Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Коллекция Ханса Принцхорна: художественное творчество душевнобольных

Коллекция Ханса Принцхорна: художественное творчество душевнобольных

В 1922 году немецкий психиатр Ханс Принцхорн опубликовал книгу «Художественное творчество душевнобольных». Эта работа стала знаковой в истории научных исследований, посвященных связи между психическим заболеванием и творческими способностями.

Постичь эту сложную и неоднозначную связь пытались многие ученые. Например, за год до выхода книги Принцхорна, свет увидела монография швейцарского психиатра Вальтера Моргенталера «Искусство душевнобольных», рассказывающая о жизни и творчестве его подопечного Адольфа Вёльфли, страдавшего шизофренией.

Вместе с тем исследование Ханса Принцхорна было первым в своем роде. В передовых кругах того времени, прежде всего, творческих, оно пользовалось огромной популярностью. Такие художники-авангардисты, как Пауль Клее, Макс Эрнст и Жан Дюбюффе высоко оценили выводы, представленные в работе Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных» (Bildnerei der Geisteskranken), доступной на сайте университетской библиотеки Гейдельберга.

«Ангел-мститель», карандаш
«Ангел-мститель», карандаш

В 1940-х годах Жан Дюбюффе, вдохновившись книгой Принцхорна, стал основателем направления Ар Брют (франц. Art brut – грубое, сырое искусство), наряду с близким ему искусством аутсайдеров отвергающего красоту и гармонию. Оба течения продолжают привлекать к себе интерес и в настоящее время.

Жизнь Ханса Принцхорна отличалась разнообразием. Будущий психолог родился в Вестфалии в 1886 году. Прежде чем посвятить себя науке о душевном здоровье человека, Ханс получил отличное гуманитарное, а затем и искусствоведческое образование: он изучал философию, историю искусств и даже вокальное искусство в Лондоне. В 1919 году Принцхорн обратился к изучению медицины и психиатрии. В психиатрической клинике Гейдельберга он начал своё исследование, которое заключалось в наблюдении за пациентами и анализе их творчества.

Со временем ученый создал коллекцию, включающую более 5000 картин, рисунков и резных фигурок, собранных в различных психиатрических больницах Гейдельберга и его окрестностей. В основном их авторы имели диагноз «шизофрения». На основании научного анализа этого необычного архива и была написана его книга «Художественное творчество душевнобольных».

«Абстрактно-декоративная игра», карандаш
«Абстрактно-декоративная игра», карандаш

Устанавливая связь между психическим заболеванием и образным мышлением душевнобольных, Ханс Принцхорн разработал свои тезисы. Он выделил шесть основных импульсов, стимулирующих возникновение художественного образа: желание выразить себя, игра, потребность что-то украсить (декоративность), стремление что-то упорядочить, склонность к подражанию и потребность в символах.

Для Ханса Принцхорна создание образа обусловлено сильным желанием человека оставить некий след: 
«Когда мы покрываем лист бумаги каракулями, когда ребенок раскладывает разноцветную гальку на своем пироге из грязи или когда мы сажаем цветы в наших садах – общим для всех этих совершенно разных видов деятельности является обогащение внешнего мира элементами восприятия».
Подобно потребности человека в деятельности, такой неустранимый психологический факт, как стремление обогатить внешний мир элементами восприятия, подтверждает желание человека не пассивно вливаться в окружающий мир, а оставлять следы своего существования за рамками целенаправленной деятельности. 
Ханс Принцхорн

Книга вызвала резонанс не только в медицинских кругах, но и в мире искусства. Интерес к ней стал отражением изменившегося отношения к «высокому искусству», претендовавшему на первенство в мире творчества. Исследование Ханса Принцхорна предоставило право голоса ранее обездоленным: тем, кто находился в заключении, кого считали безумными, кто страдал от нищеты, не имел образования, – тем самым изгоям и отщепенцам, о которых вообще не принято думать, говоря о творчестве.

«Женщина в парике», карандаш
«Женщина в парике», карандаш

Вместе с тем, в исследовании есть нечто зловещее. Ханс Принцхорн идентифицировал стиль, который спустя десятилетие, с ростом национал-социализма в Германии, будет назван «Entartete» («дегенеративный»). Такие работы отличались от «истинного генотипа» мифической «немецкости» – нормальности, генетической избранности. В 1937 году в Мюнхене и других городах были проведены выставки, экспонирующие эти «дегенеративные» работы.

Художники, такие как Пауль Клее и Василий Кандинский, были представлены наряду с сотнями других, в числе которых были и пациенты доктора Принцхорна. По утверждению историка искусства Стефани Баррон, «четвертая часть иллюстративных страниц в буклете содержала репродукции работ пациентов психиатрических клиник, взятых из знаменитой коллекции Принцхорна».

Рисунки душевнобольных и работы художников-авангардистов были приравнены организаторами выставки и объявлены патологией. Тем не менее мероприятие привлекло миллионы посетителей, а вскоре за этим последовали разгул политической цензуры, преследования и репрессии в огромных масштабах.

Огромный архив рисунков и картин, собранный Хансом Принцхорном, остается свидетельством силы духа ученого, не побоявшегося предоставить право слова тем, кто его лишен. Взглянуть на образы, созданные душевнобольными людьми, – это значит позволить этим голосам снова зазвучать, чтобы передать широкий спектр человеческих эмоций и переживаний, которые преданы забвению и похоронены историей.

«Декоративно-символический рисунок», карандаш
«Декоративно-символический рисунок», карандаш

«Вандомская колонна», карандаш
«Вандомская колонна», карандаш

«Аллегорически-символическая работа», акварель
«Аллегорически-символическая работа», акварель

«Ecce Homo» (с лат. «Вот человек»), карандаш
«Ecce Homo» (с лат. «Вот человек»), карандаш

«Аллегорический рисунок», карандаш
«Аллегорический рисунок», карандаш

«Декоративные каракули», карандаш
«Декоративные каракули», карандаш

«Три головы», мел
«Три головы», мел

«Пастух пасет своего козла», карандаш
«Пастух пасет своего козла», карандаш

«Фигура болвана», чернила
«Фигура болвана», чернила

«Воздушное явление»: галлюцинация, карандаш
«Воздушное явление»: галлюцинация, карандаш

Карл Брендель

Карл Брендель родился в Тюрингии в 1870 году. В прошлом он был каменщиком. В 1902 году после несчастного случая ему ампутировали ногу. Его стали посещать галлюцинации, состояния паранойи и маниакальной одержимости. В 1912 году он начал лепить фигурки из хлеба, а затем увлекся резьбой по дереву.

«Голова», хлеб
«Голова», хлеб

«Три статуэтки» (вид спереди и сзади), дерево
«Три статуэтки» (вид спереди и сзади), дерево

Дьявол, дерево
Дьявол, дерево

Август Клоц

Клоц Август, родившийся в 1864 году в Швабии, рисовал, руководствуясь сложным «цветным алфавитом», с помощью которого он переводил слова в цвета с помощью «числового ключа». Этот «инструмент» он использовал для создания сложных визуальных композиций.

«Игриво-декоративная работа», акварель
«Игриво-декоративная работа», акварель

«Генерал фон Вёлькерн», (карандаш)
«Генерал фон Вёлькерн», (карандаш)

«Червячные дыры и т.д.», акварель
«Червячные дыры и т.д.», акварель

«Погреб, трактир, конюшня», карандаш, акварель
«Погреб, трактир, конюшня», карандаш, акварель

«Снежный дымоход», акварель
«Снежный дымоход», акварель

Питер Муг

Питер Муг, родившийся в 1871 году, вырос в бедности в регионе Айфель (Eifel) и боролся с алкоголизмом всю свою взрослую жизнь. Он создавал сложные детализированные работы, проникнутые религиозностью. Однажды Питер заметил Принцхорну, что он видит «сотни лиц в мозаике на полу или в трещинах на ​​стене».

«Алтарь со священниками и Мадонной», акварель
«Алтарь со священниками и Мадонной», акварель

«Снятие с креста и пиета», акварель
«Снятие с креста и пиета», акварель

Август Нетер

Август Нетер, родившийся в 1868 году в Швабии, был склонен к галлюцинациям. В школьные годы ему могло пригрезиться 10 000 фигур за полчаса, которые впечатывались в его память. Повзрослев, Август начал воспроизводить их в своих рисунках, которые доктор Принцхорн назвал «трезвыми и точными».

«Антихрист», карандаш
«Антихрист», карандаш

«Чудесный пастух», карандаш
«Чудесный пастух», карандаш

«Ось мира и кролик», карандаш
«Ось мира и кролик», карандаш

Иоганн Кнупфер

Иоганн Кнупфер, родившийся в 1866 году в деревне в Оденвальде, был принудительно помещен в приют для душевнобольных за попрошайничество. Его рисунки отражают сложную взаимосвязь между словами и изображениями. Они наполнены религиозными мотивами, а также фигурками птиц, язык которых, как думал Кнупфер, он понимал.

«Агнец Божий» (чернила)
«Агнец Божий» (чернила)

«Бампертон», чернила
«Бампертон», чернила

Виктор Орт

Виктор Орт родился в 1853 году в дворянской семье. В 25-летнем возрасте он начал страдать от паранойи, пытался застрелиться в поезде и был помещен в психиатрическую больницу. В своей работе он придерживался определенных тем: морские пейзажи, «призраки».

«Три мастера на море вечером», акварель
«Три мастера на море вечером», акварель

Герман Бейл

Герман Бейл родился в 1867 году в Саксонии. Его родители также имели психические отклонения. Герман страдал маниакально-депрессивным психозом, много и детально рисовал все, что видел, даже туалетную бумагу.

Идол, карандаш
Идол, карандаш

«Двойной портрет», карандаш
«Двойной портрет», карандаш

«Сакраментальная (идолопоклонническая) фигура», акварель
«Сакраментальная (идолопоклонническая) фигура», акварель

Генрих Вельц

Генрих Вельц, родившийся в 1883 году, был адвокатом. Однажды, когда Генрих работал над своей публичной речью в суде, его посетила бредовая идея о том, что он может контролировать движение звезд и общаться с мифическим другом Гринлифом. Во время пребывания в лечебнице он разработал теорию: если соединить все места в Европе, которые посетил Наполеон, возникает кривая, напоминающая букву «N».

Кривая Наполеона, карандаш
Кривая Наполеона, карандаш

«Геометрический портрет», карандаш
«Геометрический портрет», карандаш

«Портрет», карандаш
«Портрет», карандаш

Джозеф Селл

Джозеф Селл, родившийся в 1878 году, проснулся «однажды в 1907 году, встал с постели, зажег свечу и повел себя так странно, что его отправили в психиатрическую больницу». Он считал, что обладает телепатическими способностями и может слышать все, происходящее в мире, одновременно. Его творчеству присущ фантастический и футуристический стиль.

«Тюрьма домогательств», карандаш
«Тюрьма домогательств», карандаш

«Инверсия Вселенной», карандаш
«Инверсия Вселенной», карандаш

«Мотивированное представление о Боге», карандаш
«Мотивированное представление о Боге», карандаш

«Мириады воскрешения следующего мира», цветной карандаш
«Мириады воскрешения следующего мира», цветной карандаш

Франц Пол

Франц Пол родился в 1864 году. Он работал слесарем, испытывал параноидальные состояния, а также проявлял признаки аутизма и шизофрении. Пол тщательно датировал все свои рисунки. Его стиль колеблется между реализмом и фантастикой.

«Декоративный дизайн», карандаш
«Декоративный дизайн», карандаш

«Фантастический рисунок», карандаш
«Фантастический рисунок», карандаш

«Фантастическая сцена», карандаш
«Фантастическая сцена», карандаш


«Автопортрет», карандаш
«Автопортрет», карандаш