Египтолог Виктор Солкин перевёл статью о нелёгкой судьбе египетского вельможи Кенамона, молочного брата фараона Аменхотепа II. В юношестве они с будущим царём были в хороших отношениях. Однако потом что-то случилось: Кенамон умер молодым, а все его изображения на стенах роскошной гробницы были уничтожены с поразительной тщательностью. Считалось, что его мумия безвозвратно утеряна. Но благодаря новому исследованию архивных документов её удалось найти на территории бывшего монастыря в итальянской деревушке.
Мумия молочного брата фараона
Аменхотепа II обнаружена на территории бывшего монастыря благодаря новому
исследованию архивных документов XIX столетия.
Мумия, которая, увы, к настоящему
времени уже превратилась в скелет из-за неподобающих условий хранения, скорее
всего, принадлежит Кенамону — высокопоставленному вельможе, современнику царя
Аменхотепа II (ок. 1424-1398 гг. до н.э.). Кенамон был молочным братом царя, а
его мать, госпожа Аменемипет, возглавляла штат царских кормилиц и кормила
грудью наследника престола, будущего Аменхотепа II. Царь и сын кормилицы
выросли вместе, разделив юношеские забавы; позже Кенамон занял очень
привилегированное положение при дворе.
То, где находится мумия Кенамона,
роскошная гробница которого, высеченная в скалах фиванского некрополя, давно и
хорошо известна, никто не знал: считалось, что ее ограбили еще в древности.
Однако два года тому назад в деревушке Кальчи близ Пизы, в здании музея
естественной истории, где прежде находился монастырь, обнаружили скелет. На
черепе была надпись, сделанная чернилами, указывающая, что это одна из мумий,
привезенных из Египта выдающимся итальянским путешественником и египтологом
Ипполито Розеллини — другом знаменитого Жана-Франсуа Шампольона, с которым они
вместе посетили берега Нила в 1828 году.
Экспедиция, осуществленная на
средства Леопольда II — великого герцога Тосканы, и короля Франции Карла X,
позволила привезти в Европу массу древнеегипетских памятников, которые позже
пополнили собрание Лувра и Археологического музея во Флоренции. В декабре 1829
года, вернувшись из Египта, Розеллини направил великому герцогу письмо с
перечнем 1878 древних объектов, которые были перевезены в Тоскану. Из них 660
предметов были найдены во время раскопок, а 1218 — приобретены у местных
жителей. Розеллини уточняет, что выбирал лучшие предметы, боясь того, что
доставка бОльшего числа вещей обойдется в весьма значительную сумму.
Перечень из 660 предметов из
раскопок начинается с 11 мумий. Семь из них в наши дни экспонируются во
флорентийском музее. Розеллини писал, как выяснилось, что три другие были очень
сильно повреждены и во Флоренцию переданы не были. Об одиннадцатой мумии вообще
ничего не было известно. В отчете Розеллини описывает ее как мумию в саркофаге,
покрытом черной смолой с иероглифическими надписями, выписанными поверх желтой
краской, причем уточняет, что «тело нетронуто, в своих пеленах». Больше об этой
мумии нет никаких письменных упоминаний.
Возможно, тело было повреждено во
время перевозки на корабле, который пережил несколько сильных штормов на пути
из Александрии в Ливорно. «Возможно, увидев, что мумия повреждена и не годится
для дара герцогу Тосканы, Розеллини передал ее, не отметив это в описи, своему
другу Паоло Сави — директору музея естественной истории в Пизе», — отмечает
профессор Марилина Бетро из университета Пизы, которая долгие годы пыталась
восстановить судьбу потерянной мумии.
Антропологическое исследование
скелета позволило установить, что останки принадлежат высокому мужчине, который
скончался в возрасте около 30 лет. Никаких следов, которые указывали бы на
причину смерти, на скелете найти было уже невозможно. Небольшая аномалия все же
была найдена: у скелета увеличена и немного вытянута головка одного бедра. По
словам антрополога Франческо Маллени, подобное могла быть у того, кто часто
принимал участие в долгих и тяжелых поездках на колеснице. Видимо, останки
планировали выставить в музее — кости были соединены между собой тонкими
шнурами.
Параллельно поиски увенчались
успехом и в Археологическом музее во Флоренции: в хранилищах музея нашли
поврежденный саркофаг, покрытый черной смолой и желтыми иероглифическими
надписями. Согласно сохранившимся записям, он был привезен во Флоренцию вместе
с другими памятниками, найденными в Египте Ипполито Розеллини. Увы, повреждения
саркофага были значительны, а потому, как уточнила директор музея Мария Кристина
Гидотти, его никогда не экспонировали.
Надписи на саркофаге сохранили
имя его владельца: «отец бога» Кенамон, а стиль его декорировки точно указывает
на 15 в. до н.э., эпоху правления Аменхотепа II. Новая находка, таким образом,
позволила доказать, что речь идет о саркофаге молочного брата Аменхотепа II,
который некогда был выполнен с большим мастерством, достойным погребения
человека, к которому царь, судя по всему, был очень привязан в начале своего
царствования. Однако, потом что-то случилось: все изображения Кенамона на
стенах его гробницы были уничтожены с поразительной тщательностью; уничтожения
избежала лишь сцена, изображающая его мать Аменемипет, держащую на коленях
юного Аменхотепа II.
«Судя по скелету, Кенамон умер молодым, попав по неизвестной причине в невероятную опалу, — говорит г-жа Бетро. — Как, в каком состоянии Розеллини нашел его мумию в изуродованной гробнице — мы не знаем».
Воссоединившиеся вновь, мумия и
саркофаг вельможи с несчастливой судьбой выставлены в настоящее время в
монастыре Кальчи, близ Пизы.