София
Константинопольская. 1910–1915 годы
©
Library of Congress
|
София
Константинопольская
532–537 годы. Стамбул
532–537 годы. Стамбул
Святая София — главное архитектурное творение Византии, созданное малоазийским математиком Анфимием из Тралл и архитектором Исидором из Милета. Не просто первый храм империи, но средоточие ее церковной и политической жизни, неотъемлемая часть скрупулезного, до мелочей продуманного придворного церемониала, описанного, в частности, в трактате «О церемониях» Константина Багрянородного.
Святая София стала высшим достижением архитектуры Византии, будучи наследницей античной архитектуры. Ее идею в XV веке сформулировал архитектор Донато Браманте:
«Купол Пантеона, выросший на базилике Максенция».Действительно, гениальной догадкой авторов Святой Софии явилась мысль о слиянии двух архитектурных идей Античности: продольный корабль центрального нефа (длиной 80 метров) и венчающая его сфера (плоский, на низком барабане и невероятно широкий купол диаметром 31 метр) стали единым целым: распор гигантского купола «гасят» полукупола, покоящиеся на мощных, сложной формы столбах, от которых каменная масса ниспадает на паруса и арки. Благодаря этому боковые стены здания стали хрупкими, сплошь изрезанными окнами, а весь интерьер Софии оказался залит светом, преображающим каменную массу, делающим ее невесомой и нематериальной.
Тонкая скорлупка стен, снаружи нейтральная (однообразная плинфа ), а внутри драгоценная (золото, натуральные камни, обилие естественного и искусственного света), оказалась важнейшей находкой византийской архитектурной эстетики и воплотилась в огромном разнообразии форм. А купол Софии стал идеей фикс византийской, а затем и османской архитектуры, так никогда никем не повторенной: слишком сложным и амбициозным оказался проект архитекторов Юстиниана.
Сразу после завершения постройки Святой Софии ее купол дал трещину
и затем неоднократно переживал ремонты (первый из них случился после
землетрясения в 557 году), в ходе которых его укрепили, построив контрфорсы и заложив
часть окон барабана. Неудивительно, что со временем внешний облик Софии
сильно мутировал: ее логичный конструктивный каркас оказался скрыт
мощными каменными ризалитами, мелкими башенками и всевозможными служебными помещениями.