Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное (Поль Валери)

Мумия Кенамона: трудная судьба царского брата

Египтолог Виктор Солкин перевёл статью о нелёгкой судьбе египетского вельможи Кенамона, молочного брата фараона Аменхотепа II. В юношестве они с будущим царём были в хороших отношениях. Однако потом что-то случилось: Кенамон умер молодым, а все его изображения на стенах роскошной гробницы были уничтожены с поразительной тщательностью. Считалось, что его мумия безвозвратно утеряна. Но благодаря новому исследованию архивных документов её удалось найти на территории бывшего монастыря в итальянской деревушке.

Фотография: Thinkstock
Мумия молочного брата фараона Аменхотепа II обнаружена на территории бывшего монастыря благодаря новому исследованию архивных документов XIX столетия.


Мумия, которая, увы, к настоящему времени уже превратилась в скелет из-за неподобающих условий хранения, скорее всего, принадлежит Кенамону — высокопоставленному вельможе, современнику царя Аменхотепа II (ок. 1424-1398 гг. до н.э.). Кенамон был молочным братом царя, а его мать, госпожа Аменемипет, возглавляла штат царских кормилиц и кормила грудью наследника престола, будущего Аменхотепа II. Царь и сын кормилицы выросли вместе, разделив юношеские забавы; позже Кенамон занял очень привилегированное положение при дворе.

То, где находится мумия Кенамона, роскошная гробница которого, высеченная в скалах фиванского некрополя, давно и хорошо известна, никто не знал: считалось, что ее ограбили еще в древности. Однако два года тому назад в деревушке Кальчи близ Пизы, в здании музея естественной истории, где прежде находился монастырь, обнаружили скелет. На черепе была надпись, сделанная чернилами, указывающая, что это одна из мумий, привезенных из Египта выдающимся итальянским путешественником и египтологом Ипполито Розеллини — другом знаменитого Жана-Франсуа Шампольона, с которым они вместе посетили берега Нила в 1828 году.

Экспедиция, осуществленная на средства Леопольда II — великого герцога Тосканы, и короля Франции Карла X, позволила привезти в Европу массу древнеегипетских памятников, которые позже пополнили собрание Лувра и Археологического музея во Флоренции. В декабре 1829 года, вернувшись из Египта, Розеллини направил великому герцогу письмо с перечнем 1878 древних объектов, которые были перевезены в Тоскану. Из них 660 предметов были найдены во время раскопок, а 1218 — приобретены у местных жителей. Розеллини уточняет, что выбирал лучшие предметы, боясь того, что доставка бОльшего числа вещей обойдется в весьма значительную сумму.

Перечень из 660 предметов из раскопок начинается с 11 мумий. Семь из них в наши дни экспонируются во флорентийском музее. Розеллини писал, как выяснилось, что три другие были очень сильно повреждены и во Флоренцию переданы не были. Об одиннадцатой мумии вообще ничего не было известно. В отчете Розеллини описывает ее как мумию в саркофаге, покрытом черной смолой с иероглифическими надписями, выписанными поверх желтой краской, причем уточняет, что «тело нетронуто, в своих пеленах». Больше об этой мумии нет никаких письменных упоминаний.


Возможно, тело было повреждено во время перевозки на корабле, который пережил несколько сильных штормов на пути из Александрии в Ливорно. «Возможно, увидев, что мумия повреждена и не годится для дара герцогу Тосканы, Розеллини передал ее, не отметив это в описи, своему другу Паоло Сави — директору музея естественной истории в Пизе», — отмечает профессор Марилина Бетро из университета Пизы, которая долгие годы пыталась восстановить судьбу потерянной мумии.

Антропологическое исследование скелета позволило установить, что останки принадлежат высокому мужчине, который скончался в возрасте около 30 лет. Никаких следов, которые указывали бы на причину смерти, на скелете найти было уже невозможно. Небольшая аномалия все же была найдена: у скелета увеличена и немного вытянута головка одного бедра. По словам антрополога Франческо Маллени, подобное могла быть у того, кто часто принимал участие в долгих и тяжелых поездках на колеснице. Видимо, останки планировали выставить в музее — кости были соединены между собой тонкими шнурами.



Параллельно поиски увенчались успехом и в Археологическом музее во Флоренции: в хранилищах музея нашли поврежденный саркофаг, покрытый черной смолой и желтыми иероглифическими надписями. Согласно сохранившимся записям, он был привезен во Флоренцию вместе с другими памятниками, найденными в Египте Ипполито Розеллини. Увы, повреждения саркофага были значительны, а потому, как уточнила директор музея Мария Кристина Гидотти, его никогда не экспонировали.

Надписи на саркофаге сохранили имя его владельца: «отец бога» Кенамон, а стиль его декорировки точно указывает на 15 в. до н.э., эпоху правления Аменхотепа II. Новая находка, таким образом, позволила доказать, что речь идет о саркофаге молочного брата Аменхотепа II, который некогда был выполнен с большим мастерством, достойным погребения человека, к которому царь, судя по всему, был очень привязан в начале своего царствования. Однако, потом что-то случилось: все изображения Кенамона на стенах его гробницы были уничтожены с поразительной тщательностью; уничтожения избежала лишь сцена, изображающая его мать Аменемипет, держащую на коленях юного Аменхотепа II.
«Судя по скелету, Кенамон умер молодым, попав по неизвестной причине в невероятную опалу, — говорит г-жа Бетро. — Как, в каком состоянии Розеллини нашел его мумию в изуродованной гробнице — мы не знаем».

Воссоединившиеся вновь, мумия и саркофаг вельможи с несчастливой судьбой выставлены в настоящее время в монастыре Кальчи, близ Пизы.


L'undicesima mummia