Даже самые страшные монстры, противостоящие героям фантастики, выполняют прозаичные функции: внезапно выскочить из темноты, укусить за самое чувствительное место и скрыться в никуда. Под этот шаблон подпадают вампиры, оборотни, призраки и зомби. Эти твари родились из мифов и легенд, суеверий и предрассудков, словом, человечество придумало их, чтобы обосновать свой естественный страх перед всем неожиданным и непонятным.
Но есть и другие легенды. Мифы о невероятных монстрах, гораздо более страшных, чем кучка оживших мертвецов, и гораздо более загадочных, чем полупрозрачные существа, гуляющие по коридорам старинных замков. В отличие от европейских легенд, эти истории не могут похвастать древностью. Их придумал один-единственный человек — нищий американец, страдавший от ночных кошмаров. Но современная фантастика (а в особенности — мистика и ужасы) без них совершенно немыслима.
Отец чудовищ
Говард Филлипс Лавкрафт (20.08.1890 — 15.03.1937) по праву считается одним из отцов жанра ужасов. Он взял многое от Эдгара По и лорда Дансени, но еще больше было взято у него. Клайв Баркер, Стивен Кинг, Ганс Руди Гигер, Нил Гейман, Гильермо Дель Торо, Сэм Рэйми и Алан Мур не скрывают, что черпают вдохновение в творчестве человека, придумавшего легенду про «книгу мертвых» — «Некрономикон».
Заслуга Лавкрафта ещё и в том, что он впервые скрестил два ранее независимых жанра — научную фантастику и ужасы. Говард создал масштабный пантеон из богов, полубогов и чудовищ — существ потусторонних и одновременно реальных, обитающих то ли в другом измерении, то ли на других планетах, но активно вмешивающихся в дела людей при помощи своих сверхъестественных сил.
![]()  | 
Лавкрафт 
 | 
При этом Лавкрафт не был сумасшедшим мистиком. Он относился 
к монстрам из его книг с юмором. Говард был атеистом и рассматривал свои
 творения исключительно как средство заработка — кстати, очень 
скромного, едва позволявшего сводить концы с концами.
Да, я согласен, что Йог-Сотот основан на незрелой концепции, мало подходящей для действительно серьезной литературы.
Лавкрафт в письме Фрэнку Белнапу Лонгу. 27 февраля 1931
Лавкрафт родился в маленьком американском городке с многозначительным названием Providence («провидение»). Отец — Винфред Скотт Лавкрафт — работал коммивояжером. Через три года после рождения сына он заболел сифилисом, сошел с ума и был помещен в больницу. 
Дедушка Випли заставлял юного Говарда читать «Сказки 1001 ночи», «Рождение сказки» Булфинча, «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. Вдобавок к этому бабушка каждый вечер рассказывала ему готические европейские сказки (не те, которые мы знаем по детским книжкам, а настоящие, не адаптированные для детей — где сестрам Золушки, не влезающим в хрустальную туфельку, рубят пятки; а прекрасный принц, добравшись до спящей красавицы, перед тем, как разбудить ее, «снимает цветы любви»).
В молодости Лавкрафт постоянно болел и почти не ходил в школу. Он так и не смог получить диплома о среднем образовании и поступить в университет. Его брак с украинской еврейкой Соней Грин длился лишь несколько лет.
Дедушка Випли заставлял юного Говарда читать «Сказки 1001 ночи», «Рождение сказки» Булфинча, «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. Вдобавок к этому бабушка каждый вечер рассказывала ему готические европейские сказки (не те, которые мы знаем по детским книжкам, а настоящие, не адаптированные для детей — где сестрам Золушки, не влезающим в хрустальную туфельку, рубят пятки; а прекрасный принц, добравшись до спящей красавицы, перед тем, как разбудить ее, «снимает цветы любви»).
В молодости Лавкрафт постоянно болел и почти не ходил в школу. Он так и не смог получить диплома о среднем образовании и поступить в университет. Его брак с украинской еврейкой Соней Грин длился лишь несколько лет.
![]()  | 
Набросок Ктулху рукой Лавкрафта.
Ну, не умел писатель рисовать 
 | 
Хотя произведения Лавкрафта печатались и неплохо раскупались, писатель был беден. Он вел невиданную по масштабам переписку (считается, что это — самая крупная авторская переписка в мире) со своими коллегами, среди которых были Форрест Акерман (известный в США фантаст), Роберт Говард (создатель Конана-Варвара) и Роберт Блох (Психо). 
Лавкрафт умер от рака и недоедания. Поклонники иногда оставляют на его могиле эпитафию (ее быстро стирают, но она появляется вновь): «Не мертво то, что в вечности живет. Со смертью времени и смерть умрет».
Лавкрафт умер от рака и недоедания. Поклонники иногда оставляют на его могиле эпитафию (ее быстро стирают, но она появляется вновь): «Не мертво то, что в вечности живет. Со смертью времени и смерть умрет».
Откуда взялись мифы
На самом деле систематизированные «мифы Лавкрафта», более известные как «мифы Ктулху», появились уже после смерти Лавкрафта. Его близкий друг и коллега Август Дерлет (1909-1971) взял неоконченные работы «отца ужасов», отредактировал их, обобщил, кое-что добавил от себя — и опубликовал в своем собственном издательстве «Arkham House».
![]()  | 
Август Дерлет, знаменитое фото на
фоне комиксов 
 | 
Единая мифологическая картина мира Лавкрафта — плод воображения его 
последователей, прежде всего — Дерлета. Он разбавил «мифы Ктулху» 
христианством, превратив их в описание традиционной борьбы добра 
со злом. Самому Лавкрафту это было чуждо — писатель называл этику Канта 
шуткой и создавал в своих книгах вселенную, полную хаоса, ночных 
кошмаров и мучительной неизвестности.
Согласно представлениям Лавкрафта о божествах в своих мифах… изначально были Старшие боги (Elder Gods) — добрые и мирные, жившие на звезде Бетельгейзе (или около нее) в созвездии Ориона. Они крайне редко вмешивались в земные дела — в борьбу добра со злом, которым являются Древние (Great Old Ones, или, иначе — Ancient Ones).Август Дерлет, из предисловия к «Историям о мифах Ктулху»
У самого Лавкрафта Старшие боги явным образом ни разу не упоминались (кроме, пожалуй, очень похожего на них Ноденса, Хозяина Великой бездны из рассказа «Загадочный дом на туманном утесе»). Не было у него и систематизированного пантеона Древних. Да и сам термин «Древние» (Ancient Ones) используется лишь однажды — в рассказе «Врата серебряного ключа». 
Следует отметить, что монстры из мифов Ктулху не проявляют преднамеренной враждебности к человечеству — они скорее являются той равнодушной и безразличной силой мироздания, которую нагляднее всего можно сравнить с человеческой ногой, случайно затаптывающей тысячи крошечных насекомых.
Следует отметить, что монстры из мифов Ктулху не проявляют преднамеренной враждебности к человечеству — они скорее являются той равнодушной и безразличной силой мироздания, которую нагляднее всего можно сравнить с человеческой ногой, случайно затаптывающей тысячи крошечных насекомых.
Древние
Древние (Great Old Ones) — невероятно могущественные существа, предположительно — ровесники Вселенной. Члены мистических сект и культов почитают их как богов. Древние обитают в других звездных системах либо вообще за пределами нашего измерения. Очень вероятно, что многие из них бестелесны, вернее говоря — состоят не из материи.
Их могущество основано на неизвестных человечеству силах, которые традиционно считаются магическими. Оно не безгранично и имеет свои пределы, зачастую распространяющиеся на всю планету. Древние могут влиять на земные дела лишь при определенных астрономических условиях (особое расположение звезд на небе) и лишь тогда, когда им помогают их последователи — культисты.
![]()  | 
Древние и внешние боги 
 в шуточном вебкомиксе The Unspeakable Vault
(Of Doom) 
 | 
Чхаугнар Фаугн (Chaugnar Faugn) — «Бог слонов», «Ужас с холмов» — творение Фрэнка Белнапа Лонга (1903-1994).
Другие (чудовища — прим. МФ) вели свое происхождение из куда более темных и загадочных, передаваемых лишь из уст в уста, тайных легенд древности — таковы были, например, черный, бесформенный Тсатхоггуа, обладающий множеством щупалец Ктулху, снабженный ужасным хоботом Чхаугнар Фаугн и прочие чудовищные создания, знакомые избранным людям по запретным книгам наподобие «Некрономикона», «Книги Эйбона» или труда фон Юнцта «Сокровенные культы».Ктхугха (Cthugha) — создан Августом Дерлетом и впервые появляется в рассказе «Дом на кривой улице» (1962). Это существо выглядит как огромный шар огня. Его слуги — раса огненных вампиров. В рассказе Дерлета «Обитающий во тьме» главный герой пытается призвать Ктхугху, чтобы тот изгнал воплощение Нъярлатотепа (Nyarlathotep) из леса в Канаде.
Говард Лавкрафт, «Ужас в музее»
Ктулху (Cthulhu) — самый известный из монстров Лавкрафта, созданный самим автором. Насчет произношения его имени (вообще, про названия существ у Лавкрафта можно с полным правом сказать «язык сломаешь») существуют разные мнения. Сам писатель говорил, что имя этого божества уходит корнями в некий древний язык, совершенно чуждый для людей. Наиболее близким вариантом произношения, согласно Лавкрафту, является: «Кхлул’Хлуу».
Как уже было сказано выше, Ктулху — злой бог, который покоится в затонувшем городе Р’Льех и ждет своего часа, когда звезды примут нужное положение и он вернется к жизни, чтобы сеять хаос и разрушения.
![]()  | 
Знаменитый портрет Ктулху работы
Реймонда Бэйлесса 
 | 
Внешность Ктулху известна всем поклонникам творчества Лавкрафта — это
 гигант (он смог преследовать корабль в Атлантическом океане, стоя 
в воде) человекоподобной формы со скользкой чешуйчатой зеленой кожей 
и когтями на руках (предположительно — и ногах). Его голова напоминает 
осьминога — череп лишен волос, а вокруг рта растут многочисленные 
щупальца. В довершение этой милой картины, на спине у Ктулху имеются два
 крыла, как у летучей мыши.
И эскимосские колдуны, и болотные жрецы из Луизианы пели, обращаясь к внешне сходным идолам, следующее: «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн» («В своем доме в Р’льехе мертвый Ктулху спит, ожидая своего часа»).
Говард Лавкрафт, «Зов Ктулху»
Август Дерлет в своих рассказах слегка изменил роль Ктулху, сделав 
его далеко не самой главной фигурой в пантеоне запредельных существ. 
Первенство в иерархии Древних принадлежит Йог-Сототу (Yog-Sothoth) 
и Азатоту (Azathoth), однако культ Ктулху, тем не менее, является самым 
распространенным (и самым влиятельным) на Земле.
Главный противник Ктулху, согласно Дерлету, — его единоутробный брат 
Хастур (Hastur), живущий в звездном скоплении Гиады (Hyades) созвездия 
Тельца. Интересно, что рассказ «Возвращение Хастура» (1939) описывает 
физический, реальный контакт этих двух божеств.
Ктхулла (Cthulla) — Тайная дочь Ктулху. Как ясно 
из ее второго имени, эта юная (по космическим меркам) дама — родная дочь
 самого знаменитого монстра из книг Лавкрафта. Будучи полной копией 
своего папочки, она прячется в некоем потайном месте под названием Ютх 
(Yth). Ее предназначение — возродить Ктулху в том случае, если 
он погибнет. В связи с этим она представляет большую ценность для отца —
 Ктхуллу тщательно охраняют его слуги (в том числе и Глубоководные, 
о которых будет сказано ниже).
Некоторые считают, что Дагон должен быть похож на Глубоководных и выглядеть примерно так.
Дагон (Dagon) — еще одна «суперзвезда» мифов Ктулху.
 В реальности Дагон был божеством зерна и земледелия (dagan, иуд. 
— зерно), почитаемым северо-западными семитскими племенами. Упоминания 
о нем встречаются даже в Библии — например, в пятой главе первой книги 
Царств.
Некоторые исследователи также считают, что Дагон был покровителем 
рыболовов и поэтому изображался как бородатый мужчина с рыбьим хвостом 
вместо ног. Последнее, видимо, и вдохновило Лавкрафта на создание 
пугающего образа подводного божества, впервые появившегося в романе 
«Тень над Иннсмутом» (1936).
![]()  | 
Дагон в представлении Джеффа
Риммера 
 | 
Внешность Дагона никому не известна, равно как и неизвестны подробности его существования. Мы знаем лишь то, что его при всем желании нельзя назвать добрым и человеколюбивым. Да, он действительно может покровительствовать рыбакам, но плата за удачный лов рыбы будет, мягко говоря, чрезмерной.
Гхатанотоа (Ghatanothoa) — Узурпатор, Бог вулканов и первый сын Ктулху. Предположительно, он погребен под горой Воормитхадрет (Voormithadreth) на Мю (мифический континент, затонувший в Тихом океане). Гхатанотоа почитался обитателями Мю за свою способность превращать людей в живые статуи.
Глааки (Glaaki) — Обитатель озера, Властитель мертвых снов. Живет в долине реки Северн неподалеку от Бричестера в Англии. Впервые появился в рассказе Рамси Кэмбелла «Обитатели озера». Глааки выглядит как огромный слизняк, сплошь покрытый металлическими шипами. Последние являются не просто стильным аксессуаром — они живые и растут из тела, подобно волосам. Глааки может выпускать из себя щупальца с глазами на концах, чтобы выглядывать из воды.
Культ Глааки достаточно силен — в основном за счет магических знаний, которыми это божество снабжает своих последователей. Последние, если верить авторам мифов Ктулху, систематизированы и записаны в 12 томов книги «Откровения Глааки».
Люди приходят в этот культ ради вечной жизни, которую сулит им Глааки. Божество всегда сдерживает это обещание — оно втыкает в очередного новичка свой стальной шип, наполняет его тело ядом и превращает человека в особую разновидность зомби — «слуг Глааки» (еще одно малоизвестное существо из мифов Ктулху).
Хастур (Hastur) — Непроизносимый; Тот, кого нельзя называть. Лавкрафт позаимствовал его у Амброза Бирса (рассказ «Пастух Гаита»), где Хастур был покровителем пастухов — сугубо доброй сущностью, в отличие от той злобной твари, которая появилась на страницах рассказа Лавкрафта «Шепоты во мраке».
![]()  | 
Хастур, рис. художника Nuberoja 
 | 
Согласно мифам Ктулху, любой желающий мог вызвать Хастура, произнеся 
его имя три раза (отсюда и все вышеуказанные прозвища). Внешность этого 
божества аморфна, но перед людьми он предстает в стандартном 
«ктулхианском» виде — нечто, напоминающее гигантского осьминога.
Повторение слов «Хастур, Хастур, Хастур» — всего лишь развлечение 
и не способно причинить вам вред. Впрочем, редакция «Мира фантастики» 
не несет ответственности за возможные последствия.
Хциоулквоигмнзхах (Hzioulquoigmnzhah) — божество, 
придуманное Кларком Эштоном Смитом, за одно имя которого автору следует 
поставить памятник. Ничем особенным это существо не отличается. 
По некоторым смутным упоминаниям в мифах Ктулху, оно — дальний 
родственник Ктулху и Хастура. Не имеет постоянного места обитания. Его 
можно встретить в мире Ксот (Xoth), на Якше (Yaksh, он же планета 
Нептун), и на Цикраноше (Cykranosh — Сатурн).
Итхаква (Ithaqua) — Бегущий ветер, Бог холодной 
белой тишины, он же Виндиго (в сказаниях североамериканских индейцев — 
грозный дух-людоед). Коренные жители северных областей планеты (Сибирь, 
Аляска) поклоняются этому страшному божеству, задабривая его 
человеческими жертвами. Считается, что Ихтаква нападает на людей 
в снежном буране. Позже их находят мертвыми и лежащими в таких позах, 
будто они упали с большой высоты. Черты лица искажены дикой гримасой 
агонии, некоторые части тела отсутствуют.
Ниогхта (Nyoghta) — Вещь, которой не должно быть, 
Обитатель Красной бездны. Описывается в книге Генри Каттлера «Салемский 
ужас» (1937). Живет в пустотах глубоко под землей, изредка появляется 
на плато Ленг (на диалекте китайской провинции Фуджиан — «холод») — 
вымышленном месте в Средней Азии. Загнать его назад под землю можно лишь
 с помощью заклинания «Ваш-Вирай» и эликсира Тиккун.
Уиг (Yig) — Отец змей. Божество само по себе 
не злобное, но довольно раздражительное. Наказывает своих обидчиков, 
посылая к ним змей. Интересно, что в начале 1990-х этот персонаж 
(вернее, его имя) стал предметом реального культа. В Коннектикуте (США) 
подростки взяли в моду пугать прохожих, выскакивая на них с воплем 
«Уиг!», причем кричать следовало так громко, насколько это возможно. 
Впрочем, подобная забава быстро перестала быть модной. Сейчас 
насчитывается всего 2-5 случаев «уиггинга» в год.
* * *
Это — лишь краткий перечень Древних, о которых говорится в мифах 
Ктулху. При желании, вы можете найти информацию и о других их «коллегах»
 (для удобства назовем лишь оригинальные имена):
Atlach-Nacha, Baoht Z’ugga-Mogg, Bokrug, Bugg-Sash, Byatis, C’thalpa,
 Cynothoglys, Dweller of the Gulf, Eihort, Gloon, Gol-Gorgoth, Hydra, 
Idh-Yaa, Iod, Juk-Shabb, Lloigor, L’rog’g, M’Naglah, Mnomquah, 
Mordiggian, Nag and Yeb, Oorn, Othuum, Othuyeg, Rhan-Tegoth, Saa’itii, 
Sfatclip, Shathak, Shudde’Mell, Tsathoggua, Vulthoom, Y’Golonac, 
Yhondeh, Ythgotha, Zhar, Zoth-Ommog, Zushakon, Zvilpoggua, 
Zustulzhemgni.
Внешние боги
Не будем подробно останавливаться на существах, называемых в мифах Great Ones (Великие). Они живут в особом мире — Dreamlands, и гораздо более слабы (в магическом плане), нежели Древние или Старшие боги. Их интеллектуальные способности также оставляют желать лучшего.
Гораздо более интересны Внешние боги (Outer Gods). В отличие 
от других, они представляют из себя не конкретных существ, а, скорее, 
всеобщие принципы бытия. Именно поэтому их сила не имеет физических 
границ.
Абхот (Abhoth) — Источник нечистоты. Живет 
в подземном царстве Н’Кай (N’kai) и предстает перед людьми, как 
отвратительная серая масса живой плоти. Из нее рождаются различные 
чудовища, но Абхот выпускает щупальца, хватает своих детей 
и пожирает их. Этот бог циничен, зол и безумен. Он обладает сильными 
телепатическими способностями, позволяющими ему общаться с окружающими.
Азатот (Azathoth) — Султан демонов, Кипящий ядерный 
хаос. Этот бог стоит во главе пантеона мифов Ктулху. Лавкрафт подробно 
описывает его в романе «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата», 
повестях «Сны в ведьмином доме» и «Шепчущий в ночи». Если верить автору,
 Азатот — слепой бог-идиот, не имеющий конкретной физической формы (хотя
 он может воплощаться в существо Xada-Ngla).
![]()  | 
Азатот, художник Мика Стоун 
 | 
Термин «ядерный» применялся Лавкрафтом для обозначения центральной 
роли Азатота в нашем мироздании, а не ради намека на его 
радиоактивность. Этому богу может поклоняться только сумасшедший — 
фактически так оно и есть, ведь немногие смельчаки, отважившиеся избрать
 его своим покровителем, расплачивались за это разумом, телом и душой.
Ньярлатхотеп (Nyarlathotep) — Ползучий хаос, 
Посланец Азатота, Черный человек. Это божество очень сильно отличается 
от своих собратьев. В отличие от Хастура, живущего на звездах, или 
Ктулху, спящего в морской глубине, Ньярлатхотеп полон жизни и активно 
вмешивается в судьбу мироздания. Его излюбленная внешность — высокий 
человек с темными волосами и хорошим чувством юмора. Он говорит 
на обычном человеческом языке, не имеет своего культа и служит 
посланником Азатота, реализуя его волю на Земле.
Ньярлатхотепа часто ассоциируют с древнеегипетским богом Сетом, 
а также ацтекскими божествами: Тецкатлипокой («дымящееся зеркало») 
и Ксайп Тотеком («человеком без кожи»).
![]()  | 
Ньярлатхотеп, художник Douzen 
 | 
Шаб-Ниггурат (Shub-Niggurath) — Черный козел из лесов 
с тысячью молодых. Как таковое, это чудовище в романах Лавкрафта 
не встречалось, однако его имя можно было встретить в нескольких 
заклинаниях (Ia! Shub-Niggurath) — см. «Шепоты во мраке», «Сны 
в ведьмином доме», «Кошмар в музее». Внешне это существо выглядит как 
огромная бесформенная масса, усеянная щупальцами, слюнявыми ртами — 
и все это передвигается на кривых козлиных ногах.
![]()  | 
Шуб-Ниггурат, рис. Khannea Suntzu 
 | 
Йог-Сотот (Yog-Sothoth) — Все в одном; Тот, кто извне; Тот, кто откроет Путь. Лучше всего об этом божестве сказал сам Лавкрафт:
Безграничное Бытие воплощало Все-в-одном и Одно-во-всем, о котором ему поведали волны. Оно заключало в себе не только время и пространство, но и весь универсум с его безмерным размахом, не знающим пределов, и превосходящим любые фантазии и расчеты математиков и астрономов. Возможно, в древности жрецы тайных культов называли его Йог-Сототом и шепотом передавали из уст в уста это имя, а похожим на раков инопланетянам с Юггота он был известен как Находящийся-за-краем. Его летучих вестников со спиралевидными мозгами узнавали по непереводимому знаку, но Картер понимал, сколь относительны и неточны все эти определения.
Г. Ф. Лавкрафт, «Врата серебряного ключа»
![]()  | 
Йог-Сотот 
 | 
Кроме уже перечисленных, мифы Ктулху изредка упоминают и других 
Внешних богов: Даолот (Daoloth), Грот (Groth), Гидра (Hydra), Мландот 
(Mlandoth), Тулзуча (Tulzuscha), Уббо-Сатхла (Ubo-Sathla), Вордавосс 
(Vordavoss) и Ксиурн (Xiurhn).
Старшие боги
Elder Gods — группа сверхъестественных существ, 
противостоящих Древним (Great Old Ones), а также другим, менее крупным 
божественным «фракциям» — Внешним богам (Outer Gods) и Великим (Great 
Ones).
Литературоведы не связывают Старших богов с творчеством самого 
Лавкрафта, поскольку они были созданы его последователями и, по сути, 
являются компиляцией из целого ряда мифов древности.
![]()  | 
Баст (Bast), или Бастет 
 | 
Баст (Bast), или Бастет — божество, заимствованное 
у египтян. Традиционно связывается с солнцем, плодородием 
и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина 
с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Считается,
 что, находясь во второй форме, Баст превращается в Секхмет — львицу, 
которая однажды едва не уничтожила все человечество. Ее удалось усмирить
 лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное 
минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость 
за кровь, напилась и уснула.
Гипнос (Hypnos) — персонификация сна из греческой 
мифологии. Мать Гипноса — Никс (Ночь), брат — Танатос (Смерть). Его 
чертоги находятся в пещере, куда не проникает солнечный свет. У входа 
растут маки и другие сонные растения. Дети Гипноса — так называемые 
Онерои: Морфеус (сновидения), Фобетор, он же Иселус (ночные кошмары) 
и Фантасос (появляется во сне в виде неодушевленных объектов).
Эндимион — молодой пастух, влюбился в богиню луны 
Селену и получил от Гипноса редкий дар — способность спать с открытыми 
глазами, чтобы даже во сне он мог смотреть на свою любимую.
Н’Тси-Каамбл (N’tse-Kaambl) — малозначительное 
женское божество из разряда Старших, введенное в мифы Ктулху писателем 
Гари Майерсом (повесть «Дом Червя»). Иногда оно отождествляется 
с Минервой (римская богиня ремесла и мудрости). Существуют 
предположения, что имя этого божества — омоним имени Нэнси Кэмбелл, 
правда, личность этой дамы неизвестна ни для кого, кроме самого Майерса.
![]()  | 
Ноденс, художник Mark Foster 
 | 
Ноденс (Nodens) — Охотник, Повелитель Великой 
бездны. Как уже было сказано ранее, впервые он появился в рассказе 
Лавкрафта «Дом на туманном утесе». Представляет из себя пожилого мужчину
 с длинной густой бородой и седыми волосами. Ноденс путешествует по миру
 в колеснице, сделанной из огромной морской ракушки. Его призвание — 
охота, причем в качестве жертв он чаще всего выбирает себе существ, 
принадлежащих к пантеону Древних. Это вовсе не говорит о том, что 
Ноденс — защитник добра. Просто злые чудовища представляют для него 
наиболее сложную, а, следовательно, — привлекательную добычу.
Ултар (Ulthar) — некое божество, упоминаемое 
Лавкрафтом в романе «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» 
и рассказе «Коты Ултара». Кроме того, в мифах Ктулху присутствует 
одноименный город. Как именно он связан с этим божеством, до сих пор 
неизвестно.
Некоторые авторы причисляют к пантеону Старших еще двух существ — 
Ктханида (Kthanid) и Яд-Тхаддага (Yad-Thaddag). Какая-либо подробная 
информация об этих созданиях в мифах отсутствует.
![]()  | 
По «Неведомому Кадату» есть
довольно любопытный комикс 
 | 
Небожественные существа
Кроме страшных чудовищ с щупальцами и бесформенных созданий 
из мрачных глубин далекого космоса, мифы Ктулху могут похвастаться 
неплохой коллекцией более простых и доступных пониманию существ.
Подземные (Chtonians) — милые зверюшки, напоминающие
 крупных кальмаров и отличающиеся от них удлиненными телами, покрытыми 
скользкой слизью (эта морфологическая особенность позволяет им легко 
перемещаться под землей). О Подземных известно, что они живут тысячи 
лет, ревностно охраняют свое потомство от людей и издают тягучие 
печальные звуки, по которым легко определить их приближение. Подробнее 
об этих тварях можно узнать из сборника рассказов Брайана Ламли 
«Из глубины» (1974).
![]()  | 
Хтониец, художник Борха Пиндао 
 | 
![]()  | 
Глубоководный.  
3D-модель художника Стефано
Бернарди 
 | 
Глубоководные также могут спариваться с людьми, порождая гибридов. 
В молодости такие дети выглядят совершенно обычно, однако с возрастом 
они постепенно превращаются в Глубоководных. Их глаза становятся 
выпученными, веки атрофируются, голова сужается, волосы выпадают, а кожа
 покрывается чешуей.
Глубоководные поклоняются Дагону и Ктулху. Лавкрафт подробно описал их в романе «Тень над Иннсмутом».
![]()  | 
Глубоководный из фильма «Дагон»,  
очень вольной, но неплохой
экранизации «Тени над Иннсмутом» 
 | 
Старцы (Elder Things) — инопланетяне, населявшие Землю 
до людей. Представляли собой помесь растения и животного. Старцы строили
 гигантские города на земле и под водой, воевали с богами (без особого 
успеха) и, вероятно, произвели на свет тех существ, которые населяют 
планету и по сей день. Цивилизация Старцев погибла в ледниковый период, 
их замерзший город в Антарктиде был обнаружен лишь в 1931 году (роман 
Лавкрафта «Хребты безумия»).
![]()  | 
Старцы, худ. Джефф Реммер 
 | 
Гули (Ghouls) — существа, некогда бывшие людьми, 
но превратившиеся в человекоподобных чудовищ, прячущихся от солнца под 
землю. Причиной такой метаморфозы является людоедство. Вполне логично, 
что гули сохраняют свои прежние кулинарные пристрастия и питаются 
человеческими трупами. Подробнее о них можно узнать из романа 
«Сомнамбулический поиск неведомого Кадата».
Среди прочих, менее колоритных чудовищ мифов Ктулху можно назвать псов Тиндалоса (нечто, напоминающее лангольеров Стивена Кинга), ми-го (ракообразные инопланетяне, живущие на Плутоне), шогготов (существа из протоплазмы) и зугов (маленькие эльфоподобные создания, живущие в мире Dreamlands).
Страшно, аж жуть!
Вам были представлены далеко не все представители «зверинца» мифов 
Ктулху, но этого вполне достаточно для того, чтобы сделать несколько 
важных выводов. Первое, о чем вы, наверное, уже давно думаете — такое 
мог написать только потомственный шизофреник. Второй вывод более 
серьезен — именно эти существа стали фундаментом всего современного 
жанра «мистических ужасов».
![]()  | 
Некрономикон стал сюжетной основой
всей серии «Зловещие мертвецы» 
 | 
В наше время такие монстры могут казаться однообразными, скучными и даже
 смешными, а легенды, связанные с ними — как минимум, наивными. 
Но не следует забывать, что в начале 20 века такие истории читались 
на ура и были самыми настоящими экшен-триллерами той эпохи. К мифам 
Ктулху сейчас можно относиться по-разному, но бесспорно лишь одно: это 
классика, выдержавшая самое тяжелое испытание — временем.
Михаил Попов
🔷🔷🔷🔷🔷🔷🔷
✅   Цикл статей: Путеводитель по лавкрафтовским мирам: 
- Аркхэм, Данвич, Инсмут: путеводитель по мрачным городам Лавкрафта
 - Остров Ктулху и города древних рас: путеводитель по нечеловеческим местам Лавкрафта
 - Каркоза, Юггот и далее: иные миры Лавкрафта
 - Селефаис, Ултар, Кадат: путеводитель по Миру грёз Лавкрафта
 
🔷🔷🔷🔷🔷🔷🔷
✅  По теме:
- Мифы Ктулху. Монстры Лавкрафта
 - Лавкрафт: Страх Неизведанного (Документальный фильм)
 



















