Культура любви ко мхам, сформировавшаяся в Японии – редкое явление для остального мира. Она особенно заметна в японском садово-парковом искусстве, в котором именно мхи стали воплощением духа ваби-саби.
Людям свойственно пренебрегать мхом – мелким, неприметным и не дающим цветов. Тем не менее, в одной из стран сформировалась культура трепетного отношения ко мхам. Эта страна – Япония, где ещё более тысячи лет назад люди заметили мхи, разглядели смысл в их существовании и даже сделали их воплощением столь характерного для японской культуры эстетического чувства ваби-саби: поиск прекрасного в простоте и безмятежном спокойствии.. В результате мхи превратились в важный элемент растительного мира, раскрывающий культуру Японии, и даже удостоились упоминания в национальном гимне.
Декоративная
композиция из мхов и трав (фотография автора)
|
Мхи глубоко проникают в повседневную жизнь японцев и в её нынешнем виде. Выйдя из дома на небольшую прогулку, не составит особого труда заметить кокэдама – композиции, в которых для растения вместо глиняного горшка используется земляной шар, обёрнутый мхом, а также другие небольшие растительные украшения, одним из элементов которых выступает мох. А на страницах туристических журналов нетрудно найти предложения отправиться в поездку, чтобы полюбоваться видом первозданных мхов.
Не нужно особых усилий и для того, чтобы отыскать ресторан японской кухни в традиционном стиле, где насладиться видом замшелого японского сада можно прямо за трапезой. В последние годы внимание ко мхам заметно усилилось, и в обиходе даже появилось выражение кокэ гару. Так называют женщин, которым особенно нравится именно мох. Среди кокэ гару проводятся конкурсы. Едва ли сыщется другая культура, носители которой питают ко мхам такие нежные чувства, как японцы. Чем же объясняется столь сильное проникновение мхов в культуру Японии – вплоть до самой будничной жизни её обитателей?
Моховое
украшение с фигуркой
|
Первозданный лес Якусимы. Ощущение дремучести, которое создают мхи,
служит одной из изюминок для привлечения любителей трекинга.
|
Замшелый сад как воплощение ваби-саби
Осмысливая связь мхов с японской культурой, в первую очередь следует отметить изобильность, с которой эти растения представлены в Японии. Наша страна, расположенная в азиатской муссонной климатической зоне с большим количеством осадков в виде дождя, является одним из уголков мира с особенным богатством мхов: по всей её территории распространены свыше 1700 видов. Быть может, именно из-за этого японцы с самых давних времен наделяли существование мхов, заметных в повседневной жизни, множеством смыслов.
К примеру, словечко кокэмусу – «отрастить мох» выражает идею бесконечно долгого времени. Его появлением мы обязаны именно мхам – кокэ, которым требуется уйма времени для того, чтобы покрыть поверхность предмета. Другое выражение – кокэ-но коромо, «одежды из мха» означает не одеяния, материалом для которых послужил мох, а скромное облачение монаха. Вид мха, который ничем себя не приукрашает, уподоблен честной бедности монашеского платья. Временами мох у японцев оказывается тесно связан с мыслями о жизни и смерти. Свидетельством тому выражение «подо мхами», подразумевающее то, что ждёт человека после смерти. В этом выражении можно увидеть и связь с вечностью через смерть, к которой человек приходит, каким бы долгим ни был его жизненный путь. С понятием смерти у японцев зачастую ассоциируется и сакура. Это происходит оттого, что быстро облетающие лепестки цветущей сакуры выступают своего рода олицетворением отношения к смерти воина-самурая, идеал для которого – храбро погибнуть в бою. Сходство роскошной сакуры и скромных мхов в том, что оба этих растения, столь контрастирующие между собой, связаны у японцев с отношением к жизни и смерти, и в этом есть глубокий смысл.
Хотя, как отмечено выше, японцы видят во мхах множество разных смыслов, современному человеку, вероятно, ближе всего понимание японского видения красоты и стильности. Давайте попробуем проследить за тем, как изменялось японское чувство прекрасного.
В Японии эпохи Хэйан, главным образом, среди аристократии распространилась изысканная культура, ценящая красоту разнообразных растений и цветов – сакуры, японской сливы, алых осенних клёнов и т. д. Но затем, в средние века, другие факторы, оказывавшие влияние на культурную жизнь, такие как дзэн-буддизм, чайная церемония и т. п. породили иное понимание красоты в японской культуре, выражаемое словами ваби-саби. Мох стал растением, выражающим именно эту концепцию красоты. Он идеально являет собой смысл данных понятий – растущий тихо, неброско, не украшающий себя цветами, и вместе с тем чистого цвета, словно пропускающий сквозь себя свет. Так мох, никогда прежде не бывавший на авансцене человеческого внимания, стал купаться в его лучах. В частности, он стал неотъемлемым элементом квинтэссенции гармонии по-японски – японского сада.
К примеру, словечко кокэмусу – «отрастить мох» выражает идею бесконечно долгого времени. Его появлением мы обязаны именно мхам – кокэ, которым требуется уйма времени для того, чтобы покрыть поверхность предмета. Другое выражение – кокэ-но коромо, «одежды из мха» означает не одеяния, материалом для которых послужил мох, а скромное облачение монаха. Вид мха, который ничем себя не приукрашает, уподоблен честной бедности монашеского платья. Временами мох у японцев оказывается тесно связан с мыслями о жизни и смерти. Свидетельством тому выражение «подо мхами», подразумевающее то, что ждёт человека после смерти. В этом выражении можно увидеть и связь с вечностью через смерть, к которой человек приходит, каким бы долгим ни был его жизненный путь. С понятием смерти у японцев зачастую ассоциируется и сакура. Это происходит оттого, что быстро облетающие лепестки цветущей сакуры выступают своего рода олицетворением отношения к смерти воина-самурая, идеал для которого – храбро погибнуть в бою. Сходство роскошной сакуры и скромных мхов в том, что оба этих растения, столь контрастирующие между собой, связаны у японцев с отношением к жизни и смерти, и в этом есть глубокий смысл.
Мхи
и цветы сакуры.
И
те, и другие тесно связаны с японской культурой
|
Хотя, как отмечено выше, японцы видят во мхах множество разных смыслов, современному человеку, вероятно, ближе всего понимание японского видения красоты и стильности. Давайте попробуем проследить за тем, как изменялось японское чувство прекрасного.
В Японии эпохи Хэйан, главным образом, среди аристократии распространилась изысканная культура, ценящая красоту разнообразных растений и цветов – сакуры, японской сливы, алых осенних клёнов и т. д. Но затем, в средние века, другие факторы, оказывавшие влияние на культурную жизнь, такие как дзэн-буддизм, чайная церемония и т. п. породили иное понимание красоты в японской культуре, выражаемое словами ваби-саби. Мох стал растением, выражающим именно эту концепцию красоты. Он идеально являет собой смысл данных понятий – растущий тихо, неброско, не украшающий себя цветами, и вместе с тем чистого цвета, словно пропускающий сквозь себя свет. Так мох, никогда прежде не бывавший на авансцене человеческого внимания, стал купаться в его лучах. В частности, он стал неотъемлемым элементом квинтэссенции гармонии по-японски – японского сада.
Японский
сад буддийского храма Эйгэндзи
в
префектуре Сига наполняет дух ваби-саби
|
Мох служит украшением японского сада Художественного дома-музея Накано
в префектуре Ниигата. Использование мхов в садово-парковом искусстве –
характерная японская особенность.
|
Истоки японского сада лежат в древности, восходя примерно к эпохе Асука. Но, как полагают, мох в те времена в саду специально не выращивали. Даже в буддийском храме Сайходзи, территорию которого полностью покрывают мхи такой красоты, что он известен на весь мир как «храм мхов», во время создания (в эпоху Муромати) мох, судя по всему, не использовался.
Японский сад буддийского храма Сайходзи в префектуре Киото, который во
всем мире именуют «храмом мхов», признан объектом Всемирного наследия.
|
Однако по мере формирования эстетической концепция ваби-саби садово-парковое искусство тоже претерпело изменения, и люди стали видеть прелесть пейзажей, которые украшает мох. Сейчас прекрасные японские сады, поросшие мхами, даже стали называть «садами мхов». Они весьма разнообразны. Есть сады коврового типа, где мхи устилают поверхность, словно ковёр; имеется разновидность, подражающая природным пейзажам – отображения природы, а есть разновидность, в которой мох формирует узоры геометрического характера.
Сад с моховым ковром в буддийском храме Сандзэнъин в префектуре Киото.
Всю поверхность сада устилают мхи.
|
Мшистый сад-отображение природы в буддийском храме Рютандзи префектуры
Сига. В этом саду мхи изображают острова, а камни – горы.
|
Моховой сад узорного типа в буддийском храме Тофукудзи в префектуре
Киото. Мох и каменные плиты создают выразительный клетчатый узор.
|
Разнообразие мхов в японских садах
Мшистые сады не просто красивы. Они выполняют важную функцию в защите разнообразия мхов. Даже в сердцах больших городов в садах, где насчитывается более сотни видов мха, зачастую произрастают редкие виды. Секрет состоит в дизайне японских садов. Одним из вариантов дизайна является использование приёма сюккэй – миниатюрного пейзажа. Он состоит в том, что крупные природные объекты изображаются сильно уменьшенной величины, к примеру, валун становится уменьшенной копией неприступного горного утёса, а мелкая галька изображает морские волны, бьющиеся у его подножья.
Воссоздаваемая благодаря такому дизайну изменчивая природная среда становится для крохотных мхов залогом их распространения и благополучия. Для мхов миниатюрная среда садов выступает самой настоящей большой природой. Как следствие, в небольшом пространстве сада получают возможность произрастать самые разнообразные мхи. Богатство садовых мхов имеет и уникальную научную ценность. В условиях, когда развитие городской среды ведёт к исчезновению мхов, мшистые сады берут на себя функции своего рода оазисов, делающих возможным их существование.
Воссоздаваемая благодаря такому дизайну изменчивая природная среда становится для крохотных мхов залогом их распространения и благополучия. Для мхов миниатюрная среда садов выступает самой настоящей большой природой. Как следствие, в небольшом пространстве сада получают возможность произрастать самые разнообразные мхи. Богатство садовых мхов имеет и уникальную научную ценность. В условиях, когда развитие городской среды ведёт к исчезновению мхов, мшистые сады берут на себя функции своего рода оазисов, делающих возможным их существование.
Японский сад Художественного музея Хаконэ в префектуре Канагава
демонстрирует многообразный и изменчивый природный ландшафт. Разнообразие этого
ландшафта позволяет существовать разным видам мхов.
|
Живой индикатор ухудшения состояния окружающей среды
Но в последние годы мхам японских садов угрожает всё более серьёзная опасность. Она возникает в связи с тем, что образ жизни человека порождает явление, именуемое «тепловым куполом» – так называют острова тепла, покрывающие урбанизированные территории. Остров тепла возникает на территориях, поверхность которых облицована бетоном и другими искусственными покрытиями, где выбросы тепловой энергии, которыми сопровождается деятельность человека, накапливаются и, повышая температуру воздуха, и приводят к изменениям окружающей среды. Известной особенностью является то, что воздействие теплового купола затрудняет снижение температуры воздуха от заката до рассвета. А мхи – это растительность, на которой это воздействие отражается очень сильно.
Молодой, свежий и нежный мох рода ракомитриум (Racomitrium japonicum).
Поглощающий питательные вещества всей поверхностью организма мох крайне
чувствителен к изменениям в окружающей его среде.
|
В отличие от деревьев и трав, для мхов, которые поглощают влагу и питательные вещества всей своей поверхностью, важным источником влаги служат утренняя роса и туман. Но поскольку явление теплового купола препятствует снижению температуры воздуха, частота возникновения росы и тумана уменьшается. Согласно архивным данным, если в 1960-е годы в Киото туманы возникали примерно 30 раз за год, то с наступлением 2000-х годов они практически прекратились. При этом стало очевидным, что мхи в садах тех мест, которые сильно подвержены воздействию теплового купола, реагируют на это изменение среды, погибая, словно по команде. Исчезновение мхов, создающих настроение скромной простоты и налёта старины, можно без преувеличения назвать опасным для японской культуры создания садов.
Мох кукушкин лён, засохший в связи с возникновением феномена теплового
купола. Мшистые сады стоят перед лицом кризиса.
|
Поскольку мхи, как демонстрирует пример с возникновением теплового купола, чувствительны к изменениям в окружающей среде, их часто используют в качестве биологического индикатора, позволяющего судить об экологической обстановке. При пристальном рассмотрении мхов становятся заметны изменения окружающей среды, которые прежде не привлекали нашего внимания. Подобно деградации мшистых садов вследствие урбанизации, в сельской природной среде мхи исчезают в лесах, которым идёт во вред увеличение поголовья оленей.
Лесистые склоны горы Одайгахара (преф. Нара) в прошлом покрывали мхи. В
результате деградации из-за поедания оленями, всего примерно за 30 лет эти леса
заросли бамбуком саза.
|
Более того, анализ мхов глубоко в горах свидетельствует о том, что в этих растениях накапливаются, достигая высоких уровней концентрации, вещества, приносимые из-за загрязнения атмосферы далеко на континенте, очевидно сигналя о загрязнении окружающей среды планетарного масштаба. В конечном счёте этот процесс неминуемо распространится на флору, фауну, а затем и на людей.
Может быть, нам, людям, следовало бы приложить усилия, чтобы послание, с которым мхи обращаются к нам своим почти не различимым шёпотом, достигло каждого? Быть может, от того, прислушаемся ли мы к шёпоту мхов, зависит будущий ход развития всего человечества. Фотография к заголовку: Сад в японском стиле буддийского храма Рурикоин (преф. Киото), где мхи великолепно оттеняют яркость разноцветья осенней листвы
Может быть, нам, людям, следовало бы приложить усилия, чтобы послание, с которым мхи обращаются к нам своим почти не различимым шёпотом, достигло каждого? Быть может, от того, прислушаемся ли мы к шёпоту мхов, зависит будущий ход развития всего человечества. Фотография к заголовку: Сад в японском стиле буддийского храма Рурикоин (преф. Киото), где мхи великолепно оттеняют яркость разноцветья осенней листвы
Оиси Ёситака
Профессор Научно-образовательного центра Университета префектуры Фукуи. Специализация – биология мхов. Окончил аспирантуру сельскохозяйственных наук Киотского университета. Доктор сельскохозяйственных наук. Занимается исследованиями многообразия и приспособляемости мхов, а также роли мхов в культуре и экосистемах.