Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Когда Мексика стала сюрреалистической Меккой

Хосе Луис Куевас Новело (Мехико) известный как Хосе Луис Куевас, был мексиканским художником, рисовальщиком, писателем, гравером, скульптором и иллюстратором.
Хосе Луис Куевас Новело (Мехико) известный как Хосе Луис Куевас, был мексиканским художником, рисовальщиком, писателем, гравером, скульптором и иллюстратором.

Географически, сюрреализм чаще всего ассоциируется с дымными парижскими кафе, где любили сидеть Бретон, Дали, Леонора Каррингтон, Эрнст, Ман Рэй. Они общались, выпивали, анализировали свои мечты, и создавали искусство, которое могло бы проникнуть в дикий мир бессознательного.

Это были 30-е, и во все двери стучал кулаками нацизм, принося с собой в мир тревожное ожидание неизбежной войны. И художники поехали, куда подальше. Через океан – к югу, к солнцу, туда, где не властвовали нацисты. Это оказалась Мексика, она стала вторым домом сюрреализма.

Леонора Кэррингтон, Зеленый чай
Леонора Кэррингтон, Зеленый чай

В письме 1936 года к Бретону гватемальский поэт Луис Кардоса, который много лет жил в изгнании в Мексике, ярко запечатлел очарование страны:
«Мы находимся в стране судорожной красоты, земле съедобных заблуждений», - писал он, - зовя Бретона уехать из Парижа в Мексику - «место для изменчивой, тревожной, другой смерти, короче говоря, страны мечты, неизбежно наполненной сюрреалистическим духом».
Гордон Онслоу Форд,  Контур Светлого Рыцаря через Темную Королеву, 1942
Гордон Онслоу Форд,
Контур Светлого Рыцаря через Темную Королеву, 1942

Бретон основал сюрреализм в 1924 году, опубликовав свой знаменитый «Сюрреалистический манифест».

С тех пор сюрреализм принял множество форм: автоматические рисунки и сочинения Бретона; альтернативные миры Дали; странные коллажи Эрнста; мрачные, таинственные рентгенограммы Ман Рэй и многое другое.

Психоаналитические исследования Фрейда, анализ сновидений и художественные работы в детстве - все это дало пищу для вдохновения. Так же и незападное искусство.

Европейские художники сталкивались с доколумбовыми артефактами из Мексики - и с древней мифологией.

Алиса Рахон, Гато Ноктюрно
Алиса Рахон, Гато Ноктюрно

Всего через два месяца после своего прибытия Бретон уже приветствовал Мексику как «страну сюрреализма». Он начал уговаривать других художников из своего парижского круга присоединиться к нему.

Бретон даже посвятил последний выпуск своего сюрреалистического журнала Minotaure 1939 года искусству, с которым он там столкнулся.

Репродукции работ Кало, Ривера, Мануэль Альварес Браво печатались на его страницах; как и страстное эссе, провозглашающее страну местом, где «реальность превзошла великолепие, уже обещанное мечтами».

Вольфганг Паален,  Битва принцев Сатурниен III , 1939
Вольфганг Паален,
Битва принцев Сатурниен III , 1939

Леонора Кэррингтон,  Mujeres Conciencia , 1972.
Леонора Кэррингтон,
Mujeres Conciencia , 1972.

Фрида Кало
Фрида Кало

«Я никогда не знала, что я сюрреалист, пока Андре Бретон не приехал в Мексику и не сказал мне это, - писала Фрида Кало (см. Фрида Кало и Диего Ривера. История любви в картинах).

Прибыв в Мексику, сюрреализм не просто мигрировал - он трансформировался.

Ацтеки верили, что у любого новорожденного есть двойник — не человек. Фрида тоже верила в перевоплощение. Вот почему на картине «Раненый олень» Фрида Кало изобразила свое лицо.
Ацтеки верили, что у любого новорожденного есть двойник — не человек. Фрида тоже верила в перевоплощение. Вот почему на картине «Раненый олень» Фрида Кало изобразила свое лицо.

Место, где женщины-художники могли процветать

Каррингтон, Варо и Хорна - вместе со многими другими сюрреалистами - останутся в Мексике до конца своей жизни, после окончания Второй мировой войны.

Там, без давления ограничивающих европейских традиций, их работа расширялась и развивалась по мере того, как пышные пейзажи страны, завоевывали себе популярность.

В Мексике форма сюрреализма превратилась в движение, более инклюзивное разнообразное и глубоко новаторское, чем мог бы мечтать Бретон.

Кати Хорна Sin título, en colaboración con José Horna,  Ciudad de México , 1962
Кати Хорна
Sin título, en colaboración con José Horna,
Ciudad de México , 1962

Леонора Кэррингтон,  Операция Среда, 1969
Леонора Кэррингтон,
Операция Среда, 1969

Ремедиос Варо,  Bordando el manto terrestre (вышивка мантии Земли) ,  1961
Ремедиос Варо,
Bordando el manto terrestre (вышивка мантии Земли) ,
1961

Кати Хорна,  Без названия (Los meseritos)
Кати Хорна,
Без названия (Los meseritos)

Роберто Матта,  Бедствия мистики, 1942
Роберто Матта,
Бедствия мистики, 1942

Мануэль Альварес Браво,  Retrato de lo eterno, 1935
Мануэль Альварес Браво,
Retrato de lo eterno, 1935