Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Нан-Мадол: город над бездной

Лучше необитаемого острова может быть только заброшенный искусственный архипелаг со следами исчезнувших цивилизаций! Мерный плеск весел, рассекающих синие сны Тихого океана, усмиряет барабанную дробь экстаза в висках, готовя волю и разум к свиданию с главной загадкой Микронезии. Нан-Мадол пустует не одну сотню лет; могучие стены разъедает морская соль, но даже в плену забвения запретный город не теряет величия.
С высоты птичьего полета Нан-Мадол выглядит как лабиринт малых островов, разбросанных вокруг юго-восточного побережья вулканического острова Понпеи на западе Каролинского архипелага. Внимательный взгляд вскоре приметит систему в изумрудном хаосе неприкаянных лоскутков суши: девяносто два островка образуют улицы, площади и переулки, соединенные каналами, причем не как попало, а строго по прямой. В часы отлива вода убывает, освобождая путь к мегалитическим постройкам невиданной мощи.


Руины Нан-Мадола отличает оригинальный способ каменной кладки, который не встречается нигде в мире, кроме соседнего острова Кусаиэ, где найдены останки еще одного древнего города – Лелу. Монументальные колонны из базальта, сложенные крест-накрест, образуют грандиозные сооружения высотой от восьми до восемнадцати метров. Масса блоков достигает тридцати тонн и более. Тем удивительнее, что базальтовые скалы, где, вероятно, добывали сырье, обнаруживаются только на противоположной стороне Понпеи.

То, как неграмотные аборигены ворочают многотонные глыбы, не укладывается в голове очарованного странника, поэтому неудивительно, что вокруг «тихоокеанской Венеции» бушуют оккультные страсти. Кому только не приписывают строительство Нан-Мадола – то пришельцам из космоса, то расе гигантов с погибшего континента Лемурия, а то и вовсе подводной армии великого и ужасного Ктулху. Ведь сам Лавкрафт в повести «Тень над Иннсмаутом» дает понять, что мегалиты Нан-Мадола и Лелу созданы Великими Древними.



На самом деле в сверхъестественном вмешательстве не было нужды – вполне хватало подручных средств. Застывающая лава сформировала вертикальные базальтовые выходы в виде шестигранных колонн, так что можно было не прибегать к обработке камня, а для подъема и перемещения блоков островитяне использовали рычаги, знакомые еще первобытному человеку. Плиты часто повреждались при транспортировке, но аборигены научились заделывать зазоры свежесрезанными коралловыми головками. Под внушительной весом кладки усыхающий коралл превращался в плотную герметичную массу, заменявшую раствор.

По данным радиоуглеродного анализа, Нан-Мадол застраивался в несколько этапов на протяжении V–VIII веков. Фундаментами сооружений, погруженных в воду, служили осколки разрушенного атолла, фигурирующего в преданиях под названием Ханимвейсо – «обитель богов». Расцвет города приходится на период правления династии Сауделер. История борьбы за власть отображена в эпических сказаниях о братьях-близнецах Олосипе и Олосопе. Оба они владели тайными знаниями, поэтому им не составило труда покорить все островные племена. Заботясь о процветании царства, близнецы построили город в честь бога урожая, заставив дракона поднять «землю богов» с морского дна. После смерти Олосипы Олосопа стал единоличным правителем Понпеи, а его сын основал род Сауделер, правивший с 1200 до 1648 года.


В северо-западной части Нан-Мадола сохранились культовые сооружения, по которым можно составить представление о ритуальных практиках Микронезийской империи. Боги и богини отождествлялись с животными, причем каждому тотему причитался роскошный храмовый комплекс, расположенный на отдельном острове. Центральный храм находился на острове Идед, где поклонялись морскому богу Риики в образе угря. До наших дней дошли два каменных бассейна: один из них предназначался для божественного угря, а во втором выращивали мелкую рыбешку на прокорм «божеству». На соседнем острове обитала богиня Нанунсунсан в облике черепахи. Дайверы до сих пор находят на дне каналов панцири принесенных в жертву «богинь», украшенные жемчугом.

Сауделеры велели вождям покоренных народов переселяться в Нан-Мадол поближе к богам и духам. За такие почести следовало восхвалять императора до конца своих дней, однако за ширмой показного великодушия четко проступали политические мотивы. На изолированной территории намного проще организовать надзор за потенциальными лидерами и ограничить контакты старейшин с простонародьем, обозленным непомерной данью и бесчинствами царской свиты. Предания уверяют, что среди правителей попадались каннибалы, по приказам которых похищали людей.

Упадок Нан-Мадола связывают с нашествием воинственных племен острова Кусаиэ. По легенде, вождь завоевателей Изокелел приходился сыном богу грозы, решившему преподать урок хороших манер последнему Сауделеру. Когда царский дворец на острове Пан-Кадира окружили воины, тиран бросился в воду и превратился в рыбу, а город, проклятый богами, обезлюдел и пришел в упадок, став прибежищем нечистых духов.


Обветшавший мавзолей Сауделеров на острове Нан-Дувас до сих пор считается доминантой Нан-Мадола. Цитадель обступают двойные крепостные стены и три незамкнутые фортификации, разделенные рвами. Проникнуть во двор можно только сквозь крошечный лаз: вползая в крепость на коленях, островитяне проникались чувством собственного ничтожества. Тех, кто не проявлял должного трепета, ожидала холодная камера в подземной тюрьме, а имущество жертв монаршего произвола изымалось в пользу казны.

Ходили разговоры, будто в годы японской оккупации из Нан-Мадола вывезли платиновые саркофаги Сауделеров и другие сокровища, найденные при раскопках храмов. Учтивый ответ Токио на официальный запрос американской администрации Понпеи, разумеется, опроверг нелепые слухи… Хотя кто знает, какие тайны скрываются за сумрачными стенами мегалитов?