотря на свое название, эти здания были построены не индейцами пуэбло, а навахо для защиты от нападений утес и испанцев. Примерно к 1750 или 1760 году н.э. набеги на Юта и испанцев вытеснили большинство навахо из Динеты на северо-западе Нью-Мексико, и они двинулись еще дальше на юг и запад, в современные Аризону и Юту.
До XIX века продолжался постепенный распад первобытно-общинного строя; при этом навахо фактически сохраняли независимость от испанских колонизаторов и (позднее) мексиканских властей. Утрата независимости произошла после захвата США в 1848 юго-западной части Северной Америки; в 1860-х навахо поселены в резервациях (на территории штатов Аризона, Нью-Мексико и Юта. Исторические земли навахо известны под названием Динета или Динетах. В настоящее время большинство индейцев навахо (около 60 % от общего количества) проживают на территории полуавтономной резервации, известной как Нация навахо. Её территория полностью окружает земли малочисленного народа хопи. Поскольку хопи поддерживают активные контакты с внешним миром, это становится причиной частых конфликтов между ними и навахо за земли и связанные с ними права. Несмотря на неоднократные попытки, Конгресс США пока не смог разрешить конфликт между навахо и хопи.
Навахо-нейшен "Нация навахо"— индейская резервация народа навахо, полуавтономное государственное образование в США, управляемое индейцами навахо. Занимает площадь 67 тысяч км² на северо-востоке штата Аризона, юго-востоке штата Юта и северо-западе штата Нью-Мексико. Крупнейшая индейская резервация на территории США. Ранее территория называлась «Индейская резервация навахо» (Navajo Indian Reservation). 5 апреля 1969 года название на гербе резервации было изменено на "Нация навахо". В 1994 году племенной совет, управляющий резервацией, отверг предложение о замене названия "Навахо" на "Дине", мотивировав это тем, что название дине для народа употреблялось до так называемого Долгого марша навахо, события 1864 года, когда народ навахо был насильственным образом переселён из Аризоны на восток штата Нью-Мексико. Название же резервации должно указывать не на прошлое, а на будущее.
После Долгого марша по договору 1868 года была образована резервация навахо, занимавшая северо-запад штата Нью-Мексико. Однако, хотя договор точно описал границы территории, на местности они никак не были обозначены, и пограничные посты не были установлены, так что сами навахо не придерживались этих границ, и селились на всех территориях, где они жили до депортации. Впервые территория резервации была расширена 28 октября 1878 года, когда президент Резерфорд Хейс подписал указ о передвижении границы на 30 километров западнее.
После Долгого марша по договору 1868 года была образована резервация навахо, занимавшая северо-запад штата Нью-Мексико. Однако, хотя договор точно описал границы территории, на местности они никак не были обозначены, и пограничные посты не были установлены, так что сами навахо не придерживались этих границ, и селились на всех территориях, где они жили до депортации. Впервые территория резервации была расширена 28 октября 1878 года, когда президент Резерфорд Хейс подписал указ о передвижении границы на 30 километров западнее.
Позже территория неоднократно расширялась в конце XIX и начале XX века. В большинстве случаев расширение проводилось на основе указов, некоторые из которых позже были подтверждены Конгрессом США. В 1887 году федеральное правительство сделало попытку "цивилизовать" индейцев, расселив их на сельскохозяйственных территориях. Часть таких земель была выделена на восточной границе резервации. Земли самой резервации не подлежали преобразованию в сельскохозяйственные, однако позже при расширении границ на востоке резервации племенные земли навахо и сельскохозяйственные земли, не принадлежащие навахо, оказались перемешаны. В 1934 году программа переселения была прекращена.
Площадь резервации составляет 62 362,06 км². Это самая большая индейская резервация США. Резервация со всех сторон окружает резервацию народа хопи. В 1980-е годы Министерство внутренних дел США попыталось объединить резервации навахо и хопи. Это вызвало конфликт, который был юридически разрешён, когда часть земли была сдана в аренду на 75 лет. Несколько территорий, находящихся в штате Нью-Мексико под управлением навахо, не соединяются с основной территорией Нации навахо. Территория резервации представляет собой пустыню. На ней расположены природные памятники различного подчинения, включая национальный монумент Каньон Де Шейи, Долину монументов, национальный монумент Радужный мост и Корабельную скалу. Вся земля считается общей собственностью навахо и управляется правительством Нации навахо.
Навахо рассказывают историю Возникновения, в которой Первый Мужчина, Первая Женщина и люди переместились из Первого Мира в Четвертый Мир, Мир Поверхности Земли. Первый Человек принес четыре священных горы из Третьего Мира в Мир Поверхности Земли, и эти горы - Сис Нааджини, или Белая Гора (пик Бланка, в Колорадо); Цоодзил, или Бирюзовая гора (гора Тейлор, в Нью-Мексико); Дуксоослад, или Желтая гора (гора Хамфрис, в Аризоне); и Дибе Нцаа, или Темная гора (пик Гесперус, в Колорадо) - священная родина народа навахо. Антропологи предполагают, что навахо отделились от южных атабасков и мигрировали на юго-запад между 200 и 1300 годами нашей эры.
Между 900 и 1525 годами нашей эры навахо развили богатую и сложную культуру на территории современного северо-западного штата Нью-Мексико. Здесь навахо развили торговые сети как с анасази, так и с историческими народами пуэбло, привнося новые товары и технологии, такие как кремневые наконечники и мокасины, на юго-запад. Навахо, возможно, перебрались на юго-восток Юты еще в 1620 году; к восемнадцатому веку они распространились на северо-восток Аризоны и юго-восток Юты.
Навахо вошли в контакт с ранними испанскими исследователями в шестнадцатом веке. В 1680 году группы навахо и апачи помогли индейцам пуэбло в восстании за независимость от испанцев, которые на протяжении десятилетий жестоко обращались с пуэбло и порабощали его. Восстание на время вынудило испанцев вернуться в Мексику, но в 1693 году испанцы отвоевали территорию долины Рио-Гранде. Некоторые пуэбло нашли убежище среди навахо, что привело к смешению культур навахо и пуэбло. Прибытие испанцев также познакомило навахо овец, коз и лошадей. Навахо были очень адаптивными и включили домашний скот и сельское хозяйство в свою систему жизнеобеспечения. Они также приняли лошадь и, как и другие племена, которые использовали животное в качестве средства передвижения, иногда участвовали в набегах рабов и еды на соседние племена.
В конце восемнадцатого века навахо были вовлечены в прямой конфликт с испанскими войсками, намеревающимися завоевать Юго-Запад. Испанцы заключили союзы с команчами и утесами, чтобы ослабить навахо, и многие из них стали жертвами работорговли в Испании.
Между 900 и 1525 годами нашей эры навахо развили богатую и сложную культуру на территории современного северо-западного штата Нью-Мексико. Здесь навахо развили торговые сети как с анасази, так и с историческими народами пуэбло, привнося новые товары и технологии, такие как кремневые наконечники и мокасины, на юго-запад. Навахо, возможно, перебрались на юго-восток Юты еще в 1620 году; к восемнадцатому веку они распространились на северо-восток Аризоны и юго-восток Юты.
Навахо вошли в контакт с ранними испанскими исследователями в шестнадцатом веке. В 1680 году группы навахо и апачи помогли индейцам пуэбло в восстании за независимость от испанцев, которые на протяжении десятилетий жестоко обращались с пуэбло и порабощали его. Восстание на время вынудило испанцев вернуться в Мексику, но в 1693 году испанцы отвоевали территорию долины Рио-Гранде. Некоторые пуэбло нашли убежище среди навахо, что привело к смешению культур навахо и пуэбло. Прибытие испанцев также познакомило навахо овец, коз и лошадей. Навахо были очень адаптивными и включили домашний скот и сельское хозяйство в свою систему жизнеобеспечения. Они также приняли лошадь и, как и другие племена, которые использовали животное в качестве средства передвижения, иногда участвовали в набегах рабов и еды на соседние племена.
В конце восемнадцатого века навахо были вовлечены в прямой конфликт с испанскими войсками, намеревающимися завоевать Юго-Запад. Испанцы заключили союзы с команчами и утесами, чтобы ослабить навахо, и многие из них стали жертвами работорговли в Испании.
Кульминация боевых действий наступила в 1863 году, когда армия США под командованием Кристофера «Кита» Карсона применила тактику «выжженной земли», чтобы заставить навахо капитулировать. Это поражение привело к печально известному длинному пути от их родины до форта Самнер в центре Нью-Мексико. Сотни людей погибли или пропали без вести во время изнурительного трехсотмильного марша. Те, кто выжил, содержались в переполненной, недостаточно обеспеченной и антисанитарной резервации Боске Редондо в форте Самнер.
После четырех лет погребения договор 1868 года позволил навахо вернуться на свою исконную родину. Резервация навахо, выделенная Договором 1868 года, была впоследствии расширена на основании указа и специального законодательства, в том числе указа 1884 года, которым была добавлена большая часть земель в современной юго-восточной части штата Юта. Навахо разводили коз и овец и в конечном итоге развили бартерную экономику, обменивая ковры и изделия из серебра с белыми торговцами. В 1920-х годах в районе Четырех углов началась разведка нефти и полезных ископаемых. Открытия нефти и газа в 1950-х и 1960-х годах в части резервации в штате Юта значительно обогатили навахо и штат Юта, хотя нефтяные скважины также вызвали экологические проблемы, загрязняя воду и разрушая пастбищные угодья. Добыча урана, начавшаяся в 1940-х гг.,также дал смешанные результаты для навахо. Горнодобывающая промышленность принесла столь необходимые средства в племенную казну, но радиоактивное заражение оставило в наследство смерть и болезни в шахтерских общинах.
После четырех лет погребения договор 1868 года позволил навахо вернуться на свою исконную родину. Резервация навахо, выделенная Договором 1868 года, была впоследствии расширена на основании указа и специального законодательства, в том числе указа 1884 года, которым была добавлена большая часть земель в современной юго-восточной части штата Юта. Навахо разводили коз и овец и в конечном итоге развили бартерную экономику, обменивая ковры и изделия из серебра с белыми торговцами. В 1920-х годах в районе Четырех углов началась разведка нефти и полезных ископаемых. Открытия нефти и газа в 1950-х и 1960-х годах в части резервации в штате Юта значительно обогатили навахо и штат Юта, хотя нефтяные скважины также вызвали экологические проблемы, загрязняя воду и разрушая пастбищные угодья. Добыча урана, начавшаяся в 1940-х гг.,также дал смешанные результаты для навахо. Горнодобывающая промышленность принесла столь необходимые средства в племенную казну, но радиоактивное заражение оставило в наследство смерть и болезни в шахтерских общинах.
Согласно переписи 2000 года на территории резервации проживали 173 987 гражданина навахо, что составляет 58,34 % всех индейцев навахо в США. Нация навахо установила, что любой человек, имеющий как минимум четверть крови навахо, может записаться гражданином навахо и получить сертификат индейской крови. В 2004 году Совет Нации навахо проголосовал против предложения снизить эту долю до одной восьмой. К меньшинствам относятся хопи, пайюты, а также американцы европейского этнического происхождения. В 1991 году была проведена реформа управления Нации навахо.
В настоящее время резервация имеет три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную. Правительство навахо трижды отказывалось провести реформу управления, как это предполагалось Законом о реорганизации индейцев 1934 года. В 1935 и 1953 годах законодательные инициативы, предложенные федеральным правительством, были отвергнуты, так как навахо считали, что они ущемляют их права на использование полезных ископаемых и на свободу скотоводства. В третий раз, в 1963 году, реформа была сочтена слишком сложной и потенциально угрожающей свободе самоопределения навахо. Проект конституции навахо был одобрен правительственной комиссией, но так и не был ратифицирован правительством навахо. В 2006 году вопрос о принятии конституции снова был поднят.
Все законопроекты Нации навахо должны быть утверждены Министром внутренних дел США, к которому они поступают через Бюро по делам индейцев. Большинство конфликтов между навахо и федеральной властью решаются путём переговоров и принятием политических соглашений. Законы Нации навахо собраны в Кодексе законов. Законодательную власть осуществляет Совет нации навахо (Navajo Nation Council), ранее называвшийся Совет племени навахо (Navajo Tribal Council). В 2010 году Совет состоял из 24 депутатов, которые избираются раз в четыре года зарегистрированными избирателями навахо. До выборов, прошедших в ноябре 2010 года, Совет включал в себя 88 депутатов. В октябре 2010 года 77 из 88 депутатов были обвинены в различных уголовных преступлениях.
Главой исполнительной власти является президент, избираемый раз в четыре года. Структура судебной власти у навахо менялась несколько раз. Так, до Долгого Марша судебную власть осуществляли вожди. В Боске-Редондо суд был прерогативой армии США, а после возвращения навахо в 1868 году - агента по делам индейцев, бывшего представителем федерального правительства США в резервации. В 1892 году был образован суд навахо, в полномочия которого входили дела индейцев. С 1950 года судьи были избранными, что, однако, вызвало ряд проблем, и, когда в 1958 году произошла реорганизация судебной власти, навахо снова вернулись к назначаемым судьям. Судей назначает президент и утверждает Совет нации навахо. Президент имеет право назначать только судей из списка, предоставленного ему Законодательным комитетом Совета. В декабре 1985 года была проведена ещё одна реформа, в результате которой образован Верховный суд нации навахо.
Закон и порядок на территории резервации поддерживаются несколькими организациями, в том числе полицией нации навахо. Продажа алкогольных напитков на территории Нации навахо запрещена.
Закон и порядок на территории резервации поддерживаются несколькими организациями, в том числе полицией нации навахо. Продажа алкогольных напитков на территории Нации навахо запрещена.
Хотя коренные американцы не получали гражданства до 1924 года, навахо гордятся своей историей военной службы в двадцатом веке. Многие навахо из штата Юта служили во время Первой мировой войны. Во время Второй мировой войны навахо сыграли важную роль в победе в войне на Тихом океане, разработав код, основанный на языке навахо, взломать который японцы не смогли. Эти «говорящие по кодексу» теперь известны, но более трех тысяч навахо также служили в армии, флоте, корпусе морской пехоты и женском армейском корпусе. Еще несколько тысяч уехали из резервации, чтобы работать в отраслях, связанных с войной.