Реконструкция
внешнего вида неандертальца.
(Фото:
Fabio Fogliazza / Human Evolution Museum (MEH) –
Junta
de Castilla y León (Spain).)
|
Чаще древних людей реконструируют в виде каких-то бомжей, чтобы были "подичее", особенно этим грешат братья Кеннисы - именно их пропитые творения чаще всего вылазят в поисковиках по слову "неандерталец", ну знаете, эта одутловатая баба с больной кожей и криво улыбающийся мужик с заплывшими глазками, опирающийся на палку, наверняка все видели:
Возможно, так выглядели
бы аутентичные неандертальцы сегодня - представители малой народности,
познакомившиеся с водкой и чуждыми болезнями, живущие на пособия, не нашедшие
себе места в изменившемся мире...
Если же вы посмотрите на фотографии сохранившихся до наших времен или недавнего прошлого представителей примитивных культур, не сильно испорченных цивилизацией - наиболее "диких" людей эпохи фото - то увидите, что все они так или иначе следят за собой, хоть их представления об эстетике и отличаются от наших (особняком стоят "испорченные дикари" вроде фотомоделей для туристов из племени мурси). Старики их бывают довольно колоритны в плане лиц - да что уж там, скажем прямо, те еще рожи встречаются - но все же не производят впечатления бомжей, они другие. Просто потому что опустившиеся и, увы, больные в примитивной культуре долго не живут.
Современные племена
|
"А чем же так чисто выбрил себе голову сей неандерталец?" - ехидно спрашивают англоязычные комментаторы на одном из сайтов.
Отвечаем западным варварам: осколочком кремня или обсидиана это можно сделать не хуже, чем современным лезвием. и в доказательство приведем свидетельство знаменитого путешественника Миклухо-Маклая от 20 сентября 1871 года:
Отвечаем западным варварам: осколочком кремня или обсидиана это можно сделать не хуже, чем современным лезвием. и в доказательство приведем свидетельство знаменитого путешественника Миклухо-Маклая от 20 сентября 1871 года:
"Около меня собралось человек восемь папуасов... самый резкий контраст с типом моего первого знакомца представлял человек роста выше среднего, худощавый, с крючковатым выдающимся носом, очень узким, сдавленным с боков лбом; борода и усы были у него выбриты, на голове возвышалась целая шапка красно-бурых волос, из-под которой сзади спускались на шею окрученные пряди волос, совершенно похожие на трубкообразные локоны жителей Новой Ирландии. Локоны эти висели за ушами и спускались до плеч. В волосах торчали два бамбуковых гребня, на одном из которых, воткнутом на затылке, красовались несколько черных и белых перьев казуара и какаду в виде веера. В ушах были продеты большие черепаховые серьги, а в носовой перегородке – бамбуковая палочка толщиною в очень толстый карандаш с нарезанным на ней узором. На шее, кроме ожерелья из зубов собак и других животных, раковин и т. п., висела небольшая сумочка, на левом же плече висел другой мешок, спускавшийся до пояса и наполненный разного рода вещами"
- вот такой повседневный прикид, и уж он точно туристам не позировал.
Так же новые друзья Николая Николаевича (Миклухо-Маклая. – прим. Louiza) использовали и подаренные им осколки стекла: (28.10.1871)
"Я снова взглянул на туземца. Улыбаясь, он показывал на осколки стекла и на свою верхнюю губу. Тут я заметил, что он выбрил усы и часть бороды. Это так изменило лицо моего старого знакомого, что я его сперва не узнал. Губы и подбородок были отлично выбриты; он так искусно совершил эту операцию, что нигде не было ни царапины".
Брились ли неандертальцы на самом деле - никто не знает. Скажем так - они в принципе могли это делать, им было чем. А наносили ли они на лицо раскраску? Тоже доподлинно неизвестно, но в культурном слое, относящемся к неандертальцам, в провинции Мурсия на юге Испании, помимо прочего, были обнаружены раковины, содержащие следы краски - желтый пигмент и красную пудру, смешанную с крупинками блестящего черного минерала - и палочки для нанесения этих веществ. Так что что-то неандертальцы определенно красили, может быть, и не рожу, но представление о такой эстетике имели. То же касается и перьев - для чего-то неандеры их определенно использовали, судя по тому, что из выдирали из трупиков птиц, не годящихся в пищу (это определили по следам обработки на птичьих останках), а стрел в то время еще не изобрели.
Так что такая реконструкция, пожалуй, все же достовернее, чем очередной портрет косматого дебила в рваном обрывке шкуры - как вымершую кошку достовернее реконструировать с шерстью произвольного (в пределах разумных экстраполяций) окраса, чем лысой или в свалявшихся грязных колтунах (а че, древняя же!), хотя мы доподлинно и не знаем, какого цвета и с каким узором была ее шерсть. Вряд ли этот доисторический парень выглядел именно так - как-то по-другому, но скорее в каком-то таком духе. Простор же для фантазии! Причем в рамках реальных данных. А какое бы кино получилось например, если серьезно подойти и вдохновить дизайнеров этнографией, а не комиксами...
Так что такая реконструкция, пожалуй, все же достовернее, чем очередной портрет косматого дебила в рваном обрывке шкуры - как вымершую кошку достовернее реконструировать с шерстью произвольного (в пределах разумных экстраполяций) окраса, чем лысой или в свалявшихся грязных колтунах (а че, древняя же!), хотя мы доподлинно и не знаем, какого цвета и с каким узором была ее шерсть. Вряд ли этот доисторический парень выглядел именно так - как-то по-другому, но скорее в каком-то таком духе. Простор же для фантазии! Причем в рамках реальных данных. А какое бы кино получилось например, если серьезно подойти и вдохновить дизайнеров этнографией, а не комиксами...
Реконструкция
|
На самом деле эта тема вовсе не проплачена недоброжелателями братьев Кеннис (см. тему Неандертальцы тоже были людьми). Да, на мой взгляд, их слишком привлекают крайние формы и девиации, но при этом Адри и Альфонс делают весьма (порой чересчур) харизматичные и обаятельные реконструкции, и данный пост посвящен им.
Самка
австралопитека афарского Australopithecus
afarensis
|
Сообразительный зверь гоминид, живший на Африканском континенте около 4 миллионов лет назад. "Человечный" немногим в большей степени, чем таковым является шимпанзе, с почти таким же объемом мозга. Главное отличие заключалось в экологии - по земле этот примат передвигался на двух ногах, достигая в таком состоянии роста полутора метров. Каких-то специфических орудий афарского австралопитека не найдено, но эти существа несомненно использовали для разных действий предметы окружающего мира - те же шимпанзе их вовсю используют и даже изготавливают, а у афарского австралопитека руки были более свободны.
Австралопитек
седиба
|
Другой вид австралопитека, живший 1,78 млн лет назад - нас от него отделяет меньше времени, чем его от вида с предыдущей картинки. Это тоже еще не человек, и вовсе не обязательно наш предок - а если предок, то не единственный: вопреки расхожим представлениям, межвидовое скрещивание часто бывает вполне возможно. Так, волки, шакалы, койоты свободно (преграды только поведенческие) скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство - поэтому вопрос, от кого именно произошла собака, от волка или от шакала, в известной степени бессмыслен - она свободно скрещивается и периодически скрещивалась всю свою историю с ними со всеми.
Судя по всему, подобным образом дело обстояло с африканскими человекоподобными гоминидами, а позже - с разными видами людей. Реконструкция несколько непривычна - он без волос на теле. Обычно даже древних людей, не то что австралопитеков стереотипно рисуют в той или иной степени мохнатыми. На самом деле неизвестно, на каком этапе своей эволюции человек потерял шерсть на теле. Вполне возможно - тогда же, когда встал на две ноги (см. тему Nasalis larvatus и колыбель человечества).
Поза его - по утверждению авторов, так зачастую стоят люди-представители примитивных культур, где принято ходить голыми: карманов-то нет, руки сунуть некуда.
Судя по всему, подобным образом дело обстояло с африканскими человекоподобными гоминидами, а позже - с разными видами людей. Реконструкция несколько непривычна - он без волос на теле. Обычно даже древних людей, не то что австралопитеков стереотипно рисуют в той или иной степени мохнатыми. На самом деле неизвестно, на каком этапе своей эволюции человек потерял шерсть на теле. Вполне возможно - тогда же, когда встал на две ноги (см. тему Nasalis larvatus и колыбель человечества).
Поза его - по утверждению авторов, так зачастую стоят люди-представители примитивных культур, где принято ходить голыми: карманов-то нет, руки сунуть некуда.
Люди.
Турканский мальчик
|
Реконструкция на основе наиболее полного скелета человека работающего Homo ergaster, найденного в 1984 году экспедицией Ричарда Лики в Кении на западном берегу озера Туркана. Это подросток (оценки точного возраста разнятся, потому что мы не знаем, с какой скоростью рос и взрослел этот древний вид людей; наиболее точная оценка по износу зубов составляет 9-12 лет), живший 1,5 миллиона лет назад. Он был представителем еще примитивных, но уже людей - судя по строению их мозга, они уже обладали отдельным развитым речевым центром (у современных обезьян, обученных языку глухонемых, роль речевого центра берут на себя зоны мозга, ответственные за мимику и жестикуляцию) и острым зрением охотника. Вряд ли они могли охотиться на крупную дичь, но им должно было хватать и мелкой - во всяком случае, их челюстям не приходилось пережевывать столько грубой растительности, сколько австралропитекам и питекантропам. Какой образ жизни они могли вести, как воспринимали мир? Возможно, отчасти как наиболее примитивные современные культуры.
Женщина
- человек флоресский Homo floresiensis
|
- Почему я вообще говорю о какой-то харизме, если речь идет о научных реконструкциях?
- Разве среди людей во все времена было мало неопрятных, скучных, уродливых?
- Разве люди с начала времен не болели, не калечились?
- Чем недостоверны бомжеподобные реконструкции, если действительно существуют бомжи, при чем тут обаяние?
Дело в том, что вот эти скульптуры - это в первую очередь популяризация науки. О запавшем в душу персонаже хочется думать, фантазировать, представить в его естественной обстановке, в разных ситуациях, додумать его историю... а для этого - узнать о нем, его культуре и времени больше. "Стереотипный троглодит" же заставит обывателя лишь узнавающе кивнуть и пройти мимо, несимпатичный уродец - удовлетворенно сравнить с ним себя в свою пользу, а в следующую минуту забыть, "и так всё ясно".
Человек
из Джебель-Ирхуд
|
Стоянка Джебель-Ирхуд на территории Марокко - местонахождение одних из древнейших известных останков человека разумного. Возраст останков около 160 тысяч лет. Этот человек такой же, как и мы с вами, его (если заняться этим с детства) можно было бы научить всему тому, что знаем и умеем мы. Какой он расы? - своей собственной, нынешние расы произошли от нее. Возможно, в его речи помимо обычных слогов звучали раскатистые прищелкивания языком, причем на вдохе - это наиболее древние из известных утраченные во всех, кроме наиболее архаичных, языках звуки.
Кроманьонец
из Пршедмости
|
Не надо ставить знак равенства между словами "кроманьонец" и "европеоид". Да, кроманьонцы - предки (одни из) современных европеоидов, но являли собой отдельную, ныне исчезнувшую расу людей, со своими особенностями и своеобразной внешностью, в которой присутствовали и негроидные, и монголоидные, и только им одним (вроде квадратных глазниц) присущие признаки. Этот человек жил 24 000 - 27 000 лет назад на территории нынешней Чехии и вполне соответствовал стереотипам о кроманьонцах - был около 180 см ростом и действительно охотился преимущественно на мамонтов - их кости составляют подавляющее большинство среди разбросанных вокруг стоянки останков животных. Жили он и его сородичи в своеобразных ярангах, каркас которых строился из всё тех же мамонтовых костей, а в охоте им помогали собаки, которых почему-то обычно в сцене охоты на мамонта не рисуют.
И
еще о реконструкциях
В качестве иллюстраций мысли, высказанной в середине поста - несколько реконструкций от Элизабет Дайнэ (которая в очках). Про этих персонажей действительно хочется узнать или придумать истории.
А тот, который с бородой - жил более полутора десятка тысячелетий назад. Он умер в возрасте 65 лет и был похоронен в позе эмбриона в пещере, которую его далекие потомки назовут Раймонден, что ныне находится на территории коммуны Шанселад в Дордони.
В могилу ему положили его инструменты и засыпали сверху охрой.
Этот человек совсем не похож на последнего героя предыдущего поста - за десять тысячелетий северный континент изменил пришельцев, приспособил их под себя. Невысокий, коренастый, носатый, человек из Шанселад выглядел как один из привычных нам европейцев (хотя сразу после обнаружения его по некоторым признакам пытались записать в предки эскимосов). Вот его современница из грота Абри-Пато в той же Дордони, погибшая в двадцатилетнем возрасте:
Прическа и фасон одежды
- фантазия художника (а с чего они должны быть скучными - вон чего на себя
наверчивают порой дикари), но черты лица - достоверно восстановлены по методам
судебной медицины.
А вот, наконец, достойная
главного героя в начале поста серии скво:
Неандерталка
|
Неандерталка. Лохмателькая и ненакрашенная и даже выражением лица похожая на свою сестренку-мымру от Кеннисов, но сравните их и попытайтесь представить, кто с большей вероятностью жил на лоне природы и питался только натуральными продуктами выжил бы в мире без медицины? Смог бы соблазнить молодого здорового дикаря, выносить и родить от него здоровое потомство? Подарить свои гены нам, далеким потомкам? Вот еще парочка:
Неандерталки |
Только учтите: при всем сходстве с обычным человеком и вполне человеческом уме эти девушки обладали силой гориллы и легко сломали бы вам руку. А вот красиво вышивать крестиком их научить бы у вас не получилось, даже занимаясь с ними с детства - разве что КРУПНЫМ крестиком, да и то бедняжки бы каждый раз мучились, пытаясь вдеть нитку в иголку.
Наш вид в процессе эволюции променял силищу на ловкость - наш мозг лучше контролирует работу мышц и приводит в движение лишь отдельные мышечные волокна, тогда как каждый нейрон неандертальца, как и любого другого примата (крупный самец шимпанзе одной рукой поднимает 380 кг, но видели в каком-нибудь ролике, как он неуклюже тыкает в кнопки?) за один раз приводил в движение гораздо больше мышечных волокон.
В критической ситуации, когда мозг посылает телу мощнейший импульс, человек разумный тоже способен на удивительные вещи, но у нас случаи наподобие спасающей ребенка матери, перевернувшей автомобиль, входят в легенды; для неандертальца же такие подвиги были повседневностью. Но и в мелкой работе чистокровный неандерталец часто прикладывал больше мышечной силы, чем требовалось, и изготовление вещей, требовавшее точной мелкой моторики, было для него очень сложным. С определенного момента угнаться за кроманьоцами по пути технического прогресса им стало весьма затруднительно, ведь у соплеменников мастера из Шанселад уже входили в моду орудия из микролитов, а еще они делали вот такие штуки:
Все эти украшения и браслеты из раковин, просверленных зубов оленя и позвонков рыб на женщине из того же народа - не фантазия реконструктора:
Они были на этой девушке, когда ее в той же скорченной позе положили на небольшой дольмен из камней, на котором была изображена сцена охоты на зубра... Эти люди охотились на крупных копытных: зубров, оленей, туров, лошадей; их же и вырезали. И рисовали. Вот женщина из племени, что расписало знаменитую пещеру Ласко:
Она принадлежала к другой, хотя и родственной, культуре. Микролиты ее соплеменники не использовали, зато их цельные каменные лезвия были верхом совершенства (правда, спустя пару тысяч лет первые коренные американцы доказали, что можно делать еще круче):
Нет, вовсе не обязательно она - из тех художников, что оставила нам изображения в пещере. Картины в пещерах - а это в большинстве своем отточенная техника и определенная художественная школа - сделаны, судя по всему, не одним поколением и при этом среди них нет многочисленных неумелых "учебных" попыток: под землю спускались уже сформировавшиеся мастера.
Возможно, эти люди умели рисовать так же, как представители большинства известных нам современных традиционных культур умеют танцевать или петь - учились друг и друга, учили детей, расписывали предметы быта, сцены жилищ (они жили в чумах или типи, найдены следы этих сооружений). Только те утварь да жилища давно сгнили, рассыпались в прах, и картины сохранились лишь в подземельях, где у времени меньше власти.
Возможно, эти люди умели рисовать так же, как представители большинства известных нам современных традиционных культур умеют танцевать или петь - учились друг и друга, учили детей, расписывали предметы быта, сцены жилищ (они жили в чумах или типи, найдены следы этих сооружений). Только те утварь да жилища давно сгнили, рассыпались в прах, и картины сохранились лишь в подземельях, где у времени меньше власти.
(haritonoff)