Генри Кортни Селус
–
Jerusalem in
her Grandeur, 1860
|
Эта статья рассказывает о строительстве тоннеля, о религиозных конфликтах, вызванных его появлением, и о том, как современные подземные постройки помогают прикоснуться к историческим сооружениям, построенным великими царями древности.
В отличие от многих городов, где древняя история стала частью легенды или туристической достопримечательностью, история Древнего Иерусалима – одновременно его настоящее. Современные подземные постройки служат проводником между эпохами и позволяют верующим и туристам прикоснуться к историческим постройкам города. Тоннель Западной стены, построенный во второй половине XX века, открыл доступ к 485 метрам стены древнего Иерусалимского Храма, которые находятся под землей на территории Мусульманского квартала.
Тоннель вдоль Западной Стены
Новая история израильского государства вернула иудаизму официальный доступ к использованию древних религиозных святынь. В то же время доступ оказался буквально прегражден историческими наслоениями и постройками, вдобавок вмешался конфликт религиозных предпочтений. Выход был подсказан раскопками XIX века у Западной стены Второго Иерусалимского Храма.
Археологи начали работы по поиску построек времен Ирода Великого у Западной стены Храма еще при Оттоманском правительстве и нашли арки и ворота, ведущие к Храму: Арка Уильсона, ворота Уоррена, Арка Робинсона, ворота Барклая. В то же время их работы положили начало истории тоннеля, который стал одной из главных туристических достопримечательностей города, одним из значимых религиозных сооружений, а также причиной нескольких жестоких конфликтов израильского и арабского населения.
Западная Стена – одно из самых узнаваемых мест Иерусалима. Часть верхней кладки на поверхности длиной 57 метров – это знаменитая Стена Плача. Тоннель, построенный в XX веке, позволяет увидеть остальную часть стены под землей. Почему это так важно для приверженцев иудаизма? Именно у Западной стены находилась Святая Святых (Кодеш ха-Кодашим), где хранились скрижали Завета в Иерусалимском Храме.
Археологи начали работы по поиску построек времен Ирода Великого у Западной стены Храма еще при Оттоманском правительстве и нашли арки и ворота, ведущие к Храму: Арка Уильсона, ворота Уоррена, Арка Робинсона, ворота Барклая. В то же время их работы положили начало истории тоннеля, который стал одной из главных туристических достопримечательностей города, одним из значимых религиозных сооружений, а также причиной нескольких жестоких конфликтов израильского и арабского населения.
Западная Стена – одно из самых узнаваемых мест Иерусалима. Часть верхней кладки на поверхности длиной 57 метров – это знаменитая Стена Плача. Тоннель, построенный в XX веке, позволяет увидеть остальную часть стены под землей. Почему это так важно для приверженцев иудаизма? Именно у Западной стены находилась Святая Святых (Кодеш ха-Кодашим), где хранились скрижали Завета в Иерусалимском Храме.
Иерусалим. Вид на Западную
стену
|
Тоннель длиной почти полкилометра позволяет верующим подойти максимально близко к святыне и помолиться у стены. Из тоннеля можно также увидеть ритуальные помещения и остатки следов работ по увеличению храмовой горы Иродом Великим, когда он восстанавливал Второй Храм. В толще известняка располагаются и ритуальные бассейны для омовения – микве. В северной части тоннеля видна улица, вымощенная при Ироде, в также части системы водоснабжения.
Строительство нового тоннеля под Храмовой горой
Современная история тоннеля вдоль Западной стены началась после Шестидневной войны 1967 года, когда объединенный Иерусалим стал столицей Израиля. Возобновились прерванные после Первой Мировой войны раскопки. Появилась новая цель нового израильского государства – открыть всю стену. Работы над тоннелем вдоль стены начались сразу после Шестидневной войны по распоряжению Министерства по делам религий Израиля и продолжались 20 лет.
Любые подземные работы под Старым городом зачастую становятся причиной серьезных конфликтов между арабским и еврейским населением современного Иерусалима, т.к. израильские археологи и строители ведут раскопки прямо под жилыми домами в арабском квартале. Естественно, серьезные конфликты возникали и из-за работ, связанных с Тоннелем Западной Стены, – в процессе его строительства и в момент его завершения.
Любые подземные работы под Старым городом зачастую становятся причиной серьезных конфликтов между арабским и еврейским населением современного Иерусалима, т.к. израильские археологи и строители ведут раскопки прямо под жилыми домами в арабском квартале. Естественно, серьезные конфликты возникали и из-за работ, связанных с Тоннелем Западной Стены, – в процессе его строительства и в момент его завершения.
Тоннель вдоль
Западной стены
|
Ведение работ у Храмовой горы взволновало проживающих рядом арабских жителей города, выражавших протест против ведения подземных работ в непосредственной близости от их домов, были жертвы. После нескольких конфликтов работы пришлось официально приостановить на прилегающих территориях, однако они продолжились непосредственно вдоль стены.
В конце восьмидесятых историки добрались до северного основания Храмовой горы. В ходе строительства тоннеля в северной части был найден водный тоннель, ныне известный как Тоннель Маккавеев (Хасмонийский), датирующийся II-I вв. до н.э. Это часть системы водоснабжения древнего Иерусалима. По тоннелю вода направляется в водоем Струтийон, его можно увидеть на выходе. В 1988 был учрежден Фонд Наследия Стены, на который легла ответственность за раскопки и организованные посещения подземного пространства. Тоннель укрепили и открыли для туристов.
В то время тоннель имел только один вход из-за невозможности прорубить второй выход вблизи от палестинского района. Этого не делали для сохранения мира на улицах. Однако в сентябре 1996 г. премьер-министр государства Израиль Биньямин Нетаньяху и мэр города Эхуд Ольмерт все же решили вывести тоннель Западной стены на поверхность. Выход был прорублен на улицу Виа Долороса (путь печали) – на дороге, по которой прошел Христос на Голгофу,в мусульманском квартале старого города.
В конце восьмидесятых историки добрались до северного основания Храмовой горы. В ходе строительства тоннеля в северной части был найден водный тоннель, ныне известный как Тоннель Маккавеев (Хасмонийский), датирующийся II-I вв. до н.э. Это часть системы водоснабжения древнего Иерусалима. По тоннелю вода направляется в водоем Струтийон, его можно увидеть на выходе. В 1988 был учрежден Фонд Наследия Стены, на который легла ответственность за раскопки и организованные посещения подземного пространства. Тоннель укрепили и открыли для туристов.
В то время тоннель имел только один вход из-за невозможности прорубить второй выход вблизи от палестинского района. Этого не делали для сохранения мира на улицах. Однако в сентябре 1996 г. премьер-министр государства Израиль Биньямин Нетаньяху и мэр города Эхуд Ольмерт все же решили вывести тоннель Западной стены на поверхность. Выход был прорублен на улицу Виа Долороса (путь печали) – на дороге, по которой прошел Христос на Голгофу,в мусульманском квартале старого города.
Тоннель вдоль
Западной стены
|
Реакция палестинцев стала одной из самых жестоких в истории государства Израиль с 1967-го года. Вооруженные столкновения привели к гибели людей с обеих сторон. Конфликт был урегулирован дипломатически спустя почти полгода за счет других уступок.
Однако беспокойство арабского населения из-за тоннелей, которые прокладывают под Храмовой горой и в окрестностях, будь то новые или заново открытые старые, не утихает. С середины 90-х Управление древностей Израиля (the Israel Antiquities Authority - IAA) несет ответственность за все раскопки. С 2007 г. IAA ведет активную работу по строительству тоннелей и подземных пространств в исторической части Иерусалима.
Однако беспокойство арабского населения из-за тоннелей, которые прокладывают под Храмовой горой и в окрестностях, будь то новые или заново открытые старые, не утихает. С середины 90-х Управление древностей Израиля (the Israel Antiquities Authority - IAA) несет ответственность за все раскопки. С 2007 г. IAA ведет активную работу по строительству тоннелей и подземных пространств в исторической части Иерусалима.
Шахта через арку Уильсона.
Источник: lookatisrael.com
|
За время своей работы Фонд наследия Западной стены полностью подготовил часть тоннелей для посещения туристов. Таким образом, Тоннель вдоль Западной стены помимо своего значения для исповедующего иудаизм населения также является инструментом туристического бизнеса.
Фонд наследия занимается восстановлением и реставрацией древних конструкций, пострадавших от времени и землетрясений, а также обеспечивает комфортное пребывание посетителей под землей. Были установлены системы жизнеобеспечения – вентиляция, освещение, канализация. Обустроены входы для туристов. Сейчас тоннели под старым городом – возможность вернуться в прошлое Иерусалима. Место настолько популярно, что туристические центры Израиля настоятельно рекомендуют бронировать посещение заранее через интернет.
Фонд наследия занимается восстановлением и реставрацией древних конструкций, пострадавших от времени и землетрясений, а также обеспечивает комфортное пребывание посетителей под землей. Были установлены системы жизнеобеспечения – вентиляция, освещение, канализация. Обустроены входы для туристов. Сейчас тоннели под старым городом – возможность вернуться в прошлое Иерусалима. Место настолько популярно, что туристические центры Израиля настоятельно рекомендуют бронировать посещение заранее через интернет.
Обнаружение туннелей Стены Плача
Точные размеры Стены Плача (также известной как Ха-Котель) и методы ее возведения занимали умы исследователей Иерусалима уже с XIX века. В 1864 году в Эрец Исраэль приехал британский инженер и археолог Чарльз Уилсон. Его первой задачей стало составление карты города.
В 1867 году, примерно через два года после открытий Уилсона, в Иерусалим прибыл еще один британский ученыйЧарльз Уоррен. В ходе своей работы в качестве эмиссара Британского фонда исследований Святой Земли Уоррен рыл шахты через Арку Уилсона (одну из них можно найти в молельном зале внутри Арки Уилсона) и дошел в своих раскопках до скального основания и фундамента строения. Ему также удалось обнаружить одни из четырех ведущих на Храмовую гору ворот, которые находились в Стене Плача в период Второго Храма. Позднее они были названы воротами Уоррена. Уилсон и Уоррен были одними из первых исследователей, обнаруживших продолжение Стены Плача в северном направлении.
Проводить организованные раскопки было сложно, и их проект так и не был завершен из-за препятствий, чинимых правительством Османской империи. Эти археологи нашли обломки строений, но не смогли установить связь между ними и определить, что они собой представляют.
В течении пятидесяти лет – после начала Первой мировой войны и до окончания Шестидневной войны – в районе Стены Плача не производилось раскопок. Только после воссоединения Иерусалима в 1967 году работа в туннелях возобновилась. Ее цель была определить точные размеры Стены. Этот проект был поручен министерству по делам религий. Во главе проекта стоял раввин Стены Плача Меир-Иегуда Гец, отличавшийся особой преданностью делу и большим вниманием к организационным моментам и мельчайшим деталям инженерных конструкций.
Раскопки, сопровождаемые рядом проблем и сложностей, продолжались почти 20 лет. После создания Фонда наследия Стены Плача в 1988 годуФонду была поручена ответственность за дальнейшее проведение работ. Фонд продолжает заниматься этой деятельностью по сей день, открыв туннели Стены для доступа широкой публики.
Проект раскопок Стены Плача, проведенный с большой основательностью при тщательном соблюдении галахических постановлений (иудейского права) и научных требований, представил перед общественностью Иерусалим во всем своем великолепии – таким, каким он был 2000 лет назад.
В ходе раскопок был обнаружен ряд неизвестных ранее фактов истории и географии Храмовой горы и прилегающей к ней территории. Исследователям открылись неизвестные прежде подробности о методах строительства древних времен. Были обнаружены скрытые места и важные археологические артефакты. Постепенно был открыт Большой мост Второго Храма и ритуальные купальни, служившие жителям Иерусалима и паломникам. Была также обнаружена улица, которая, согласно найденным на месте монетам и черепкам, принадлежала эпохе Второго Храма, и, разумеется, Стена Плача практически в своем полном размере.
В ходе раскопок были открыты огромные аккуратно вырезанные и невероятно хорошо сохранившиеся каменные кладки, составляющие часть Стены. Археологи нашли древние колодцы и акведук Хасмонейского периода, заблокированный Иродом в ходе расширения территории Храмовой горы, а также внушительные мусульманские строения средних веков, которые в значительной степени помогли сохранить Стену в течение долгого времени. Все эти находки наделяют туннели Стены Плача исключительной исторической и археологической ценностью. Тем не менеераскопки в туннелях продолжаются, поскольку у подножия Храмовой горы предстоит открыть еще больше, чем уже было обнаружено.
Туннели Стены Плача – это некоторое подобие «туннеля времени» в древний Иерусалим. Каждый посетитель погружается в атмосферу жизни этого удивительного города в эпоху его наивысшего расцвета в I веке н. э. Однако эта экскурсия – не просто путешествие сквозь время, но и важный урок еврейской истории и археологии, а также топографии Иерусалима.
В 1867 году, примерно через два года после открытий Уилсона, в Иерусалим прибыл еще один британский ученыйЧарльз Уоррен. В ходе своей работы в качестве эмиссара Британского фонда исследований Святой Земли Уоррен рыл шахты через Арку Уилсона (одну из них можно найти в молельном зале внутри Арки Уилсона) и дошел в своих раскопках до скального основания и фундамента строения. Ему также удалось обнаружить одни из четырех ведущих на Храмовую гору ворот, которые находились в Стене Плача в период Второго Храма. Позднее они были названы воротами Уоррена. Уилсон и Уоррен были одними из первых исследователей, обнаруживших продолжение Стены Плача в северном направлении.
Проводить организованные раскопки было сложно, и их проект так и не был завершен из-за препятствий, чинимых правительством Османской империи. Эти археологи нашли обломки строений, но не смогли установить связь между ними и определить, что они собой представляют.
В течении пятидесяти лет – после начала Первой мировой войны и до окончания Шестидневной войны – в районе Стены Плача не производилось раскопок. Только после воссоединения Иерусалима в 1967 году работа в туннелях возобновилась. Ее цель была определить точные размеры Стены. Этот проект был поручен министерству по делам религий. Во главе проекта стоял раввин Стены Плача Меир-Иегуда Гец, отличавшийся особой преданностью делу и большим вниманием к организационным моментам и мельчайшим деталям инженерных конструкций.
Раскопки, сопровождаемые рядом проблем и сложностей, продолжались почти 20 лет. После создания Фонда наследия Стены Плача в 1988 годуФонду была поручена ответственность за дальнейшее проведение работ. Фонд продолжает заниматься этой деятельностью по сей день, открыв туннели Стены для доступа широкой публики.
Проект раскопок Стены Плача, проведенный с большой основательностью при тщательном соблюдении галахических постановлений (иудейского права) и научных требований, представил перед общественностью Иерусалим во всем своем великолепии – таким, каким он был 2000 лет назад.
В ходе раскопок был обнаружен ряд неизвестных ранее фактов истории и географии Храмовой горы и прилегающей к ней территории. Исследователям открылись неизвестные прежде подробности о методах строительства древних времен. Были обнаружены скрытые места и важные археологические артефакты. Постепенно был открыт Большой мост Второго Храма и ритуальные купальни, служившие жителям Иерусалима и паломникам. Была также обнаружена улица, которая, согласно найденным на месте монетам и черепкам, принадлежала эпохе Второго Храма, и, разумеется, Стена Плача практически в своем полном размере.
В ходе раскопок были открыты огромные аккуратно вырезанные и невероятно хорошо сохранившиеся каменные кладки, составляющие часть Стены. Археологи нашли древние колодцы и акведук Хасмонейского периода, заблокированный Иродом в ходе расширения территории Храмовой горы, а также внушительные мусульманские строения средних веков, которые в значительной степени помогли сохранить Стену в течение долгого времени. Все эти находки наделяют туннели Стены Плача исключительной исторической и археологической ценностью. Тем не менеераскопки в туннелях продолжаются, поскольку у подножия Храмовой горы предстоит открыть еще больше, чем уже было обнаружено.
Туннели Стены Плача – это некоторое подобие «туннеля времени» в древний Иерусалим. Каждый посетитель погружается в атмосферу жизни этого удивительного города в эпоху его наивысшего расцвета в I веке н. э. Однако эта экскурсия – не просто путешествие сквозь время, но и важный урок еврейской истории и археологии, а также топографии Иерусалима.
Тоннели Стены
Плача
|
☘️🌱☘️