Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

«Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница, 1745
Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница, 1745

«Шоколадница» - одно из прославленных произведений швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара. Написанная пастелью на пергаменте, полная живописного мастерства и поэтичности, картина вызывает неизменный восторг зрителей. Среди шедевров Дрезденской галереи она считается одной из жемчужин.

Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет  (Лиотар Смеющийся), 1770. Фрагмент
Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет
(Лиотар Смеющийся), 1770. Фрагмент

Художника Жана Этьена Лиотара(1702-1789г ) считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Легенд о его странствиях и приключениях сохранилось не меньше, чем созданных работ, а их было около четырехсот! Коллеги и влиятельные поклонники таланта называли Жана “художником правды” — за фотографическую точность изображения, “живописцем королей и красивых женщин” — за любовь к изысканности.

Легенда о создании картины такова:

В 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштайн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф , дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа.

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница, 1745. Фрагмент
Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница, 1745. Фрагмент

Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда.

Но есть и другая версия

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне.

Третья версия

Это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Описание картины

На картине изображена всего одна женская фигура. Но она изображена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Ж.-Э. Лиотар сумел придать картине характер жанровой сценки. Перед "Шоколадницей" - свободное пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос.

Глаза "Шоколадницы" скромно опущены, но сознание своем привлекательности освещает все ее нежное и милое личико. Осанка ее, положение головы и рук - все полно самой естественной грации. Ее маленькая ножка в серой туфельке на высоком каблучке скромно выглядывает из-под юбки.

Цвета одежды "Шоколадницы" подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый чепчик - розовый и нежный, как лепесток розы... Художник с присущей ему точностью ни на черточку не отступает от самого детального воспроизведения формы тела "Шоколадницы" и ее одежды. Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика.

Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.

Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» —  другая картина художника на близкий сюжет.  Национальная галерея, Лондон
Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» —
другая картина художника на близкий сюжет.
Национальная галерея, Лондон

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate» приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркойв США и одной из старейших в мире.

Реклама фирмы Baker’s Chocolate, 1919 г.  В левом нижнем углу — силуэт «Шоколадницы»
Реклама фирмы Baker’s Chocolate, 1919 г.
В левом нижнем углу — силуэт «Шоколадницы»


ДРУГИЕ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА:

Портрет Марии-Жозефы Саксонской,  дофины Франции» (1731-1767)
Портрет Марии-Жозефы Саксонской,
дофины Франции» (1731-1767)

Девочка с куклой, дочь художника, крестница императрицы Марии Терезии
Девочка с куклой, дочь художника,
крестница императрицы Марии Терезии

Франсуа Троншен с картиной Рембрандта (1757)
Франсуа Троншен с картиной Рембрандта (1757)

Портрет месье Bouër, купца из Генуи.
Портрет месье Bouër, купца из Генуи

Портрет мадам Boere
Портрет мадам Boere

Жанна-Элизабет де Селлон (1705-1749)
Жанна-Элизабет де Селлон (1705-1749)

Lady Ann Сомерсет, графини Нортгемптон
Lady Ann Сомерсет, графини Нортгемптон

Портрет Марии ван Frederike Reede-Атлон в возрасте семи лет
Портрет Марии ван Frederike Reede-Атлон в возрасте семи лет

Леди Понсонби -урожденная Каролина Кавендиш (1719-1760) –  в костюме Венециано
Леди Понсонби -урожденная Каролина Кавендиш (1719-1760) –
в костюме Венециано

Елизавета Фредерика София,  герцогиня Вюртемберг (1732-1780)
Елизавета Фредерика София,
 герцогиня Вюртемберг (1732-1780)

Портрет императрицы-королевы Марии Терезии,  суверенной Австрии, Богемии и Венгрии
Портрет императрицы-королевы Марии Терезии,
 суверенной Австрии, Богемии и Венгрии

Жан-Этьен Лиотар всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника:
«Он наблюдал, как работают другие, и… делал все по-своему!»