Э́йса Ма́ксвелл То́рнтон Фарр Ба́ттерфилд — английский актёр. Наиболее известен по участию в фильмах «Мерлин» (мальчик-друид), «Мальчик в полосатой пижаме», «Дом странных детей мисс Перегрин», «Хранитель времени», «Игра Эндера» и «Космос между нами». |
Кто из нас не слышал о кельтах и друидах, владеющих природной магией? Кто не подумывал о татуировке в виде кельтского креста или дракона — символа Уэльса? Наконец, кто не знает сюжетов ирландского эпоса, произведений о рыцарях Круглого стола, о короле Артуре и друиде Мерлине? Даже если на некоторые вопросы вы решительно ответили: "Я!", вам придется учесть мнение специалистов по фэнтези. А они утверждают, что кельтика оказала огромное влияние на формирование жанра, в том числе на творчество его основоположника — профессора Толкина. Герои кельтов проникли на страницы романов и кинопленку, и редкая фэнтези-игра сегодня обходится без друидов, владык природы.
...Но придет на подмогу вепрь из Корнубии, и копытами своими растопчет выи иноземцев. Властью своей охранит он острова и овладеет галльскими лесами. Деяния его доставят пищу бардам.Из "Сказаний Красного дракона"
Распространенное в средневековье изображение друида |
И тем не менее эти воинственные племена были в первую очередь земледельцами и скотоводами. Они отличались любовью к пирам, гостеприимством, почитанием женщин и относительным дружелюбием. У кельтов, в отличие от других народов, даже не было бога войны. Кельты оставили человечеству богатое наследие: обработку железа, аграрную технику, множество археологических памятников. Но они не оставили письменности. Впрочем, иначе мы бы лишились загадки друидов, и не о чем было бы писать эту статью.
Вход в кельтский могильник в Англеси, Уэльс |
Белый вепр
Стереотип друида в мире фэнтези — человек (или нечеловек) неясного происхождения, владеющий тайными приемами магии, подчиняющий природу и непременно окруженный животными. Кого только не дают авторы книг и игр в спутники друиду, но только не "исторически близкое" ему существо — кабана.Именно вепрь был символом жреческого сословия друидов. Этот осторожный и одинокий зверь, которого редко можно увидеть в лесу, как нельзя лучше отражает закрытость кельтских священников. В кабана превращался и легендарный Мерлин — друид Бросселиандского леса, воспитатель и мудрый советчик короля Артура. Впрочем, это не мешало Артуру весьма успешно охотиться на другого чудесного вепря Тврч Трвитха (кельты умудрялись легко произносить это звукосочетание). В противостоянии кабана и медведя (имя короля происходит от древнеирландского Аrt — "медведь") видно соперничество духовной и светской власти: друидов и вождей.
Дерево, пораженное омелой |
Омела играла большую роль в религиозной жизни кельтов |
Вся жизнь кельтских жрецов, этих "белых вепрей" (по белому цвету одежд), носила скрытый характер. Жрецы не были закрытой наследственной кастой, они имели по нескольку десятков учеников, однако как именно превращались в друида, нам неизвестно. Очевидно, что человек должен был проявить удивительные способности или личные качества, чтобы войти в мир магии. Друидами могли быть не только мужчины, но и женщины — друидессы: кельты исповедовали равноправие полов.
Внутри друидического сословия существовала иерархия: путешественники упоминают о неравенстве жрецов. Чем больше была свита из учеников, чем чаще обращался к нему король, чем более жирный кусок получал жрец на священном пиру, тем выше был статус друида.
Та же часть учения друидов, которая непосредственно соприкасалась с религией и магией, была доступна только избранным, и почти не представлена в сохранившихся источниках. Даже Цезарь, проживший в Галлии 8 лет, не смог добиться правды о друидическом культе от кельтского священника Дивитиака, которого считал своим другом. Да и все древние путешественники, непосредственно сталкивавшиеся с друидами, имели весьма туманные представления об их пантеоне богов.
Впрочем, согласно традиции, в Ирландии и Галлии "богом" был всякий, кто обладал техническим навыком или знанием: кузнец, плотник, лекарь, друид. Поэтому всех богов считали друидами, а всех друидов — богами. Это и определило особое положение друида в обществе.
Стоунхендж |
Вопреки распространенному мнению, друиды не возводили Стоунхендж (см. тему «Кто построил Стоунхендж (Stonehenge)»?) и другие мегалиты: это сделали за тысячу лет до них. Но, возможно, они использовали древние каменные круги в своем культе. |
Однако, согласно преданиям, свои магические способности и знания друиды приобрели именно на далеких северных островах, соединяющихся с потусторонним обиталищем богов. Первым друидом был бог Дагда, "хороший бог". Он всемогущ и всеведущ, он отец племени и его покровитель. Дагда отличался грубоватыми чертами и, смею предположить, резким характером.
На этих островах первоначально проживали и кельты, но они были вынуждены покинуть свою родину из-за того, что не могли справиться с наступавшим на их земли морем. Очевидно, уходя, племена богини Дану принесли на Британские острова основные магические артефакты: камень Лиа Фаль, что вскрикивал под ногой настоящего короля Ирландии, непобедимое копье бога Луга, поражающий все живое меч Нуаду и котел того самого бога Дагды, в котором никогда не кончалась пища.
Вслед за кельтами на новое место жительства прибыли и друиды, которые сразу же постарались скрыть свои священные знания от посторонних. Местоположение мифической Туле остается неизвестным.
Учитель первый мой...
План друидического святилища в центре рощи. |
Будучи самыми образованными людьми своего времени, друиды обучали и воспитывали молодое поколение аристократов. Обучение длилось не менее 20 лет и проходило вдали от людей, в пещерах и лесах — священных рощах. Друиды создали систему подготовки будущих королей кельтов. Они обладали глубокими знаниями по астрономии, астрологии, медицине, литературе, истории, математике, географии, естественным наукам, человеческой жизни.
Жрецы были сведущими даже в философии. Особенность обучения заключалась в том, что ученики не пользовались записями, а повторяли уроки наизусть, тренируя свою память.
Друиды были категорически против письма. Тому есть несколько причин: и скрытый характер друидизма, и опасения, что записанное слово приобретет огромную силу. Недаром проклятия или заклинания особыми знаками вычерчивались на камнях: верили в то, что любая надпись — сверхъестественна (см. тему "Знающие дуб").
Тем не менее, есть косвенные свидетельства того, что отдельные друиды владели письменностью и знали языки современного им мира. В Галлии использовались греческие тексты, и было бы странно, если бы ученые жрецы не ознакомились с ними. Обладали они и неким архаичным языком берла фене, который использовался при отправлении правосудия.
Стать учеником друида уже означало успех в обществе. Однако не все обучающиеся достигали высот, и часто усилия друидов были потрачены впустую. В эпосе у наиболее почитаемых друидов насчитывалось до 150 учеников, но самых талантливых друид, как правило, определял еще до рождения, положив руку на живот беременной женщины. Лучшим завершением образования считалось путешествие в Альбион, в Англию, поскольку именно там жили самые прославленные учителя.
Помимо знаний, юноши и девушки впитывали представления о жизни и смерти. Отношение к смерти у кельтов было особенным. Они верили в бессмертие души и реинкарнацию, доступную, правда, только избранным. Мысль о вечной жизни оказывала сильное влияние на воинов, которые презирали смерть. Известны случаи, когда даже возвращение долгов откладывали до встречи в потустороннем мире (см. тему "Религия галлов").
Кельтиберский воин середины II века до н. э. На голове он носит бронзовый шлем традиционной для кельтов формы. Защитное снаряжение состоит из трофейной кольчуги и небольшого круглого щита. Вооружён воин цельнометаллическим дротиком и копьём, а также коротким мечом характерного типа. |
Лесные братья
Кельтские ритуальные кинжалы |
Магия друидов была связана со священными силами природы. Наиболее могущественные жрецы могли управлять стихиями, оживлять растения, ограждать себя непроходимыми чащами, ходить, не оставляя следов. Особо отмечается умение друидов превращаться в животных. Помимо вепря, друиды легко обращались в птиц, особенно воронов или ворон, в лошадей и быков. Жрецы даже позволяли приносить себя в жертву, будучи в форме животного.
А девушки, воспитанные друидами, могли оборачиваться красивыми телочками, чтобы привлечь недозволенное внимание противоположного пола.
Друиды проводили большую часть жизни в лесу. Там они давали уроки, там находились их алтари — омфалы или неметоны, где друиды совершали богослужение и приносили жертвы. Римские авторы описывают обагренные кровью деревья и идолов, источенных червями.
Позднее христиане обвиняли друидов в человеческих жертвоприношениях. Мы не можем ни заступиться, ни обвинять друидов: свидетельств кровавых ритуалов не осталось. Известно лишь, что излюбленной жертвой кельтов был белый бык.
Золотая галльская монета. Предполагают, что на ней изображен Огмий. |
Священные растения кельтов — дуб, рябина или орешник, отвары из которых способствовали плодородию скота и удаче в делах. Жрецы использовали их в медицине. По преданию, усталые и израненные воины опускались в освященные друидами озера, в воду которых добавляли целебные травы. Раны затягивались, "хиты" восстанавливались, и войско снова могло идти в бой. Для возвращения силы годилось и купание в заколдованном молоке, которое приобретало волшебные свойства. Сходные качества молока мы наблюдаем в "Коньке-горбунке".
В случае опасности друиды могли поднять на войну силы природы. По их приказу густолиственные дубы двигались навстречу врагу и даже сражались. Вам уже слышится поступь энтов?
Им помогали и камни, и почва, и дождь, и гроза. Владели друиды и черной магией. Они были способны накладывать проклятия, грозившие человеку болезнями и уродствами. Очень часто эти заклинания фиксировались при помощи специальной огамической письменности, изобретенной повелителем магии Огмием. Ею пользовались древние ирландцы. Это был не алфавит, а отдельные знаки на камнях или деревянных палочках, наделявшиеся волшебными свойствами. Они представляют собой насечки или горизонтальные и косые линии. Чаще всего резчиками были друиды, но их могли выполнить и обученные жрецами воины. Проклятие имело необратимый характер и обращалось в основном против правителей. Жрец решался на подобное, только если король действительно был несправедлив и жесток, ведь личные качества вождя, по мнению кельтов, влияли на плодородие земли и достаток народа.
Бог Огмий почитался кельтами как покровитель магии. |
Предположительные изображения Дагды.
|
Предположительные изображения Дагды.
|
Моя
роща с краю
Фильм "Друиды" (2001) посвящен не друидам, а борьбе кельтского вождя Верцингеторикса (К. Ламбер) с Юлием Цезарем (К.-М. Брандауэр). Хотя друиды там тоже показаны. |
Взаимоотношения друидов с остальными сословиями регулировались гейсами — сложным комплексом пожизненных запретов, которые накладывались на человека и имели силу законов. Гейсы были связаны с именем человека, которое давалось друидом при определенных обстоятельствах. Например, герой ирландского эпоса Кухулин ("пес Куланна"), убивший в раннем детстве сторожевую собаку Куланна-кузнеца, всю жизнь соблюдает "запрет" пса. О своей грядущей смерти он узнает по двум знакам: вкушению собачьего мяса и случайному убийству выдры — "водяной собаки".
Гейсы помогали сохранить иерархию и во взаимоотношениях с королем. В королевстве уладов (ирландское племя), например, все вопросы государственной важности сначала адресовались друиду и только потом — королю. Жрецы зачастую принимали участие в выборе нового правителя и имели на него огромное влияние. Слово друида было законом, потому что он воплощал высшие силы, следовательно, всегда оказывался прав.
Короли и великие воины вопрошали друидов о своей судьбе. До наших дней дошли свидетельства о том, как совершался ритуал предсказаний. Для сложных пророчеств друиды, обращаясь к богам-посредникам, впадали в транс на несколько дней. Все это время их охраняли ученики или другие священники. Более очевидные вопросы требовали меньших усилий, и для них использовались вспомогательные предметы. Например, острые палочки, которыми дотрагивались до человека или вещи.
Несмотря на то, что друиды были освобождены от воинской службы, их присутствие в битвах считалось обязательным. Священники в белых одеяниях поддерживали дух войска и использовали магию против врагов. Римский историк Тацит утверждает, что собственными глазами видел оружие в руках друидов, а упоминавшийся уже Дивитиак, будучи жрецом, командовал корпусом кавалерии. Но, как бы ни было велико искусство друидов, оно не спасло их народ от римского завоевания.
Наследие магов
Друидесса |
Начало христианизации Европы означало гибель друидов. Новая религия, которая находила все больше сторонников среди правителей кельтов, полностью уничтожила это сословие. Неизвестно, как сопротивлялись друиды. Можно только представить, сколько проклятий было высечено ими на камнях и деревьях, сколько бурь и ураганов пережили Британские острова и Галлия. Но история неумолима, если чему-то пришло время уйти.
Христиане враждебно отнеслись к верованиям кельтов. Они уничтожали память об их богах, заменяя их схожими по функциям христианскими святыми, смешивая традиции праздников и возводя новые храмы. Друиды исчезли практически бесследно, вероятно, навсегда удалившись в священные рощи.
Возможно, исследователи не вспоминали бы о могущественных кельтских священниках, если бы влияние друидов не оказалось столь значительным.
Дело в том, что когда в IV-V веках н. э. христианские миссионеры добрались до Ирландии, они столкнулись с целой прослойкой ученых, среди которых были юристы, священники, сказители легенд и хранители родословных. Если это были не сами друиды, то уж точно — их наследники. Совладать с такой массой образованных людей было непросто. В 438 г. н. э. юрист и жрец Дубтах на съезде влиятельных людей страны сумел отстоять перед христианами древние ирландские законы. А уже в VII веке появились монахи, обладавшие статусом хранителей кельтской мудрости. Вскоре в ирландских монастырях появились первые записи устных преданий на гэльском (кельтском) языке. Так родилась ирландская литература, древнейшая в Европе после греческой и латинской. Она отличалась точностью в передаче устных преданий, ведь составляли ее потомки друидов, чья память была натренирована долгим процессом устного обучения.
К сожалению, дошедшие до нас произведения представляют собой лишь малую часть тех колоссальных знаний, которые друиды навсегда унесли с собой.
Кельтский крест: круг делится
поперек двумя осями.
|