Синтети́ческая биоло́гия (англ. synthetic biology) — новое научное направление в биологии,
занимающееся проектированием и созданием биологических систем с
заданными свойствами и функциями, которые не имеют аналогов в природе.
Синтетическая биология развивает генную инженерию, переходя от перемещения нескольких генов между организмами к созданию искусственного генома. С 2003 года количество научных публикаций по теме стремительно увеличивается. В перспективе это направление позволяет получение биотоплива из водорослей, бактериального электричества, диагностических препаратов, синтетических вакцин, бактериофагов и пробиотиков для борьбы с инфекциями, повышения продуктивности и устойчивости культивируемых растений и животных.
Помимо практической оценки результатов синтетической биологии существует этический вопрос о том, есть ли у человека право на реализацию искусственной эволюции (ускоренной в миллионы раз в отличие от эволюции естественной) при том, что нет достаточного уровня предвидения последствий. (Википедия)
Синтетическая биология развивает генную инженерию, переходя от перемещения нескольких генов между организмами к созданию искусственного генома. С 2003 года количество научных публикаций по теме стремительно увеличивается. В перспективе это направление позволяет получение биотоплива из водорослей, бактериального электричества, диагностических препаратов, синтетических вакцин, бактериофагов и пробиотиков для борьбы с инфекциями, повышения продуктивности и устойчивости культивируемых растений и животных.
Помимо практической оценки результатов синтетической биологии существует этический вопрос о том, есть ли у человека право на реализацию искусственной эволюции (ускоренной в миллионы раз в отличие от эволюции естественной) при том, что нет достаточного уровня предвидения последствий. (Википедия)
Индикаторные бактерии, которые меняют цвет в присутствии определенных веществ, появились в 2010 году. Поначалу «живые датчики» применялись для обнаружения ртутного загрязнения в воде, но вскоре начали использоваться повсеместно. С 2015 года стала востребованной профессия охотника за пигментами, находящего редкие краски и их гены у экзотических растений и животных. Около 2040-го в моду вошли йогурты с молочнокислыми ГМ-бактериями E. chromi, которые помогают диагностировать болезни кишечника по оттенку выделений.
Десять лет спустя на политической сцене появился «Фронт освобождения апельсина» (OLF) — террористическая организация, выступающая за сохранение естественного оранжевого цвета фрукта.
На рубеже 2070-х климатическое подразделение Google наполнило атмосферу микробами, которые окрашивают воздух, когда уровень углекислого газа достигает опасного уровня. «Если утро стало красным, Google говорит: «Опасно!»» — объясняет популярный детский стишок.
И хотя первые предсказания Дейзи Гинзберг (Британская художница Дейзи Гинзберг, которая увлеклась синтетической биологией и пытается осмыслить место искусственных организмов в будущей биосфере планеты) не сбылись, именно такое будущее подготавливают для нас синтетическая биология и возможность создавать новые формы жизни.
Designing for the Sixth Extinction (2013)Синтетические
организмы для восстановления баланса естественных экосистем в эпоху
массового вымирания. На иллюстрации — самовоспроизводящаяся
биопленка, удаляющая загрязнения воздуха.
Современная биология, тем более такая сложная область, как биология синтетическая, не кажется подходящим увлечением для дизайнера и архитектора. Но за этим видна ясная концепция: по мнению Дейзи Гинзберг, сам базовый принцип дизайна состоит в изменении естественной природы под человека и для него. Поэтому как минимум начиная с промышленной революции XVIII века дизайн занят «переводом» с языка новых технологических решений и научных концепций на язык вещей, продуктов массового производства, которые окружают нас повсюду. Двигатель внутреннего сгорания — это инженерия, автомобиль — уже дизайн; пьезоэлемент — физика, зажигалка — дизайн.
Designing for the Sixth Extinction (2013)
Синтетические
«паразиты», которые отфильтровывают вирусы из соков растения. Дейзи
Гинзберг: «Для биотехнологий это вопрос не сентиментальности,
а сохранения бесценного ресурса — естественной библиотеки ДНК».
Для Гинзберг дизайн — то, что отличает природное от культурного, естественные предметы — от созданных человеком; то, что мы контролируем, от бесконтрольного. В этом смысле ГМ-комары, разработанные британской компанией Oxitec, тоже дизайнерский продукт. Не дающие жизнеспособного потомства, в природе они успешно конкурируют за спаривание со своими дикими собратьями и снижают численность разносчиков малярии и других опасных инфекций. Дизайнерским продуктом стоит назвать и «золотой рис», содержащий значительное количество бета-каротина и способный решить проблему дефицита витамина А в некоторых странах третьего мира. И уж точно результат дизайна — синтетический штамм Mycoplasma laboratorium с искусственно полученным геномом. Новые организмы с новыми функциями — результат приложения дизайнерского мышления, только в области синтетической биологии.
Synthetic Pathologies (2009−2010)
Тревожный
вариант: искусственные гены оказываются в обычных микробах и приводят
к появлению новых странных болезней. Дейзи Гинзберг: «Это новый вид —
гибрид бактерий, производящих стекловолокно, и бактерий, реагирующих
на загрязнение воздуха».
Прогресс против эволюции
Если дизайн — это граница, разделяющая естественное и культурное, то не стоит считать, что области по обеим ее сторонам конфликтуют. Культурное вырастает из естественного и улучшает его — по крайней мере с точки зрения человека. Естественное — продукт эволюции, которая всегда отвечает на вызовы текущего момента и неспособна к разумному планированию или замыслу. Эволюции незнакомо понятие «лучше», современные медведи не лучше динозавров, просто лучше приспособлены к сегодняшним условиям. Культурный же мир развивается, подчиняясь законам человеческого прогресса: лампа накаливания лучше свечей и лучины, светодиод лучше вольфрамовой нити.
Seasons of the Void (2013)
Емкость
для выращивания электросинтетических организмов: искусственные клетки
на разных стадиях роста.
Однако в области дизайна живых существ вплоть до недавнего времени человек мог разве что соучаствовать эволюции, направляя действие искусственного отбора, — пока в наших руках не появились средства манипуляции геномом, мощные инструменты прогресса, что можно сравнить с возникновением точного машинного производства. Сегодня эти технологии готовы изменить саму «природу природы», в очередной раз преобразить мир — а тем временем Дейзи Гинзберг пытается понять, как он будет выглядеть.
Как и многие специалисты-биологи, происходящее в этой области художница считает новой революцией:
«Стоимость секвенирования и синтеза ДНК быстро падает. Технологии генетической модификации CRISPR увеличили спектр доступных возможностей. Каждый год что-нибудь меняется, — сказала Дейзи, выступая с лекцией на форуме PopTech. — Наверняка появятся ГМ-микробы для очистки нефтяных загрязнений или для нормализации кислотности почвы. Использование модифицированных комаров — уже реальность».
Seasons of the Void (2013)
ГМ-организмы, созданные для дальних
космических миссий и способные обеспечить космонавтов деликатесами. Дейзи
Гинзберг: «Слой за слоем искусственные фрукты производятся бактериями,
которые способны использовать энергию электричества, а не солнечного
света».
Синтетическое царство
Полностью синтетические организмы — продукты технологического прогресса, а не биологической эволюции и вовсе не обязаны подражать природным существам. Имея с ними лишь общую биохимическую основу, уже скоро они готовы выделиться в собственную ветвь на древе жизни.
Надцарство — наравне с бактериями, археями и эукариотами, развивающееся по собственным законам, которые заданы как природой, так и людьми. Действие этих законов и служит предметом главного интереса для Дейзи Гинзберг.
Как будет выглядеть растение, превращенное в живую фабрику? На это ответит разумный дизайн: как специализированный цех, производящий деталь из биополимера. Созревшая, она выпадает из раскрывшегося плода и готова к сборке с другими плодами синтетических растений, чтобы дать цельное полезное устройство.
Знаменательно, что в серии эскизов Growth Assembly, созданных в 2009
году, таким устройством оказывается распылитель гербицидов — инструмент,
жизненно важный для человека, живущего в мире полной свободы
биотехнологий. Художница вовсе не закрывает глаза на потенциальные
опасности такого будущего, и в проекте Synthetic Kingdom представила ряд
довольно пугающих последствий, о предупреждении которых стоит
позаботиться заранее.
В представлении Гинзберг, горизонтальный перенос
генов между синтетическими и природными организмами может привести
к тому, что микробы на зубах будут производить, например, пигменты,
окрашивая их в яркие цвета, а «генетическая утечка» с фабрики
биоэлектроники — к эпидемии развития фосфоресцирующих камней в почках.
Growth Assembly (2009)
Устройство — разбрызгиватель
гербицида — выращивается в ГМ-растениях в виде отдельных
деталей. Дейзи Гинзберг: «Товары больше не нужно развозить по всему
миру, достаточно доставить на место семена».
Впрочем, и этим биотехнологии не слишком выделяются в ряду достижений человека: ни одна из бывших или существующих технологий не лишена негативных побочных эффектов. Рост современной цивилизации уже привел к такому стремительному сокращению биоразнообразия, которое ученые уверенно называют Шестым глобальным вымиранием в истории жизни на Земле. Но подобно тому, как предыдущие шаги в развитии позволяли решить многие проблемы, порожденные прежними технологиями, и синтетическая биология готова «вылечить» биосферу планеты. Искусственные слизни для восстановления кислотно-щелочного баланса почвы, искусственные ежи для распространения семян и даже странные полупрозрачные организмы, заражающие растения и фильтрующие их соки для удаления патогенов, — еще один проект Дейзи Гинзберг и еще один штрих биотехнологичного будущего. Если верить, что прогресс действительно ведет от хорошего к лучшему, то можно согласиться, что именно таким оно и будет.
Александра Дейзи Гинзберг, Лондон Образование: Кембриджский университет (архитектура), Стэнфордский университет (дизайн), Королевский колледж искусств (интерактивный дизайн)