Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Ирод I Великий

Ирод I Великий

Ирод I Великий

Он был человеком противоречивым. Не относясь ни к одной из древних еврейских династий, сумел стать иудейским царем. Во время вражеских нашествий ему приходилось покидать страну, однако он всегда возвращался назад еще более сильным. Его обвиняют в страшных преступлениях, но никто не может скрыть того факта, что именно этот правитель развернул огромное строительство в Иудее и спас от голода десятки тысяч людей. Он преклонялся перед римлянами, однако в делах старался учитывать мнение консервативной части еврейского общества. Речь идет о царе Иудеи Ироде I, которому уже после смерти был присвоен титул "Великий".

Происхождение

На самом деле настоящее имя Ирода – Херодус, и в русский язык оно пришло с сильным искажением от греков. Херодус родился в Идумее, южной провинции, подконтрольной Иудее.

Еще дед Ирода Антипатр правил этим регионом, однако после прихода в эти края еврейского войска благоразумно покорился пришельцам, принял иудаизм, благодаря чему сумел сохранить власть над Идумеей.

Его наследник Антипатр Идумеянин, будущий отец Ирода, после прихода на Ближний Восток римлян начал с ними активно сотрудничать, за что был утвержден на должность наместника Идумеи. Такая вольность в поведении провинциального лидера вовсе неудивительна, ведь после взятия Помпеем Иерусалима в 63 году до н.э., уже сами иудейские цари стали полностью подконтрольны римской республике.

Где-то в районе 74-73 годов до н.э. у Антипатра Идумеянина родился сын Ирод. Делом жизни отца будущего великого правителя было отмщение за покорение евреями Идумеи, поэтому он делал все от него зависящее, чтобы при помощи римлян возвысить собственный род. И это ему удалось сделать, не смотря на перипетии политической борьбы в самой метрополии.

Когда в 49-45 годах в Риме разразилось гражданское противостояние, Антипатр из претендентов на власть в Сенате выбрал Юлия Цезаря и не прогадал. После того как Цезарь укрепился во власти, он щедро наградил своих союзников. Антипатру был дарован чин прокуратора Иудеи, и он формально, не будучи царем, стал главным представителем римлян в данной провинции.

Юлий Цезарь

Юлий Цезарь

Наряду с исполнением обязанностей прокуратора Иудеи Антипатр был опекуном царя Гиркана II. Имея на него большое влияние, сумел убедить правителя назначить своего сына Ирода тетрархом Галилеи. Так в 48 году до н.э. 25-летний молодой человек получил свою первую ответственную должность. Уже в следующем году Ирод стал полноценным римским гражданином.

Первые действия Ирода-политика

Для укрепления своей власти в Галилее Ирод разгромил и казнил, так называемых, «галилейских разбойников» – повстанцев, руководимых Иезекией, отцом Иуды Галилеянина.

Столь жесткое отношение к мятежникам было одобрено римскими наместниками в Сирии, хотя у консервативной части еврейского сообщества такое поведение яростно осуждалось. К сожалению, в те времена только жесткая власть и приближение к сильной державе могло предохранить собственную территорию от нападения агрессивных соседей. И дальнейшие события только подтвердили это.

В 40 году до н.э. в Галилею вторглись полчища парфян. В итоге они захватили всю Иудею, а во главе захваченных земель поставили Антигона, выходца из старинного иудейского рода Хасмонеев. Ироду пришлось бежать из Галилеи. Через Иудею и Идумею он направился в Египет, где встретился с царицей Клеопатрой, а потом на корабле переправился в Рим. Прибыв в столицу империи, он пошел на заседание Сената. В итоге, он сумел заручиться поддержкой Марка Антония и благодаря его авторитету был назначен Сенатом царем Иудеи.

Из Рима в 39 году до н.э. Ирод кораблем возвратился на Ближний Восток. Высадившись в Птолемаиде, он собрал собственное войско из бежавших от парфян евреев и наемников, после чего двинулся освобождать Иерусалим.

Конечно же, римляне понимали, что своими силами Ироду не взять иудейскую столицу, поэтому усилили его отряды 11-ю легионами своей регулярной армии. Два года длилось противостояние сторон, но в конце концов парфяне были разбиты, а Иерусалим пал. Царствующий в те времена Антигон попал в плен, а впоследствии вместе с полусотней своих ближайших сподвижников был казнен.

Утверждение на троне

Понимая, что со своей биографией ему сложно будет утвердиться на троне Иудеи, Ирод еще в ходе осады Иерусалима женился на внучке царя Гиркана II Мариамне, чем приблизил себя к династии Хасмонеев. В дальнейшем он уже не оглядывался на свое прошлое и вел себя как полноценный правитель. Спустя 6 лет после воцарения Ирода на троне, а именно в 31 году до н.э., Иудею поразило разрушительное землетрясение. Разбушевавшаяся стихия погубила около 30 тысяч жизней, не говоря о многочисленных разрушенных зданиях. В Риме разразился политический кризис, отчего главный защитник Ирода Марк Антоний сошел с политической арены, а на смену ему пришел Октавиан Август. Воспользовавшись моментом, на Иудею с юга начали наступать племена арабов. Царю пришлось решать крайне сложную задачу.

Первым делом он сосредоточил усилия по отражению внешней агрессии. После того как арабы были изгнаны из Иудеи, Ирод занялся налаживанием политических дел. Он сумел установить контакты с новым цезарем, после чего иудейский правитель вновь смог сосредоточиться на внутренних проблемах. Ирод начал грандиозное строительство.

Царь-строитель

По всей стране возводились новые дома для граждан, дворцы, амфитеатры, общественные здания. По велению царя был построен новый порт Цезаря на берегу Средиземного моря.

Полной реконструкции подверглись сразу несколько городов. Однако вершиной строительной фантазии Ирода стала реконструкция Иерусалимского Храма – главной еврейской святыни, которая продолжалась 9 лет.

Второй Храм

Второй Храм

В процессе работ проведение служб в нем не прекращалось. Несмотря на свое честолюбие, Ирод сохранил культовому комплексу родное наименование Второго Храма, хотя имел все основание заменить его на «Третий». Интересно, что, хотя основные работы по реконструкции Храма были проведены, некоторые из них продолжались даже после смерти Ирода.

Борьба с голодом

Новая напасть произошла в Иудее в 25 году. В стране случился неурожай, отчего среди людей начался массовый голод. В столицу потянулись толпы людей, которых необходимо было как-то прокормить. Требовалось закупить продукты на стороне, однако средств в государственной казне для этого не было. Тогда Ирод сделал совершенно неординарный ход: он приказал собрать в своем дворце все золотые изделия и на вырученные за них средства закупить в Египте продукты питания. Вот таким необычным способом правитель сумел справиться с голодом, что в свою очередь повлекло за собой народное признание.

Конец царствования

Ближе к концу своей жизни Ирод стал отличаться болезненной подозрительностью. Он, опасаясь за свою жизнь, стал остерегаться даже самых близких людей. Под подозрение попали даже его собственные дети. Дошло до того, что он заподозрил в измене и приказал казнить нескольких сыновей. К этому периоду относится и хрестоматийная библейская история об убийстве в Иерусалиме нескольких тысяч младенцев мужского пола. По некоторым подсчетам, тогда могли погибнуть до полутора десятков тысяч детей. Правда, справедливости ради, именно этот случай у историков вызывает сомнения из-за расхождения в датах смерти самого Ирода и массовых убийств младенцев.

Перед своей кончиной царь сильно страдал от болей в животе. Все попытки вылечиться не помогали. Смирившись с неизбежной смертью, Ирод приказал выплатить денежное довольствие армии и назначил старшего из сыновей Архелая наследником престола. А то, что его наследники не смогли продолжить начатые Иродом дела, уже не их вина. Мир в Иудее стоял на пороге сильнейших потрясений.

В Библии царь Иудеи Ирод описан как кровожадный и бесчеловечный тиран, злодей и детоубийца. По его приказу в Вифлееме отнимали у матерей младенцев и безжалостно убивали их, чтобы не остался в живых потенциальный соперник, будущий претендент на царский престол (что являетсчя своего рода фейком…).

Образ иудейского царя-душегуба сохранился в памяти народов благодаря евангельскому повествованию об избиении младенцев в Вифлееме. В исторической науке биография Ирода I (Великого) хорошо документирована, но этого факта там нет. Об избиении младенцев говорится только в Евангелии от Матфея [можно ли, вообще, жоверять Матфею?!  (см. тему Миссия невыполнима. Путешествия св. Павла - реальностьили вымысел)]

Так или иначе, царь Ирод умер до Рождества Христова, и за смертоубийства в Вифлееме, видимо, должен нести ответственность его сын Антип.




Об Ироде Великом (темы):




И вообще: